СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Выделение признаков связного текста"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Выделение признаков связного текста"»

КОНСПЕКТЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1.

ТЕМА: Выделение признаков связного текста. Тема текста.

ЦЕЛИ:

•формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия;

• учить выделять признаки связного текста, определять тему текста;

• формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;

• развивать умения подбирать слова по данному первому слогу.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?»

Назову слова я быстро.

Вы произносите чисто:

Сани, сахар и сапог.

Назовите первый слог! (СА)

— Кто больше придумает слов, начинающихся на слог СО?

Слушай и запоминай,

И красиво называй;

Все слова со слогом СО:

Соня, сода,

2. Виды речи. Беседа-повторение.

— Какие виды речи вы знаете?

— Чем отличается устная речь от письменной?

— Определите вид речи, когда:

• два ученика беседуют;

• ученик пишет на доске;

• ученик отвечает у доски;

• мама читает письмо.

— Для какого вида речи необходимы эти предметы: телефон, ручка, карандаш, микрофон, печатная машинка?

— Из чего состоит наша речь?

— Что выражает предложение?

— Из чего строятся предложения?

3. Запись числа, темы занятия



4. Текст. Признаки текста

На доске:

Боровик — очень красивый гриб.

Мальчик увидел бабочку.

На столе стоял кувшин с водой.

В густой траве спрятался боровичок. Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая.

Весь он важный.

Такой гриб жалко срезать.

— Прочитайте записи на доске. Определите, чем отличают¬ся эти записи?

— В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком — текст? Попробуйте доказать.

— Сегодня мы будем учиться отличать текст от группы предложений.

— Прочитайте предложения, записанные слева.

— Сколько предложений в левом столбике? (3) О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о боровике. Во втором — о мальчике. В третьем —- о кувшине с водой.)

— Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи? Что будет изображено на каждом из них?

— Что же написано в первом столбике? (Предложения.)

— Можно ли подобрать заголовок? Почему?

— Прочитайте запись справа. Сколько предложений во втором столбике? (5)

— О чем говорится во всех этих предложениях? (О боровичке.)

— Сколько рисунков можно сделать к этим предложениям? (Один. На нем будет изображен боровик.)

Учитель-логопед прикрепляет предметную картинку «Боровик» (рис 15).

















— Какой боровичок на рисунке? Прочитайте описание гриба.

— Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Итак, во втором столбике не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о грибе. Все предложения на одну тему — о боровичке, поэтому эти предложения составляют текст. На тему текста указывает его заглавие.

— Запишите в тетрадь определения. (Можно предложить или списывание определений с доски, или запись определений под орфографическую диктовку учителя-логопеда.)

Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

Тема текста — это о ком или о чем говорится в тексте.

— Озаглавьте текст. (Боровик. Боровичок. Вот так гриб!)

— Как автор текста относится к боровичку? (Называет его не боровиком, а боровичком, говорит о его ножке толстенькая, и о том, что он весь важный, значительный. Автор даже срезать его не хочет, любуется этим замечательным грибом.)

5. Физкультминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться.

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили.

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

Ходьба на месте.

Приседания.





Наклоны.







Прыжки.



Потягивания — руки вверх.



Ходьба на месте.



Дети садятся за парты.



— Сядет тот, кто назовет съедобный гриб.





6. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме

На доске:

1. приятно, как, в, лесу, найти, боровик

2. гриб, в, лесах, хвойных, чаще, встречается

3. 3.такой, красавец, елочкой, под, стоит

4. у, него, бархатная, шляпка

5. крепкая, ножка, белая

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА (последовательно по каждому предложению)

— Прочитайте слова, составьте из данных слов предложение.

— О чем говорится в предложении? Сколько в нем слов?

— Повторите предложение, передайте голосом интонацию конца предложения.

— Как обозначить границы этого предложения на письме?

— Оставьте одну строчку, запишите предложения (орфографическая диктовка).

7. Выделение признаков связного текста. Тема текста

— Выразительно прочитайте все записанные предложения. (1—2 учащихся)

— Можно ли назвать записанное текстом? Почему?

— Из чего состоит текст? Последовательно ли расположены предложения в рассказе?

— О чем говорится в этом тексте?

— Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

— Закончите текст. Выберите одно из предложений: Хорошо в лесу!

Такой гриб жалко срезать! Приятно собирать грибы.

— Запишите заключительное предложение.

8. Анализ средств связи предложений в тексте

— Прочитайте текст выразительно. (1—2 ученика)

БОРОВИК

Как приятно найти в лесу боровик! Гриб чаще встречается в хвойных лесах. Стоит такой красавец под елочкой. Шляпка у него бархатная. Ножка крепкая, белая. Такой гриб жалко срезать!

— Рассмотрите на схеме, как связаны предложения. (Учитель-логопед предлагает схему.

Схема

— Какие слова связывают предложения друг с другом? (Боровик, гриб, красавец, у него, гриб).

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

9. Итог занятия

- Что называется текстом?

— Что такое тема текста?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!