СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Зарисовки городского и сельского пейзажа"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Зарисовки городского и сельского пейзажа"»

Конспект урока Изобразительного искусства.

Тема урока: Зарисовки городского и сельского пейзажа.

Класс: 5

Вид урока: беседа.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Цель: расширить представления учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с пейзажами таких художников как М.Нестеров, И.Шишкин, К.Моне, Э.Мане, Д.Беллини, Э.Греко и др., выделить своеобразие творчества каждого из них.

2. Подчеркнуть общие черты пейзажного искусства, расширить знания о видах пейзажа.

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка, фронтальная.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изобразительный ряд: репродукции картин в презентации.

Словарь: городской, сельский пейзаж.

Оборудование для учащихся: бумага, кисти, акварель.

Пояснителья записка.

Организационный момент. Приветствие, позитивная установка на урок. Сообщение темы и цели урока. Определение степени готовности к уроку.

Сообщение новых знаний. На предыдущих уроках мы с вами говорили о различных жанрах изобразительного искусства. Помимо изображения людей, животных и предметов, художник нередко обращается к природе. Изображая природу, мастер старается перенести на полотно ту реальную действительность, которая окружает его в тот или иной момент жизни. Сегодня мы будем говорить о пейзаже: об истории пейзажа, его видах, а также узнаем какую роль он играет в развитии мирового искусства. Пейзаж (от фр. – paysage – вид страны, вид местности) – особый жанр искусства, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными, их разделяют по сюжетам. Существует несколько видов пейзажа: Временные пейзажи, детальный пейзаж, ландшафтный пейзаж, импрессионистический пейзаж, лирический пейзаж, мифологический пейзаж, пейзаж-панорама.

Актуализация знаний учащихся. К изображению природы художники впервые обратились еще в эпоху неолита. Именно тогда начали проявляться первобытные представления людей о природных закономерностях, появились первые представления-композиции, включавшие условные обозначения небесных светил, сторон света, отдельных растений, животных. До нас дошли изображения природы, запечатленные в сценах охоты, рыбалки, войны, относящиеся к культуре Древнего Египта и Двуречья. Причем на картинах изображались не просто деревья, но и их виды. Пейзаж нередко выступал в качестве росписи и рельефа – так древние люди выражали свое отношение к природе. Пейзажная живопись получила большое распространение в Древнем Китае. В эпоху Средневековья в произведениях восточного искусства все чаще встречаются элементы пейзажа. Уже с XIII-XIV вв. пейзаж начинает занимать значительное место в книжном деле. Другим представителем импрессионизма является великий пейзажист Э.Мане. Создает обобщенное представление об увиденном – чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения - «На берегу моря». Художники-пейзажисты открыли, что при наблюдении природы на свежем воздухе мы не видим отдельных предметов, обладающих определенным цветом, но видим красочную смесь всех предметов природной красоты, контуры нечеткие, тени не выглядят черными или коричневыми.

Практическая работа учащихся. Сегодня я предлагаю нарисовать вам небольшой пейзаж (городской или сельский), в котором вы бы смогли отразить всю красоту русской природы. Для работы используйте акварель светлых тонов. Постарайтесь, чтобы ваш рисунок был правдивым, с точностью отражающим многообразие родного пейзажа.

Завершение урока. Подведение итогов урока. Что такое пейзаж? Назовите основные виды пейзажа. Расскажите о пейзажных мотивах в различных произведениях искусства.

План:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Сообщение новых знаний – 10 мин.

  3. Актуализация знаний учащихся – 13 мин.

  4. Практическая работа учащихся – 15 мин.

  5. Завершение урока – 5 мин.



Технологическая карта

Этапы урока/время

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1.Организационный момент. 2 мин.


- Приветствие, позитивная установка на урок.

- Сообщение темы и цели урока.

- Определение степени готовности к уроку.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Регулятивные:
- волевая, саморегуляция;
Личностные:
смыслообразование. Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с преподавателем
и со сверстниками.

2.Сообщение новых знаний. 10 мин.

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о различных жанрах изобразительного искусства.

