Сабақ 1- Занятие 1
Күні/Дата:
Білім беру саласы /Образовательная область: Коммуникация
Бөлімі/Раздел:Основы грамоты
Тақырыбы/Тема: "Транспорт"
Мақсаты/Цель: Знать буквы М, м
Міндеттері/Задачи: Учить узнавать графический образ буквы. Закрепить ориентировку на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство , печатать в рабочей тетради в клетку/широкую линейку, писать элементы букв. Воспитывать восприятие на слух звуков, выделять их из потока речи и произносить вне слова.
Жабдықтары/Средства: счетные палочки, азбуки -тетрадь, иллюстрации
Сөздік жұмысы /Словарная работа: ударный слог, ударный гласный
Билингвальді компонент/Билингвальный компонент: жол – дорога – road.
Әдіс – тәсілдері/Методы и приемы: игра, загадки, артикуляционная гимнастика, работа в азбуке - тетрадь, составление буквы из счетных палочек, звуковой анализ слова, письмо, оценка работы, подведение итога занятия
Сабақтың барысы /Ход проведения:
Кіріспе бөлімі/Вводная часть:
1.Игра «Кто больше?».
Дети делятся на две группы, педагог называет гласный звук, дети – слова с этим гласным, выделяя его голосом (звук может быть в начале, середине, конце слова).
На доске выставляются фишки, подсчитывается результат.
2.Загадки.
Свет горит, мотор гудит На колесах шины.
По дороге лихо мчит нас в себе … (машина).
Под землею с давних пор
Понарыто много нор.
и по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда. (Метро)
Машины и метро что это? (транспорт).
- Какой первый звук в слове «машина»? [м]. А в слове «метро»? [м’]
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (о звуках [м], [м’], узнаем их букву, и о транспорте.)
3.Артикуляционная гимнастика.
Мы потянем губы к ушкам, и получатся лягушки.
Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.
Язычок у нас станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок, и рот закроем на крючок
Будем щеки надувать с воздухом играть.
Негізгі бөлімі/Основная часть:
1.Работа в азбуке-тетради.
Предлагает вам прочитать слово по первым звукам названий картинок. (дорога)
Ехали они по дороге на машине и на обочине увидели корову.
Ты куда идешь, корова – длинные рога?
– М-м-м! – Мычит корова. – иду я на луга.
Посмотрите и послушайте, как мычит корова.
Педагог произносит звук [м]. указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать. Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало. Произнесите поочередно звуки [а] - [м] и понаблюдайте за тем, как выходит воздух.
Звук [м] гласный или согласный? Почему вы так думаете? докажите! (При произнесении звука воздух встречает преграду.)
2.Анализ артикуляции звука [м]. расскажите о звуке [м] по схеме.
Губы сомкнуты, но без напряжения. воздушная струя идет через нос. Голос работает. дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.
Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. там живет голос. если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос. Как мы обозначаем твердые звонкие согласные звуки? (синей фишкой со звоночком).
Теперь произнесите звук [м’] (так подает голос теленок). Губы растягиваются в легкую улыбку, спинка языка поднимается к небу. Дети совместно с педагогом, наблюдая за артикуляцией в зеркале, анализируют звук [м’] по схеме и делают вывод: звук [м’] – согласный, звонкий, мягкий. Фишка зеленого цвета со звоночком.
Что нам показывают звоночки на фишках? (что звуки [м] и [м’] звонкие).
3.Дифференциация звуков [м] [м’]. игра «сигнальщики».
Дети выделяют звуки [м], [м’], поднимая соответствующую фишку:
- из ряда звуков: а, м, д, у, м’, л…
-из ряда слогов: ма, му, ме, ми…
-из ряда слов: машина, мотоцикл, метро, мопед…
4.Звуко-слоговой анализ слова «машина» (по алгоритму). Назвать ударный слог и ударный гласный.
Динамическая пауза.
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
а носки поднялись, а потом – руки вниз.
1, 2, 3 – вот летит ракета ввысь!
руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет.
5.Знакомство с буквой М.
Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [м], [м’].
Чем различаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Педагог демонстрирует букву М.
Сколько элементов у буквы М?
Какие это элементы?
Постройте букву М из счетных палочек.
На что похожа буква М?
Покажите букву М пальчиками.
6.Письмо.
А теперь напишите букву М в тетради, соединив точки си-ним карандашом.
Қорытынды бөлім/Заключительная часть:
1Вопросы
С какими звуками мы познакомились?
-Чем похожи и чем отличаются звуки [м], [м’]?
2. Закрасьте машинку в красный или оранжевый цвет.
3.Предложите оценить свою работу.
Нарисовать улыбку смайлику.
Линия дугой вниз – ничего не понял. Прямая линия – понял, но не могу объяснить. Улыбка – все понял, могу объяснить маме. объясните свой выбор.