Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему:
«Звуковая культура речи. Звуки т, к, п»
Цель: Обучение детей правильному произношению звуков т, п, к.
Задачи:
Образовательные:
– Способствовать четкому произношению звуков т, п, к в словах и фразовой речи, в звукоподражаниях со звуками т, п, к.
– Формировать умение составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса.
Развивающие:
– Закреплять названия геометрических фигур: квадрат, треугольник; умение складывать домик из палочек.
– Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, речевое дыхание.
Воспитательные:
– Воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников.
– Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Игра -приветствие
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты-мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Дыхательная гимнастика.
а) на вдох - поднять правое плечо,
на выдох – опустить правое плечо, (повторить 3 раза)
на вдох – поднять левое плечо,
на выдох – опустить левое плечо, (повторить 3 раза)
на вдох - поднять оба плеча,
на выдох – опустить оба плеча, (повторить 3 раза)
б) Рот закрыт, дышать носом, правая рука лежит на животе,
поём гласные звуки на одном выдохе: уаи, ауи, иау.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:А раз вы проснулись, значит, можно начинать играть!
У меня есть сундучок, да не простой, а волшебный.
Он сказки показывать умеет.
Хотите сказку посмотреть да послушать?
Давайте скажем:
«Сундучок- сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка…
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно сказку начинать!
Из сундучка появляется….
А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок – кто это?
Дети. Петушок.
Воспитатель. Верно.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Петушок. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.
Воспитатель. И мы тебя рады видеть, петушок.
Верно, ребята? Давайте поздороваемся с петушком.
Петушок. Я сегодня пришел к вам, чтобы рассказать сказку.
Вы ведь любите сказки? Да только я так спешил, что совсем ее позабыл.
Вы поможете мне вспомнить сказку?
Воспитатель. Конечно же, мы поможем тебе.
3.Основная часть
Артикуляционные упражнения
Приготовьте свои язычки и ротики. Есть у язычка домок, из трубы идет дымок. Каждое утро он открывает дверь в своем домике, выходит гулять и снова прячется в своем домике.
Давайте покажем, как (Открываем ротик-дом).
Чтобы к язычку не забрался хитрый зверь, есть у него забор – это зубки. (Покажите заборчик)
– Когда он чинит что-то в своем домике, то стучит молотком так: Т-Т-Т.
– Покажите, как стучит молоточком.
– Когда он заболеет, то кашляет так: К-К-К.
– Покажите, как кашляет.
– А когда кашу варит, то каша в кастрюле кипит и пыхтит так: П-П-П.
– Покажите, как кипит и пыхтит каша.
Молодцы ребята, у вас отлично получается. Понравилась вам сказка про язычок?
А сейчас я предлагаю вам выйти во двор и поиграть в игру «Петушок. »
Игра «Петушок»
Ход игры: Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.
Тух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит –
Тот бежит!
– Ку-ка-ре-ку!
Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.
Молодцы, ребята, все убежали от Петушка.
Петушок. Как-то раз около своего домика нашел Петя … колосок.
Обрадовался – испеку плюшки. Буду гостей ждать.
Топ-топ-топ это кто идет?
Дети. Кот.
Петушок. Увидел котик домик, стал стучать. Давайте вместе постучим.
- Тук, тук, тук, кто в домике живет?
Не слышит Петушок. Давайте громче постучим. Постучи, Эмир. Наджие, Вика. Услышал Петя, ответил.
- Я Петя-петушок! А ты кто?
- Я Котик-коток. Пусти меня к себе жить, буду я с тобой дружить.
- Заходи.
А я к тебе с подарками. Они у меня находятся в мешочке.
Игра «Волшебный мешочек»
Ребята, хотите узнать, что у Котика в мешочке? Тогда ко мне подойдет тот, кого я назову, достанет предмет и скажет детям, как он называется, а потом скажет, как назвать его ласково.
(дети достают предметы посуды)
- Тарелка – тарелочка,
- Ложка – ложечка,
- Вилка – вилочка,
- Кастрюля – кастрюлька,
- Сковорода – сковородочка,
- чайник – чайничек.
Молодцы, ребята! А как назвать все эти предметы одним словом?
Дети. Посуда.
Воспитатель. Правильно.
- Вот Петушок и Котик вдвоем живут, чай пьют, прянички жуют.
Та-та-та, опять кто-то торопится, пыхтит. Кто это?
Дети. Уточка
Правильно, это уточка Та-та
Увидела уточка домик, постучала. Давайте вместе постучим.
- Тук, тук, тук, кто в домике живет? Егорка, помоги уточке постучать, Семён, Артём.
Я Петя-петушок, я Котик-коток! А ты кто?
-А я уточка Та-та. Пустите меня к себе жить, буду с вами я дружить.
- Заходи.
Пальчиковая гимнастика«На двери висит замок»
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку « замочком»)
Мы замочек повертели (движения сцепленными руками в стороны)
Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)
И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).
Игра с мячом «Назови ласково»
А теперь давайте покажем, чему мы уже научились, как мы научились превращать слова.
Называние предметов:
Рама – рамка, яма - …, репа -… , вата - …, лапа - …, пена - …, лопата -…, панама - …, картина - …, корзина - …, монета - …, солома - …, репа – …, липа - …, нора - …
Дидактическая игра «Большие – маленькие ноги», «Часы»
«Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ» (топает громко и произносит: «Топ-топ-топ»), повторите «Топ-топ-топ».
«Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ. (топает тихо и произносит:«Топ-топ-топ»), повторите «Топ-топ-топ».
«Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп»(топает громко и произносит: «Тупы-туп, тупы-туп»), повторите «Тупы-туп, тупы-туп».
«Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп, туп-туп»(топает тихо и произносит: «Тупы-туп, тупы-туп»), повторите: «Тупы-туп, тупы-туп».
«Большие часы стучали: тик-так, тик-так»(движения руками влево-вправо, произносит: «Тик-так, тик-так»), повторите: «Тик-так, тик-так»
«Маленькие часики бежали: так-так, так-так»(движения руками влево-вправо, произносит: «Так-так, так-так»), повторите: «Так-так, так-так»
III. Заключительная часть
Воспитатель. Но, вначале давайте вспомним, как звали петушка из сказки? (Петя) А его друзей? (Котик-коток, уточка Та-та). Молодцы, ребята, понравилась вам сказка про Петю – петушка? А про язычок? Ваши язычки какие научились петь звуки?
Когда они чинят что-то в своем домике, то стучат молотком как? (Т-Т-Т)
Когда они заболеют, то кашляют как? (К-К-К)
А когда кашу варят, то каша в кастрюле как кипит и пыхтит? (П-П-П)
Воспитатель. А теперь вы можете выбрать себе друга. (Дети достают игрушку из мешочка и называют ее)
Воспитатель. Для кого ты построил домик? (Для зайчика) и т.д.