СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект :«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по теме"Западно-Сибирская равнина"

Просмотр содержимого документа
«Конспект :«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»»





Тема урока:

«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона.

Задачи урока:

I. Дидактические: Учащиеся должны

Знать:

Уметь:

  • особенности географического положения Западной Сибири;

  • влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;

  • уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России;

  • географическую номенклатуру.

  • составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;

  • объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;

  • объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири;

  • показывать на карте географические объекты.




II. Развивающие:

  • Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

  • Развитие проектировочных способностей.

  • Развитие эмоциональной сферы личности.

III. Воспитательные: формировать ценностное отношения к региону - Западная Сибирь. Осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Технология: критическое мышление

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

План урока



Этап урока

Содержание 
(цель) этапа

Время

1

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

4 мин

3

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

33 мин

4

Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

3 мин

5

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

2 мин

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

2 мин



















Ход урока

Основные этапы деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Целеполагание

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами уже изучили природу регионов Европейской части России и Урала, и теперь нам предстоит начать изучение её Азиатской части.

- В поэме А.Твардовского «За далью - даль» говорится:

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.

- Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Ответы учащихся). - Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, тема нашего урока: «Западно - Сибирская равнина. Особенности природы».

Учитель читает стихотворение:

«Неведомая, дикая седая

Медведицею белою Сибирь,

За камни, за Уралом пропадая,

Звала, звала меня в неведомую ширь.

Что в этой шири, где конец раздолью,

А может быть, и нет у ней конца,

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца»



- Откройте в атласе «Физическую карту»

стр. 14. - А как вы думаете, почему именно этот регион мы начнём изучать первым?

1) согласно последовательности изучения крупных районов России, 2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.



А что мы знаем о Западной Сибири?

Запишите свои сведения о Западной Сибири в первую колонку таблицы №1.



- Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне по Западно-Сибирской равнине. - Итак, я приглашаю вас в путь. - Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока) ЦЕЛЬ: 1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно- Сибирской равнины.

ЗАДАЧИ:

1) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании особенностей природы Западно- Сибирской равнины, как географического объекта.

2)Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

3) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. географическое положение. (Слайд №2).

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:

- на западе – восточнее предгорий Урала,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – береговая линия Карского моря,

- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау.)

Проверяют свою готовность

к уроку

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.













Изучение нового материала

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2 – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины, далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 — 5 человек, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

  • Мы работаем в группах исследователей:

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно- Сибирской равнины?»

3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно- Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно- Сибирской равнины?»

4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно- Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

- учебник географии,

- атласы,

- дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,

- словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа — составление описания природных особенностей Западно - Сибирской равнины.




Организация дискуссии.

( Отчёт по группам).

1.Составление кластера по теме (Западная Сибирь)

Интерактивная доска



2.Работа с контурными картами



Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. (Слайд № 17)

- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов. Вот, например,

поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина - на север,

Равнина - на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой – то гигантский утюг!

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

( Отчёт по группам).

(Приложение 3)

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

1.Для обобщения и закрепления изученного материала предлагаю поработать с рабочей тетрадью и ответить на тесты по параграфу

2. Вернемся к таблице № 1 и заполним вторую графу(Узнал Новое)



3.Составьте СИНКВЕЙ (пятистишье)

Придумайте к слову «Сибирь»

1строчка- главное слово

2строчка-2-а прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – крылатая фраза, утверждение

5строчка – существительное –синоним, который выражает суть слова Сибирь

  • Оценка работы групп учителем._____

5. Домашнее задание.

- Для того чтобы ещё раз убедиться, что наши выводы правильные, мы применим полученные знания на практике, выполняя в качестве домашнего задания самостоятельную работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнины».

























КАРТОЧКА

Географическое положение и особенности природы

Восточно- Европейская равнина

Западная Сибирь

В каком полушарии находится



В какой части материка



Омывается водами океанов



Примерные широты



В основании равнин лежат



Тип поверхности



Преобладающие высоты



Климатообразующие факторы



Тип климата



Средняя температура января и июля



Среднегодовое количество осадков



Внутренние воды, их особенности



Природные зоны



Вывод:

(Учитель раздаёт карточки всем учащимся). Параграф № 40, 41, выполнить самостоятельную работу в тетради.

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание















































































Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Чему научились на уроке?

- О чём бы вы хотели узнать больше?

Раздает мордашки детям

Спасибо за урок.







Приложение № 2.



«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

карточка-задание

Задания группе № 1

ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие рельеф земной поверхности.



1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины?

2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая карта»- стр.14-15).

3. Преобладающие высоты.

4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

5. Что такое Северные Увалы?

6.Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине

(см «Тектоническая карта» - стр. 16).

ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной Сибири?

ГП равнины:

- на западе – ____________,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – ____________,

- на юге – до границы с Казахстаном.

Рельеф:

- в основании Западно- Сибирской низменности лежит ___________, перекрытая мощным слоем (3-4 км)_________________,

-рельеф _____________,

  • повлиял на рельеф Западно – Сибирской равнины____________ , отступая он оставил _____________.





