СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты индивидуальных занятий для постановки свистящих звуков

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий по постановке свистящих звуков С, С`, З, З`. Индивидуальные занятия в старшей логопедической группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты индивидуальных занятий для постановки свистящих звуков»

Управление образования Администрации г. Долгопрудного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Долгопрудного

(МБДОУ детский сад № 15)













Конспекты занятий по постановке свистящих звуков С, С`, З, З`.
Индивидуальные занятия
в старшей логопедической группе детского сада



Подготовил: учитель-логопед
Христофорова С.В.









г. Долгопрудный

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ С, 3

Нормальная установка при произнесении твёрдых звуков.

1) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

3) Зубы сомкнуты или сближены.

4) Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

5) Звук с глухой, з звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воз духа.

1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ.

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуть. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторять упражнение. Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: с—а, с—о, с—у, с—ы (допускается использовать палочки)

са—со—су—сы 

сы—су—со—са

со—су—са—сы 

са—сы—со—су

су—са—сы—со 

со—су—са—сы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: с—ам, с—оп—кА, пе—с—ок.

са

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса.

со

Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол.

су

Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун.

сы

Сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка.

2. Без ударения на слоге.

Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.

са

Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.

су

Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.

сы

Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

3. Слова со стечением согласных.

Образец: с—вой, с—патъ, прис—тань.

сва, сво

Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

ска, ско

Скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.

сла, сло, слу

Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

смо, сму, смы, сна, сно, сны

Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.

спа, спо, спу

Спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать.

ста

Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан, старик, пристань, приставить, достать.

сто

Сто, стол, столько, стойка, постой, настойка.

сту, сты

Стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Ларис—а убирает мус—ор. У С—они с—умка.

В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У Бориса русые волосы. Собери сор совком. Собака своих не кусает. Гя упал из санок в сугроб. На рисунке советские солдаты! Судно встало на якорь у скалы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака видит на суку сороку и лает. Трава сохнет на солнце. Бери для скотины сухую солому. В саду сладкие абрикосы. На улице сыро, надевай сапоги. Соня, смотри — сом! У сома усы. В буфете сайка.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

На санках

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском

Гусак за гусаком.

Смотрит свысока

Гусак на гусака

Ой, выщиплет бока

Гусак у гусака.

Загадка

Два соседних колеса

Собирают голоса.

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон)

(В. Фетисов)

В саду

Соня была в саду. В саду стол и скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать. Нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок был не плох.

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА С В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а—с—, о—с—. у—с—, ы—с—, я—с—, ё—с—, ю—с—, и—с—, е—с—.

ас — ос — ус — ыс

ыс — ус — ос — ас

яс — ёс — юс — ис — ес

ес — ис — юс — ёс — яс

ас — яс — ос — ёс

ус — юс — ыс — ис

ас — ес — юс — ус

ес — яс — ис — ос

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: ро—с—, по-га—с—, кол-ба—с—ка

ас

Бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, басня, каска, маска, масло, паста, мастер, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

ос

Нос, рос, воск, мост, рост, хвост, оспа, рослый, остров, острый. Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

ус

Ус, вкус, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, грустный, русский.

ыс

Мыс, кумыс, быстро, выступ, выслать, рыскать, выставка.

яс

Ясно, ясный, ястреб, тряс, пляска, коляска, хлястик.

ёс

Нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый.

ее

Лес, леска, кресло, место, тесто, тесно, интерес, интересный.

ис

Рис, диск, лист, писк, риск, миска, повис, Борис, артист, танкист, искра, кислый, тенистый, гористый, холмистый.

2. Без ударения на слоге.

Образец: пу—с—той, а—с—фальт.

ус

Парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, густой, пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать, брусника.

ис

Тиски, листва, искать, испугать, история, Испания, пенистый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Пё—с— у—с—нул. Арти—с—ты надели ма—с—ки.

У нас пёс. На клумбе астры. У дятла острый нос. Кислый квас. В миске капуста. Арбуз красный. У вас вкусный квас. Мы ловили пескарей. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Береги нос в трескучий мороз. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс у лесника утёнка. На месте пустыря вырос кустарник. Остатки доски кинули в костёр. Кто-то поёт грустную песню. Какой чудесный голос у артиста!

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Борис с Настей на посту

Проверяют чистоту.

—Руки чистые у вас?

Если нет—не пустим в класс!

Баба

Борис с ребятами лепил снежную гору, а мы — бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос — сук от куста. Губы—красные лоскутки. На голове миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пёс Барбос бегал и лаял.

Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт— её видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место краснеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника—красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Пастух

Борис был пастухом. Он пас телят. У пастбища лес. Это опасно. Того и гляди выскочит волк.

