СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект _Жизнь и творчество М.М.Пришвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект _Жизнь и творчество М.М.Пришвина

Просмотр содержимого документа
«Конспект _Жизнь и творчество М.М.Пришвина»

Тема. Жизнь и творчество М.М.Пришвина (обзор). Повесть. «Жень-шень»

Цель урока: продолжать знакомство с творчеством М. Пришвина, увидеть красоту и поэтичность его новелл, их идейно- тематическую направленность;

продолжать отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Эпиграф к уроку:

Мои тетради есть оправдание,

суд моей совести над делом моей жизни.

М. Пришвин

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток души человеческой. Тех, кто сумел это понять, М. Пришвин называл читателями - друзьями. Он писал для них.

Где же искать истоки его творчества? Конечно же, вчитываясь в пришвинскую прозу, вглядываясь в картины живой природы, вслушиваясь в её многоголосье.

Посмотрите на фотографии писателя. На них он запечатлён среди друзей, школьников, крестьян. И везде рядом – любимая собака Жулька. А вот он на фоне природы, которую он глубоко любил и понимал.

2. о биографии писателя.

Родился М.М. Пришвин 5 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии. Отец будущего писателя, М.Д. Пришвин, купеческий сын, поэт и мечтатель, превосходный охотник, удивительный рассказчик. Он неплохо рисовал, разводил и выезжал орловских скакунов. Мише было семь лет, когда умер отец, но мальчик хорошо запомнил прощание с отцом. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» описал эпизод, когда отец здоровой рукой одним движением нарисовал на бумаге каких – то необыкновенных животных в ёлочках и подписал: голубые бобры. Потом сердобольные соседки, разглядывая рисунок, вздыхали: «Фантазёр был» Мать Мария Ивановна – волевая, энергичная, трудолюбивая, просвещённая «барыня» и расчётливая хозяйка, сумела дать детям высшее образование.

Близкое знакомство с крестьянами оставило неизгладимый след в душе мальчика. От них он впервые услышал притчу о двух Адамах, один из которых захватил себе всю землю, а другого оставил нищим. Бедняки – крестьяне поделились с юношей и сокровенной мечтой о Золотых горах на Белых водах – сказочной стране, где простому труженику живётся вольготно и счастливо.

Особенно привязался Миша к беднейшему в деревне Гуську, мечтателю, страстному охотнику, всю жизнь ловившему необыкновенного белого перепела. Он брал мальчика на охоту и, по признанию самого Пришвина, научил понимать всё живое.

Жизнь вокруг была полна противоречий и. не умея понять причин бедствий людских, будущий писатель придумал сказку о страшном Кащее, опутавшем цепями весь мир. «Голубые бобры» отца, «белый перепел» Гуська, мечта о Золотых горах питали его веру в возможность устройства общества, независимого от пут Кащея. Эта сказка была источником надежды и радости. Она отвечала тому лучшему и сокровенному, что жило в душе мальчика.

В 1906 году М. Пришвин на последние деньги купил охотничье ружьё и ушёл на север. Результатом этого путешествия стала книга очерков «В краю непуганых птиц». Всё творчество М. Пришвина пронизано мыслью о глубоком родстве человека и природы. Об их неразрывном единстве и взаимном служении он говорит и в детских книгах, и в поэтических поэмах «Чёрный араб», «Жень – шень», «Неодетая весна», «Лесная капель».

В путешествиях рождались новые книги. В 1922 году написана повесть «Мирская чаша», роман «Кащеева цепь», Великой Отечественной войне посвящены «Рассказы о ленинградских детях». Победу над фашизмом писатель ознаменовал былью «Кладовая солнца», в которой высокое человеческое начало побеждает силы зла.

Сохранился дневник М. Пришвина – летопись его жизни за полстолетия. Первые записи сделаны в 1905 году, а последняя – в день кончины. М. Пришвин был человеком внутренней жизни, душой познававший смысл того, что происходило вокруг. Собрание дневниковых поэтических миниатюр составило интересную глубокую книгу «Глаза земли», увидеть которую напечатанной писателю не пришлось.


II. Знакомство с притчей Ричарда Дэвида Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».


«Чтобы познать, открыть новое, быть свободным – для этого мы живём», - считает писатель, философ, потомок великого композитора, Ричард Дэвид Бах.

Прогуливаясь однажды по берегу канала в Калифорнии, он услышал Голос, заставивший сесть его за стол и продиктовавший ему сюжет притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Притча оказалась неоконченной. Сколько ни пытался Р.Бах дописать начатое, но ничего не получалось. И только через 8 лет он вновь услышал Голос, который продиктовал ему конец притчи.

Голос заставил Ричарда Баха, страстно преданного своему летному ремеслу, творить, искать свой смысл жизни в литературе.

Его притча заставляет человека заглянуть в самого себя и научить себя и других быть свободным, умеющим вопреки всем жизненным препятствиям, искать свой корень жизни, свой Жень-шень.

III. Обсуждение повести М. Пришвина «Жень-шень»

Сегодня мы с вами будем обсуждать повесть «Жень-шень», написанную в 1933 году. Она является одной из жемчужин всей русской литературы. Это поэма в прозе. А для того, чтобы прийти к обсуждению вопросов, затронутых в повести, мне хотелось бы познакомит вас с особенностями края, где происходят события, с особенностями знаменитого растения

В повести корень Женьшень был поврежден оленем, но он остался цел и только на время замер, но затем нашёл в себе силы и дал новый цвет на стебле.