Задания группе № 2

КЛИМАТОЛОГИ - учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по «Физической карте» - стр. 15.

2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?

3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

- широта,

- рельеф,

- океаны,

- атмосферные фронты, циклоны,

- горы на периферии.

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Западной Сибири?

Климат:

- климат Западной Сибири _____________.

Причины сурового климата Западной Сибири:

- положение в основном в _________ климатическом поясе,

- удаленность от __________ и Тихого океана,

- равнинность территории,

  • горы по периферии.









Задания группе № 3

ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1. Работа по «Физической карте» - стр. 15.

2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

3. Привести пример. Показать на карте

4. К бассейну какого океана относятся реки и почему?

5. Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

6.Почему весной река Обь разливается на десятки км.?



Дополнительный материал - (Обская губа, р. Иртыш).

ВЫВОД: Каковы особенности речной системы Западной Сибири?

Внутренние воды:

- территория равнины богата ________,_________,__________,___________,

- наиболее крупные водные объекты ______, __________,

- крупнейшее из озёр ______,

Причины заболоченности равнины:

- плоский рельеф,

- многолетняя _______,

- избыточное увлажнение,

- бич болот ____, _______, _______,_________,__________.





Задания группе № 4

ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.

1.Работа по карте Природные зоны стр. 25.

2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине?

3.Какая природная зона занимает большую площадь?

4.Какие виды хвойных пород преобладают?

5.В чём особенность лесостепи и степи, их хозяйственное использование?

6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.



ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?

Природные зоны:

- от тундры до _____________,

- таёжная лесоболотная зона – это царство - ели, пихты, _____,______,_____________,

- самая большая по площади,

- южная часть тайги - берёзово – осиновые мелколиственные леса,

- отсутствует зона широколиственных лесов.

Лесостепь:

- её ширина небольшая,

- много озёр,

- почвы________ ,

- пашни.

Степи:

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм.,

- с плодородными ________ и каштановыми почвами,

Приложение № 3.

( Примерные отчёты по группам).



I ГРУППА исследовала рельеф Западно- Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Геоморфологов». (Слайд № 3)

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру, а в целом - на север.

В основании Западно- Сибирской низменности лежит молодая плита палеозойского возраста, перекрытая горизонтальным наслоением осадочных пластов (3-4 км).

1. - именно эта особенность тектонического строения территории равнины обусловила равнинность рельефа. Рельеф плоский.

2. - повлияло на рельеф Западно – Сибирской равнины и оледенение. Но ледник здесь не пересекал 60 с.ш., но отступая оставил небольшие моренные гряды –Сибирские Увалы.

3.- Местами рельеф междуречий имеет характер волнистой или холмистой равнины.

В Западной Сибири отсутствуют возвышенности. Преобладающие высоты равнины от 0 до 200м. (общее понижение к северу). А что об этом говорит? Реки текут на север.

Работая с «Тектонической картой», выяснили, что Западная Сибирь (Слайд № 4) уникально богатая нефтегазоносная провинция Земли (крупнейшие месторождения нефти и газа),

- на юге – богатейшие месторождения соли (поваренная и глауберова соль), сода,

- на её территории – 60 % общих запасов торфа России,

- залежи бурого угля в Тюменской области,

- на юго-востоке найдены железные руды, содержание железа в них – до 36 - 45%.





II ГРУППА исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно - Сибирской равнины?»

группа – «Климатологов». (Слайд № 5)

В каких климатических поясах находится территория Западной Сибири?

Климат Западной Сибири – континентальный и довольно суровый.

Причины сурового климата Западной Сибири:

1) положение в умеренных широтах, а северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг. (Мало солнечной радиации).

На севере – климат субарктический с холодной, ветреной зимой и прохладным летом.

За полярным кругом мало солнечного тепла и света (несколько недель полярная ночь).

2) удаленность от Атлантического океана, который снабжает влагой (м.у.в. приносит циклоны),и Тихого океана, что обусловливает континентальность климата).

На пути морского воздуха и циклонов находятся Уральские горы. Благодаря небольшой высоте горы не задерживают всю влагу с Атлантики. В Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на русской равнине, 400 - 500мм - на севере, на юге равнины – менее 400мм.

3) равнинность территории, позволяющая холодным массам арктического воздуха с Северного Ледовитого океана, проникать далеко на юг, вызывая летом понижение воздуха до заморозков, а также легко продвигается на север сухой и тёплый воздух Казахстана и Средней Азии. 4) горы по периферии, отгородившие равнину от атлантических в. м. с запада

- и центрально-азиатских – с юго-востока.

В целом: Зима холоднее, чем зима на Русской равнине (почему?)

- Зимой (над Монголией) формируется мощный Сибирский антициклон. Его влияние на погоду Западной Сибири – зима ясная, морозная, холодная, сухая, без оттепелей.

Но случаются на равнине и зимние ураганы, которые местные жители называют пурга.

Лето - тёплое, на юге (в степях) – стоит ясная солнечная погода,

- ср. температура июля + 21-23 градуса.

