Конспект
занятия по рисованию:
«Жили – были дед и баба»
Программное содержание:Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях.Учить детей рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (морщинки, седые волосы, борода и усы у старика, платочек у бабушки). Формировать представление, что выразительность рисунка зависит от удачного выбора штрихов того или иного характера и их расположения. Воспитывать уважение к пожилым людям.
Материал: семейный портрет, лист бумаги с нарисованными овалами лиц для показа приёмов изображения, альбомы, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривания иллюстраций художников Б. Дехтерёва и К. Конашевича к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа «Моя семья».
Ход занятия.
Воспитатель: Весело звонок звенит. Кто же в гости к нам спешит? (Показ семейного портрета).
Воспитатель: Кто нарисован на картине? Как можно одним словом назвать людей? (ответы детей: семья)
Воспитатель: Что такое семья? (ответы детей: люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге).
Воспитатель: К какому жанру живописи относится эта картина? (ответы детей: портрет)
Воспитатель: Почему? (ответы детей: изображены люди, смотрящие на нас).
Воспитатель: Саша, покажи старших членов семьи. Почему вы решили, что это дедушка и бабушка? Чем их лица отличаются от лиц мамы и папы? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, у пожилых людей седые волосы, морщинки на лице, у многих дедушек усы и борода, а у бабушек платочек.
Словесная игра «Назови сказку».
Воспитатель: Многие русские народные сказки начинаются со слов «Жили-были дед да баба...» или «Жили-были старик со старухой...» Давайте вспомним эти сказки. (Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика: пальчики расскажут сказку «Репка».
Воспитатель: Сегодня мы поучимся рисовать деда и бабу, но не во весь рост, а только их портрет - голову и плечи.
Воспитатель: показывает приёмы рисования частей лица, поясняя свои действия (глаза у человека ниже лба, на середине лица, уточняет форму. Нос такого же цвета что и лицо, поэтому лучше рисовать только кончик носа. Как изобразить волосы, усы, бороду у старика. Морщинки у глаз, на лбу и складки от носа к губам у бабушки). Выбираем вместе с детьми цветовую гамму, обращаем внимание на штрихи разного характера.
Под звуки детской музыки дети начинают работать.
В процессе рисования педагог обращает внимание на особенности лица, на пропорции и расположение частей лица, на пропорции между головой и плечами.
После того, как дети нарисовали портрет дедушки, проводится физкультминутка.
Воспитатель: Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места (сжимаем и разжимаем пальцы).
Раз - присели, два - присели, (упражнения по тексту)
Сели встали, сели встали,
Ванькой - Встанькой, словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Дети продолжают рисовать портрет.
Воспитатель: Расскажите, какие портреты вам особенно понравились. Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А на следующем занятии мы будем рисовать, как дедушка и бабушка вылепили Снегурочку. Давайте вспомним эту сказку.
Эмоциональный этюд «Снегурочка».
Дедушка и бабушка лепят из снега Снегурочку. Показать, как оживает девочка (открывает глаза, поворачивает головой), шевелит руками и делает первые шаги. Радость бабушки и дедушки.