«Здоровый образ жизни подростков».
Цели:
1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье».
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни.
Ход занятия.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего занятия – «Здоровый образ жизни подростков»
Эпиграфом нашего занятия являются слова: «Человек – украшение мира».
Предлагаю вашему вниманию высказывания великих людей, которые содержат мудрые мысли и прошу, подумав, ответить на вопрос:
- Какие из этих высказываний вам больше по душе, ближе по духу, по смыслу жизни?
«Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою» Л.Н.Толстой
«Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри» Ф. Купер.
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В.А. Жуковский.
«Жизнь – это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя» Ф.Геббель.
Ответы учащихся
Вопрос: Как вы считаете, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего занятия?
- Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»
Ответы учащихся
Воспитатель. Сегодняшняя тема урока посвящена актуальной проблеме поддержания, сохранения и преумножения здоровья на всех этапах жизненного пути человека, но в большей степени в период молодости.
Сегодня мы должны с вами обсудить проблему состояния здоровья современной молодежи, укрепления его и продления активной жизнедеятельности. Хочется, чтобы вы задумались о состоянии своего здоровья и определили, насколько здоровый образ жизни вы сами ведете и наметили пути совершенствования своего здоровья.
Изучение нового материала.
Воспитатель. Предлагается ответить на следующие вопросы:
- Чего вы в первую очередь желаете себе?
- Чего вы в первую очередь желаете своим близким?
- Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?
Ответ. ЗДОРОВЬЕ
- Что же такое здоровье?
Воспитатель. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
Вопросы: 1. Подумайте, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья?
Ответ. Компоненты здоровья тесно связаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.
2. От чего зависит здоровье человека?
Ответ. От образа жизни, поведения, образа мыслей и т.д.
Воспитатель. ЗДОРОВЬЕ – главный дар, данный нам нашими предками и расточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным (ведь оно нам дается совершенно бесплатно) даром?
Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, в результате воспитания в себе здорового образа жизни, а для этого надо очень мало.
Ученые определяют такое стремление как движение в два шага:
1-й шаг состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей
в жизни.
2-й шаг: это выбор путей для реализации тех жизненных установок и
целей, которые вы для себя определили в первом случае.
Есть очень мудрые слова: «Великие люди ставят перед собой цели. Остальные живут своими желаниями».
Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и приложив усилия достичь этого.
Вопрос: Сложно это? ________________________ Да, очень сложно.
- Возможно выполнить это?____________ Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.
Каковы же наши подростки, с точки зрения статистики? Как влияют на них общественные условия? Подростками по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считаются люди в возрасте от 10 до 16 лет. Итак, что же мы на сегодняшний день имеем? Ознакомимся с со статистическими данными.
За последние 10 лет доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 32,1%
10% - выпускников школ могут считать себя практически здоровыми;
50% - имеют патологию;
40% - хронические заболевания.
Каждый 4-й подросток имеет пограничное нервно-психическое отклонение.
В среднем у каждого ребенка до 15 лет выявляется по 2 заболевания, а у каждого подростка регистрируется не менее 3-х.
От 20% до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по здоровью. Годность к военной службе за последние 5 лет не превышает 50 – 70%.
Ухудшающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, ее будущего.
Вопрос: Что является причиной заболеваний?
Ответ. Отсутствие личной заинтересованности в здоровом образе жизни и заботе о продолжении своего рода.
Вопрос: Что может повлиять на здоровье человека?
Ответ. Социально-экономические факторы, природные, биологические, психологические и, конечно же, вредные привычки.
Вопрос: Какие привычки считаются вредными?
Ответ. Курение; алкоголизм; наркомания.
- Насколько распространены вредные привычки среди молодежи?
Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что
количество курящих достигло в среднем 70% (40% - девушки, 60% - юноши);
употребление алкоголя среди подростков составляет – 30%;
прирост наркоманов, в целом по России составлял в среднем 24%.
- Подумайте и ответьте на вопросы:
В чем причина увлечения подростками курением, алкоголем и наркотиками?
К каким последствиям это увлечение приводит?
Способствует ли увлечение вредными привычками сохранению здоровья нации? Что нужно, чтобы в нашей стране было здоровое, жизнеспособное население?
Что значит вести здоровый образ жизни?
(работа в группах)
Итак, мы выяснили, что здоровый образ жизни – это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Недаром в цивилизованных странах ведение здорового образа жизни становится очень популярным, даже модным.
Закрепление пройденного материала.
- От чего зависит состояние здоровья человека?
Ответ. Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.
- Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни?
Ответ. Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.
Подведение итогов урока.
Воспитатель. Практика показывает, что у многих людей, в особенности у подростков, размылось, утратило ценность и цельность представления о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.
Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!
Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.
Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей – означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.