Барбос помогал. Но он часто убегал в кусты. Борис не пускал его в кусты. Не пускал близко к кустам и телят.

«Надо поить телят и самому поесть», — думает Борис. Еда в сумке у сосны. Там и водоём с водой. Борис гонит телят. Барбос помогает.

Подогнал Борис телят. Лёг под сосной. Потом достал редиску, хлеб, колбасу, мясо. Кость отдал Барбосу. Барбос грыз кость.

Поел Борис, отдохнул немного. Стал опять пасти.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-сладкий квас. Спелый абрикос. Салат из редиски. Колбаса с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса. Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок, Настя.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

За ягодами.

Мы долго искали в лесу ягоды. Устали, отдохнули под сосной. В лесу стало темнеть. Мы быстро пошли домой.

Где-то близко блеснул и погас огонёк. Через несколько минут вспыхнул костёр. У костра охотники. Костёр освещает нам путь. Скоро мы были дома.

Обед

Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Обед был чудесный.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

…И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне...

(С. Есенин.)

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Первый снег

Наконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.

Проснувшись, как обычно, на зорьке. Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.

Скоро проснулись другие тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на лесную поляну.

Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся — да и в снег отдыхать. Хорошо там! Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. (Г. Скребицкий.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА С

Мягкий звук с легко ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука с.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: с—я, с—ё, с—ю, с—и, с—е.

ся—сё—сю

си—се—сю

сю—ся—сё

се—си—сю

ся—си—се

си—сё—си

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением и без ударения на слогах.

Образец: с—ядь, С—ё—ма, ко—с—ил—ка

ся

Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток; Ася, Вася, Люся, Муся, месяц, десять, косят, бросят, носят.

сё, ею

Сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, новосёл, тесёмка; Асю, Васю, Дусю, Люсю, Мусю, сюда.

си

Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный, осина, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил, керосин; гуси, синица, Сибирь, сидеть, сигнал, силач, сироп, сирень, ситро, синева, лисий, носит, бросит, просит, косит, персик, босиком, василёк.

се

Сел, сев, семь, серп, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, сеялка, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, себя, седло, седой, седок, сезон, секрет, Серёжа, семена, серебро, секунда, селёдка, пасека, плесень.

сь

Ось, весь, высь, гусь, лось, рысь, брось, боюсь, борюсь, Васька, моська, письмо, моюсь, бреюсь, восьмой, тесьма.

2. Слова со стечением согласных.

Образец: вс—який, с—вёрток, с—лива,

све, свё, сви

Свет, сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок, свёрла, свёкла, свёрток, свинка, свитер.

еле, слё, ели, сля

След, слева, слёт, слива, сливки, слить, слякоть.

сме, сми, смя, сне, сни, сня

Смех, смелый, смена, сметана, смирный, смять, снег, снежок, снегирь, снимок, снять.

спе, спи, спя, сте, сти, „стё

Спеть, спечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, Стёпа.

3. С двумя звуками с.

Свист, смесь, снести, слесарь, спросить, скрести, сесть, сестра, сеанс, силос, система, совсем, сосёнка, сосиски, сессия.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Читать (произносить) тексты.

Потешки

Киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Еле Симочка идёт

И на киску упадёт.

***

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились с горки вниз!

Гуси

Старый дедушка Евсей

На лугу пасёт гусей.

Гуси белые, как снег.

Лапы красные у всех.

А над ними самолёт,

За собой гусей зовёт.

Только гуси не летят,

Видно, гуси не хотят.

А над ними радуга.

Ходят гуси: —Га-га-га ... —

(А. Шиляев.)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся

Один серый.

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вот кричит бабуся:

— «Ой, пропали гуси,

Один серый, Другой белый.

Гуси, мои гуси!»

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Дождь

Дождь в лесу как сетка

Серая висит,

А на каждой ветке

Песенка сидит.

Но сегодня песенки

Приумолкли,

Потому что песенки

Под дождём промокли.

(Е. Стюарт.)

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Лисица

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Ася.

Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада.

Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Ася, но лисица с гусем в лес. Скрылась лисица, не догнала её.

Упражнение. Назвать предметы, изображенные на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У С—имы вас—илек. Вс—юду на ветках с—негири.

Вася косит. У Симы десять слив. Люся сидит на сене. Сёма бегает босиком. Вася умылся и оделся. Симу укусила оса. Мусе восьмой месяц. Серёжа сильнее Севы, но слабее Сени. Кот Васька сидит и следит за сорокой. Кончилось лето, и началась осень. Люся всегда боялась гусей. В реку бросили сети. В сети попали осётры. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Ты не бойся—это гусь. Я сама его боюсь. Под осиной подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Солнце проснулось, лучами к земле потянулось.

