КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Звук [ж], буква ж.
Разработала
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр дополнительного
образования» г. Сасово
Гизатулина Татьяна Васильевна
Тема занятия: Звук [ж], буква ж.
Цели и задачи занятия:
Познакомить детей со звуком [ж], его характеристиками,
Познакомить детей с буквой Ж, формировать навыки чтения с новой буквой в слогах, словах,
Развивать познавательные процессы: речь, внимание, память, восприятие, воображение, мышление;
Развивать навыки фонематического слуха и правильного звукопроизношения, увеличивать словарный запас,
Формировать умение работать в коллективе, умение управлять своим поведением;
Активизировать любознательность и инициативность детей: умение задавать вопросы, высказывать собственные суждения, делать простые выводы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- На наших занятиях мы встречаемся с разными звуками и буквами. Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим, читаем).
- Вспомните, какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Что нужно сделать для того, чтобы четко и правильно произносить звуки? (сделать зарядку для ротика и язычка) (артикуляционную гимнастику)
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
Изучение нового материала.
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который очень любит произносить жук. Кто догадался, что это за звук? (звук [ж])
- Давайте вместе «споем» песенку жука.
- Ребята, а вы обратили внимание на то, как удобно/ неудобно тянуть этот звук? О чем мы можем сделать вывод? (звук согласный)
- Насколько громко звучит эта песня? (достаточно громко, звук звонкий)
- А теперь попробуем мягко произнести этот звук. У кого получилось? Правильно, не получается, так как этот звук всегда твердый.
- Итак, что мы запомнили о звуке [ж]? (звук согласный, звонкий, всегда твердый)
4. Первичное закрепление новых знаний.
- Вы правильно запомнили все о новом звуке. Теперь давайте приготовим ладошки и поиграем в игру «Поймай звук» (нужно хлопнуть в ладошки, если в слове прозвучит звук [ж])
Жара, лето, снег, лужа, жук, кот, сторож, учитель, морж, олень, лев, уж, жаба, букварь, журнал.
- Следующим нашим заданием будет определение места звука в слове и его обозначение цветной (синей) фишкой на полоске бумаги.
- Ребята, давайте поделим наши слова на слоги. Показать ваш ответ помогут наши карточки.
- Вы хорошо справляетесь с заданиями о звуке, и пришла пора познакомиться с буквой Ж. Вот она появляется перед нами.
-Внимательно посмотрите на букву Ж и скажите, на что или на кого она похожа. (ответы детей)
5. Физкультминутка.
- Ребята, мы много поработали и пришло время немного отдохнуть. Давайте выучим с движениями стихотворение о букве Ж и, заодно, разомнемся.
Жук жужжит: - Я шел и шел, | Желтый камешек нашел. |
– Это желудь! Ты не прав, – | Говорит жуку жираф. |
(при использовании мнемотехники, дети иллюстрируют движениями «события» стихотворения)
6. Закрепление новых знаний.
- Букву мы с вами рассмотрели, запомнили, как она выглядит, какой звук обозначает. Теперь нужно научиться ее читать и писать.
- Перед нами таблица слогов. Будем читать вместе, изменяя темп чтения.
- Здорово получилось. Главное, многие успели даже при быстром темпе не отстать! Теперь переходим к букварю и почитаем его задания.
(чтение слов и текстов букваря)
- Осталось научиться писать эту интересную букву. В этом нам помогут наши тетради.
(работа в тетрадях)
7. Итоги занятия.
- Ребята, наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, какой звук мы выучили.
- Он гласный или согласный? Почему?
- Почему, когда мы видим букву Ж, мы вспоминаем жука?
- Кто сможет дома вспомнить стихотворение, которое помогло нам отдохнуть? (при необходимости и наличии времени, можно повторить стихотворение дополнительно)