- Помимо изображения людей, животных и предметов, художник нередко обращается к природе. Изображая природу, мастер старается перенести на полотно ту реальную действительность, которая окружает его в тот или иной момент жизни. Сегодня мы будем говорить о пейзаже: об истории пейзажа, его видах, а также узнаем какую роль он играет в развитии мирового искусства.

- Пейзаж (от фр. – paysage – вид страны, вид местности) – особый жанр искусства, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства.

- Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными, их разделяют по сюжетам. Существует несколько видов пейзажа:

- Временные пейзажи разделяются на сезонные – весенний, летний, осенний, зимний; по времени суток – на дневной, вечерний, утренний, ночной.

- Детальный пейзаж представляет собой изображение картины природы в определенный момент, однако с соблюдением всех подробностей и тонкостей состояния, растительности, условий погоды и т.д.

- Ландшафтный пейзаж разделяется на несколько видов: горный, долинный, лесной, морской (марина).

- Импрессионистический пейзаж изображает природу в момент ее изменения.

- Лирический пейзаж дает ясное представление о внутреннем состоянии художника, в нем отражается чувство единения, согласия, гармонии с природой.

- Мифологический пейзаж – изображение фантастической природы, выдуманных образов.

- Пейзаж-панорама – изображение большого пространства с расположенными там природными объектами.

- Внимательно слушают и запоминают.

Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
- умение структурировать
знания, постановка.


3.Актуализация знаний учащихся. 13 мин.

- К изображению природы художники впервые обратились еще в эпоху неолита. Именно тогда начали проявляться первобытные представления людей о природных закономерностях, появились первые представления-композиции, включавшие условные обозначения небесных светил, сторон света, отдельных растений, животных. До нас дошли изображения природы, запечатленные в сценах охоты, рыбалки, войны, относящиеся к культуре Древнего Египта и Двуречья. Причем на картинах изображались не просто деревья, но и их виды. Пейзаж нередко выступал в качестве росписи и рельефа – так древние люди выражали свое отношение к природе.

- Пейзажная живопись получила большое распространение в Древнем Китае. Важно отметить, что китайские художники изображали природу не с целью создания украшения, а с целью навести зрителей на глубокие размышления. Картины на шелках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда только для того, чтобы окунуться в мир размышлений.

- В эпоху Средневековья в произведениях восточного искусства все чаще встречаются элементы пейзажа. Уже с XIII-XIV вв. пейзаж начинает занимать значительное место в книжном деле. Пейзажные образы постепенно приобретают поэтический подтекст. В искусстве Италии нашла отражение эмоциональная сила природы, ее обновление. Появляются

- Пейзаж – это искусство, в котором наиболее полно отражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно сравнивать с музыкой.

- Другим представителем импрессионизма является великий пейзажист Э.Мане. Его работы также были выполнены на пленэре, что подчеркивало истинное отражение мимолетного впечатления от существующего мира.

- Создает обобщенное представление об увиденном – чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения - «На берегу моря». Художник неоднократно работал на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода реки - «В лодке».

- Художники-пейзажисты открыли, что при наблюдении природы на свежем воздухе мы не видим отдельных предметов, обладающих определенным цветом, но видим красочную смесь всех предметов природной красоты, контуры нечеткие, тени не выглядят черными или коричневыми. Художник, работающий на открытом воздухе, создает, таким образом, пейзаж настроения. В творчестве постимпрессионистов воплотилось стремление передавать личностное восприятие природы.

- Внимательно слушают

Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи
рассуждения

4.Практическая работа учащихся. 15 мин.

- Сегодня я предлагаю нарисовать вам небольшой пейзаж (городской или сельский), в котором вы бы смогли отразить всю красоту русской природы. Для работы используйте акварель светлых тонов. Постарайтесь, чтобы ваш рисунок был правдивым, с точностью отражающим многообразие родного пейзажа.


- Слушают задание, приступают к выполнению практического задания.

Регулятивные:

- обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством поставленной задачей.

Коммуникативные: - умение слышать, слушать и понимать;

5.Завершение урока. 5 мин.

- Подведение итогов урока.

- Что такое пейзаж?

- Назовите основные виды пейзажа.

- Расскажите о пейзажных мотивах в различных произведениях искусства.

- Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:
- умение структурировать
знания
- оценка процессов и результатов деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!