Загадки

Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

Растёт зелёный кустик.

Дотронешься—укусит. (Крапива.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

са — ся — са

со — сё — со

сы — си — сы

ся — са — ся

сё — со — сё

си — сы — си

са — ся

со — сё

сы — си

ся — са

сё — со

си — сы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

са — ся

оса —вся лиса —лисята усатый —всякий сад —сядь гусак —гусята кусачки — висячий коса — косяк досада — десятый полосатый — десятый роса—поросята

со — сё

соло — сёла сор — боксёр весомый — весёлый сом — Сёма сотня — сёдла хлебосол — новосёл сок — Васёк фасоль — осёл спросонок — поросёнок

сы — си

сын — синька сытый — ситный бусы — бусинки сыр — кассир сынок — силок косые — косички сыпать — сито весы — висит косынка — косилка сыч — лисичка носы — носи посылка — носилки

с — сь

нос — ось лис — лисья плюс — злюсь вес — весь вас — Васька тесно — тесьма рис — рысь навес — навесь описка — опись

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Коси, коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с лисятами в норе. Повёл гу-сак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. По-росёнок захрюкал спросонок. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. Схватил Симу гусёнок за носок. Лисица видит сыр, — лисицу сыр пленил. Как лодочка, гусыня плывёт по речке синей. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы, и одна бусинка потерялась. Ситный хлеб очень сыт-ный.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

Сеня возит сено на

схватила лиса.

У нас в лесу осины и

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Сосулька

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах ты.

(А. Кондратьев.)

Радуги

Если б радуги мостами

Оставались над домами,

Над лесами,

Над полями,

Получились бы мосты,

Настоящие мосты

Небывалой высоты,

Небывалой красоты.

Но с такого моста

Свалиться очень просто.

Чтоб ходить не страшно было,

К ним приделали б перила.

(В. Коркин.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворения.

Василёк

Вырос возле нивы

Синий Василёк.

Вот какой красивый

Маленький сынок!

Синяя сорочка,

Синий поясок —

Станет мой сынок

Синим, как цветок.

(Н. Саконская.)

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

(Л. Ошанин.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Утро у Васи

Выспался Вася, вышел на крыльцо. Солнце блестит. Блестят росинки, как бусинки. Поросята бегают по двору. Вот идёт соседка. Она приехала сюда с севера. Она несёт сумку с фасолью. А вот сестры Соня и Сима. Соня старше. У неё косы, а у Симы косички. На голове у Сони косынка. Соня работает на косилке.

Вася собирает гусей в стадо. Надо гнать их пастись. Впереди гусак-вожак. За гусаком гуси и гусята. Десять гусят, семь гусей. Хотел идти с ними полосатый кот. Но гусь его прогнал.

Вася свистнул Моську. Моська будет помогать. Близко лес, а в лесу лиса. У лисы голодные лисята. Лиса может унести гусёнка или гуся.

На пути Вася встретил Саню. Саня удил и поймал сома. Саня хвастает. Но и Вася сумеет поймать сома.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА 3 В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: з — а, з—о, з — у, з—ы.

за — зо — зу — зы

зы — зу —зо — за

зо — зу — за — зы

за — зы — зо — зу

зу — за — зы — зо

зо — за — зы — зу

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: з — ал, з — о-лото, ве-з — у.

за

Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.

за

Зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Тре-зор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.

зу, зы

Зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

2. Без ударения на слоге.

Образец: Ли-з— а, пу-з—ы-рёк.

за

База, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, за-вод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загад-ка, мазать, заболеть, заноза.

зу

Вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило.

зы

Вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музы-ка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

3. Слова со стечением согласных.

Образец: з— нать.

Звать, знать, значок, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор, взрослый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У З— ои ваз— а. З— аболели з — убы.

Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. Ударили морозы. На заводе загудел гудок. Зотов повёл Трезора в дозор. Зайцы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Зазвонил 

разбила Зоя.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Вырос в поле дом,

полон дом зерном.

Стены позолочены,

ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

на столбе золотом.

(Колос.)

Рак

Про меня говорят,

будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд —

только задом наперёд.

(В. Орлов.)

Скороговорка

Лезут козы

В грозу в лозу -

Лозу козы

В грозу грызут.

(И. Демьянов.)

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А. С. Пушкин.)

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Как назвать зайца

(Сказка)

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать. За-хотела назвать Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его Волком. Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

— А как тебя зовут? — задают ему вопрос.

— Меня зовут Волком, — говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

— Попался злой Волк! — закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайцем.

Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке, и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА З В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а — з—ма, о — з—ма, у— з — ма.

узма — ызма — азма

азма — язма — озма

озма — ёзма — юзма

ёзма — ызма — изма

изма — езма — язма

язма — ёзма — езма

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: а — з—бука, по — з—дно.

Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, колхозный, совхозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

2. Без ударения на слоге.

Образец: у — з—да, ра — з—бери.

Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узлы, узнать, изба, избушка, избрать, белизна, крутизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Около и — з — бы липа.

Мой брат — колхозный кузнец. Грибы полезны. В гнёздах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. У Зои мать колхозница. В поезде везут заказные письма. На возах колхозники везут арбузы. В роще гнёзда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Сегодня вдруг исчезло лето, бело, безжизненно кругом. Назвался груздем — полезай в кузов.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Поезд не опаздывает

Ваня был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза была больна.

Они ехали в поезде. Ване казалось, что они опаздывают. У разных людей Ваня узнавал: не замело ли дорогу, не опоздает ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала на перрон выходили люди. Вот издали загудел поезд. Затем он показался из-за поворота. Поезд подходил к вокзалу. Заскрипели тормоза. Ваня побежал к поезду. А вот и мама. Около неё Лиза. Они рады.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА «з»

Мягкий звук з ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образецз — я, з — ё, з — ю, з — и, з — е.

зя — зё — зю 

зи — зе — зя

зё — зи — зе 

зю — зя — зё

зе — зю — зи 

зя — зе — зю

зве — звя — зви 

зде — зди — здя

зле — зли — злю 

зме — зми — змее

зре — зри — зря

 

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: с ударными слогами: о-з — яб, з — ёр-на, ни-з — и-на;

с безударными слогами: моро-з— итъ, Ку — зь —ма;

со стечением согласных: з — вено, з — мея.

зя, зю

Озяб, зябь, зяблик, нельзя, хозяин, изящный, грозят, взять, возят, лазят, изюм.

зё

Озёра, зёрна, козёл, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт,

зи

Зина, резина, низина, зимний, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, зима, лазить, Тузик, дивизия, бузина, зимовать, морозить, корзина, Мурзилка.

зе

Зев, газета, музей, зебра, зелень, зеркало.

зь

Возьми, полозья, Кузьма, друзья, резьба.

зве, звя, зде, зли, зме, зре, зря

Звено, звезда, зверёк, звякать, здесь, злить, змея, зреть, зря.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У 3 — ины з — еркало. 3 — мея полз — ёт.

Зина и Зоя —друзья. Лизе дали землянику. У Зины зеркало. Зоя была в магазине. Роза взяла корзину. Зина возит зерно. Кузьма был в музее. Козёл гоняет Тузика. На озере зелёная травка. Ногу Зина занозила, лазила на дерево. Ежик ползёт, иголки везёт. От зари и до зари славят зиму снегири. Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Зина читает 

В  зеленая кукуруза.

Ваня запустил

Кузьма помазал руку

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В звезде найдёшь ты букву 3,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак.)

Друзья

Зина и Зоя — друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они читают «Мур-зилку».

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Зима, зима в Загорске.

Зима явилась в гости.

От белизны блестят дома,

Старинные часовенки.

Зима, зима! Пришла зима!

Загорск стоит, как новенький.

(А. Барто.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА "З"

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за — зя

зо — зё

зу — зю

зы — зи

зя— за

зё — зо

зю — зу

зя — зы

за — зя — за

зо — зё — зо

зу — зю — зу

зы — зи — зы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

зал — взял зол — козёл возы — вози

зайка — хозяйка зорко — зёрна низы — низина

назад — грозят узоры — озёра тазы — тазики

коза — козявка Трезор — призёр грузы — грузить

заяц — зяблик возок — везёт морозы — морозить

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зина. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь. Заяц и козёл.

У забора Тузик. Зоя и Зина — друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой корзине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка.

Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

За то, что завял он

Зелёным в чулане,

Зимой отхлестал он

Хозяина в бане. (Берёзовый веник.)

(Т. Белозёров.)

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

Барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка.

( А. Стародубова.)

Заброшенное озеро

Ваня, Зина и Зоя работали в колхозе. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду колхозникам. Один раз ребята были у озера. Озеро было заброшенное. Оно заросло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался.

Зоя сказала, что озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду. Зина сказала: «Потом очистить озеро от травы». Ваня вздохнул: «Неплохо, но много заботы». Однако Зина и Зоя сказали, что пионеры возьмутся за это дело. И колхозники помогут.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Как звенят колокольчики?