  • А герой повести? Не похож ли он на этот Жень-шень?

  • Кто он наш герой?

  • Почему он решил остаться в этом рае?


(Желание понять и постичь; познать себя; возвращение домой – не понимание со стороны окружающих – озлобление («афганцы»). Нужно было дать время – дать найти себя – дать новые ростки – найти смысл жизни!)

Поиски смысла жизни – извечная проблема. Многие писатели пытались найти решение этой проблемы (Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Булгаков и др.)

Именно книги этих писателей помогают открывать нам всё новые грани красоты и души человеческой. Герои стремятся найти смысл жизни, понять себя. Своё «Я». И поступки героев, как бы соотносятся со словами Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, а только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

  • А в чём смысл жизни видит герой?

  • В чём корень жизни?

Он находит его не сразу. Для этого ему понадобилось время, умение заглянуть в себя и найти себя!

  • А что нужно для успеха в поиске корня жизни? (Чистую совесть и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. «А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути»)

Корень – понятие многозначное (предки, оседлость, стержень души, источник жизни).

  • Что думаете вы о корне жизни?

  • Что значит корень для Лувена? (лекарство)

  • Что он относит ещё к лекарству? (корень, панты, травы, кровь зубра, деньги!!!!).

Главное в жизни Лувена - врачевание! Человек должен иметь главное дело жизни!

Гармония с природой делает человека более чистым, внимательным, учит быть более наблюдательнее, философом и психологом!

  • Когда человек чувствует острее: в горе или в радости?

«Шелест жизни! – человек чувствует все острее, слышит все чутко – когда он «болен» душой». Когда человек «болен» душой, он начинает размышлять, раздумывать и о всей жизни. Одиночество заставляет нашего героя искать себе «друга». Человек не может быть одинок! (камень-сердце, «плачь скалы», бакланы-бродяги).

Нет утешения! Нет соблазну ожидания лучшего в переменах на стороне!

Там хорошо, где нас нет. (стрелочник из произведения Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц»)

«Люди? ...Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно!» (цветок из пустыни - «Маленький принц»)

  • Что нужно для счастья? Когда человек может чувствовать себя счастливым? (свобода)

  • А можем ли мы найти счастье? Как найти его?

«Его нельзя найти вне себя» (украинский философ XVIII в. Г.С. Сковорода)

«Как нельзя найти свободы и радости вне себя» (Ричард Д. Бах – XX в.)

И Григорий Саввич Сковорода и Ричард Бах считали так же, что человек живет двойной жизнью, у него два тела, две души. И у героя нашей повести происходит борьба двух людей (он и охотник – незнакомый ему человек)

  • Почему его долгое время мучил вопрос, вернее всю жизнь: «Охотник, зачем ты пустил её и не схватил за копытца?

  • Почему герой искал женщину, похожую на оленя – цветок Хуа-лу? (целомудрие, чистота, материнство, неприступность. Идеал женственности).

  • Почему ушла первая женщина?

  • Почему в её глазах был огонь? (не понимание, не желание удержать её, он был ещё не готов, не нашел себя, он был узником своего тела, зависел от запрограммированных возможностей)

  • Наш герой говорит, что обретает свободу – выходя в долину Зусу-хо.(простор, красота, свобода). А в жизни? Где она свобода?

  • Когда человек может чувствовать себя свободным? (в поисках, в борьбе, имея возможность творить. Но не вседозволенность!!!)

Жизнь на земле – счастье! О счастье жить на земле пишет М. Пришвин в повести, называет её свидетельством победы над самим собой. Это поэма любви! Сколько волнующих проблем ставит перед нами эта повесть!

  • А какие нравственные уроки извлекли вы? (долг; обман-смерть, унижение, совесть-гордость, гармония-любовь, свобода – главное дело жизни, умение преодолевать трудности!)

  • Все это корень нашей жизни! Все эти нравственные критерии вы должны усвоить. Вы уходите в жизнь, где много-много дорог!

  • У каждого человека свой путь. За время существования земли не повторилась ничья судьба. Повторение невозможно. У одного дорога длинна, извилиста, крута, многообразна. У другого – от порога дома в поле и назад. Каждому свое! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить чужой путь! Но мы все идем путем земли: мы люди – дети своей планеты и живем по её законам. Не так-то просто, идя путем земли разбираться в поворотах дорог, троп, тропинок.

Разные люди по-разному могут смотреть на один и тот же факт жизни. А сколько противоречий порой у одного человека!

Найти гармонию – вот предел мечтаний!

Каждый приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою миссию, проделать свой путь. «Я пришла в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение» (одна из основателей движения самопомощи Луиза Л.Хей).

Унизительных положений нет, если сам не унизишься! (мужество оленя)

  • Когда олень сбрасывает свои рога? (весной)

Смена рогов у оленя- обновление!

  • А человек?

  • Каждый из нас должен анализировать свои поступки, подводить итог прожитой жизни - Как я прожил? Возвращение к тем дорогам, которые прошел.


Помните, что вы сами творцы своей судьбы, своего счастья, творцы собственной духовной красоты!

«Железо ржавеет. Не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»

(Леонардо да Винчи).

IV.Рефлексия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!