Снега в Сибири выпадает за зиму меньше, чем на Русской равнине, а толщина снежного покрова даже больше. Почему?

- В Западной Сибири зимой не бывает оттепелей, снег выпадает осенью и не тает до весны, так как Атлантика не согревает зимой Сибирь, снег как бы накапливается.

Континентальность климата на равнине возрастает с севера на юг.(больше амплитуда температур, меньше осадков).



III ГРУППА исследовала внутренние воды Западно- Сибирской равнины и сообщит нам«Каковы главные особенности внутренних вод Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Гидрологов».

- Чем представлены внутренние воды? (Слайд № 6)

Территория равнины богата реками, озёрами, болотами, подземными водами.

  • Наиболее крупные водные объекты:

р. Обь с притоком Иртыш. Она образуется от слияния рек Бии и Катуни. Это одна из величайших рек мира, в России она занимает 1 место по длине и площади бассейна.

Их питание - талые снеговые воды и летне – осенние дожди. (Слайд № 7)

ОБЬ - типичная равнинная река, её ширина 3 - 4 км, а в устье – доходит и до 10 км ,

- глубина реки – до 40 м.

- одна из самых многоводных рек Сибири.

ИРТЫШ (Слайд № 8)- Могучая река, река сибирской истории и чудесных свершений. Горный и тихий, грозный и ласковый, но неизменно щедро отдающий свои воды земле, людям. Есть такая старинная народная сказка о том, как богатырь Иртыш вырвался из каменного плена, бежал из отцовских хором на волю, в степи, чтобы отдать свою силу людям, земле, чтобы соединиться с красавицей Обью.

Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные Надым, Пур,

Таз, Тобол.

- Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

- Равнина плоская, уклон маленький.

- Почему весной Обь разливается на десятки км.?

- маленький уклон,

- сток замедлен,

- реки текут на север,

- берега низкие.

Крупнейшее из озёр – Чаны.



По количеству болот у Западно- Сибирской равнины – тоже мировой рекорд: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории S=800кв.км.,

как здесь. Классический пример заболоченности может служить ВАСЮГАНЬЕ (Слайд № 9), - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша.

- Объясните причины заболоченности равнины. См. схему:

Плоский рельеф.

Многолетняя мерзлота.

Низкие температуры.

Избыточное увлажнение.

Половодье на реках.

Торф (удерживает влагу, во много раз превышающую вес торфяной массы).

БИЧ болот - Гнус (Слайд № 10) - это всё, что жалит и сосёт кровь! Мошка, мокрецы, комары, слепни, оводы. Без них тайгу трудно представить! (Слайд № 11).



IY ГРУППА исследовала ландшафт Западно- Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Ландшафтоведов»..

Большая протяжённость с севера на юг (огромные размеры и плоский рельеф) позволяет уместиться нескольким природным зонам –

- от тундры на севере,

- до степей на юге.

ТУНДРА (Слайд № 13)

- Суровость климата:

- Зима долгая, холодная, ветреная.

- Лето прохладное, ср температура июля + 5 - 10 градусов.

- Осадков выпадает 200-300 мм в год.

- Мало тепла, испарение невелико,

- Увлажнение избыточное,

  • Распространена вечная мерзлота.

РАСТЕНИЯ: Мхи, лишайники, карликовые берёзы, ивы, много ягод: морошка, клюква, брусника, много грибов.

Приспособления растений:

- с осени подготавливают зимующие почки,

- короткий вегетационный период.

ЖИВОТНЫЕ: олени, песцы, лемминги.

Гнездится много растительноядных птиц.

ТАЁЖНАЯ ЛЕСОБОЛОТНАЯ зона (Слайд № 14)

- самая большая по площади, царство ели, пихты, кедра, лиственницы, сосны (елово - пихтовых, лиственично – кедрово - сосновых лесов, с лишайниками и кустарничками). 15

Южная часть тайги – берёзово – осиновые мелколиственные леса.

(Норка, куница, соболь, бурундук, белка, барсук, медведь, волк, лиса, крот, заяц-беляк.

Глухарь, рябчик, горлица, дятел, кулик, серый журавль, бекас, дупель.)

- Отсутствует зона широколиственных лесов.

УРМАНЫ – это заболоченные участки тайги ( в междуречье Оби и Иртыша).

ЛЕСОСТЕПЬ - (КУЛУНДА) (Слайд № 15)

- её ширина небольшая,

- сосновые боры со степными видами животных: овсянкой, полевым коньком, тушканчиком,

- таёжные виды: белка, глухарь,

- много озёр,

- плодородные почвы ,

- пашни.

- РЕКРЕАЦИОННЫЕ ресурсы – юг равнины:

Колки – это рощицы берёз и осин.

Гривы – это песчаные гряды высотой до 10 м .

Встречаются солонцы и солончаки - в условиях недостаточного увлажнения.

СТЕПИ (Слайд № 16)

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм

- травянистые, с плодородными чернозёмными и каштановыми почвами,

- может давать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей (но часто мешает недостаток влаги и пыльные бури в начале лета).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!