Как звенят колокольчики?

Как звенят колокольчики,

Вероятно, звенят они

Поздно ночью, совсем одни,

Видя звёзд золотых огни,

Потихоньку звенят они.

Колокольчики на лугу?

Я подслушать их не могу!

При луне

Звенят колокольчики,

А при мне

Не звенят они!

(О. Высотская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Проказы старухи зимы

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птицам некуда деваться, и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.

Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова, везут их на обозах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт — и разгорится лицо.

Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы. (По К. Ушинскому.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С - З»

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за — са

зо — со

зу — су

зы —сы

зя — ся

зё — сё

зи — си

зе — се

зва — сва

зво — сво

зву — сву

звя — свя

зви — сви

зве — све

зла — ела

зло — ело

злу — слу

зля— сля

зли — ели

зле — еле

зма —сма

змо —смо

зму — ему

зме —сме

зна —сна

зно —сно

зну — сну

зне —сне

азма — асма

озма — осма

узма — усма

язма — ясма

ёзма — ёсма

юзма — юсма

изма — исма

езма — есма

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками з и с

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы.

Упражнение. Произносить (читать) слова с прямыми слогами.

за — са

зал — сало замок — сапог назад — сад зайка — сайка зальют — салют лизать — лиса Лиза — лиса заперся — сапёр вязанка — санки роза — роса уползай — кусай позади — посадил коза — коса Захар — сахар залезать — салазки заметёт — самолёт

за — со

зов — сон зорко — сопка зола — сова зол — соль зонтик — сонный узор — сор Зоя — соя возок — носок золотой — соловей кузовок — совок

зу —су

зуб — суп зубок — сурок козу — косу вывезу — вынесу зубной — сукно грозу — росу везу — несу мазут — пасут внизу — снесу грызун — плясун

зы — еы

зыбь — еыпь арбузы — бусы пузырь — сыр козы — косы музыка — русый пузырёк — сырок называть — посылать

зя — ся, зё — се

зябь — сядь озёра — села зябкий — всякий козёл — осёл изящный — висячий призёр — боксёр позёмка — тесёмка

зи — си

Зина — Сима резина — трясина зима — синева зимний — синий бензин — керосин магазин — погасил озимый — осина возил — носил корзинка — ворсинка бузина — бусина зимовка — сиротка

зе—се

зев — сев зерно — седло зебра — серый музей — посей зелень — сельдь газета — кассета

зва — сва, зве — све, зво — сво

взвалить — свалить звон — свой зверёк — сверчок взвод — свод

зли — ели, зло — ело, зме — сме

злить — слить взломать — сломать злой — слой змей — смей

зна — сна, зно — сно

знать — снасть зной — сноп

Упражнение. Произносить (читать) слова с обратными слогами.

полозья — колосья

разве — басня

резьба — тесьма

разный — красный

возле — после

гораздо — горластый

поздно — постно

глазной — гласный

козлик — ослик

азбука — астра

гвозди — кости

грузный — грустный

грозный — рослый

кузница — искусница

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой». Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли санки. Наступил синий зимний вечер.

Загадка

Хоть сама и снег и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

Чудеса, чудеса —

Загорелись небеса!

Стали алы облака,

Стала розовой река.

(Заря.)

Колотили Острый Нос

И точили Острый Нос,

Поработал Острый Нос —

Увезли зелёный воз.

(Коса.)

Осень.

Где бодрый серп гулял

и падал колос,

Теперь уж пусто всё —

простор везде;

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде,

(Ф. Тютчев.)

Осветило солнце ели,

Заглянуло в сосняки —

Все снежинки заблестели,

Все зажглись, как огоньки.

(Е. Трутнева.)

Золотое поле

Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды.

Берёзовый лес

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них — белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалась среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, берёзой, полынью. (По И. Бунину.)

Ночлег зимой

Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.

Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать?

Задул ветер. Заколыхались ветки с задумавшимися птицами. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметёт воронку ветер. Зверь не найдёт. Захрустит под зверем снег — тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем на воздухе. (Р. Снегирёв )

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осину

В красном сарафане.

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой;

А под ёлкой грузди

Замостили мостик,..

До свиданья, ёлка,

Приезжай к нам в гости!

(Е. Трутнева.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Как самовар запрягли

Про одно и то же разные люди могут по-разному рассказывать. Вот как самовар запрягли...

Сидел один мастер за самоваром. Пил чай. На самоваре чайник вздрагивает. Заметил это мастер и сказал: «Зря сила пропадает!» Запыхтел самовар. Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар на поле. Приладил к нему колес с ремнём. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.

Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.

Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использовал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль называть пароходом.

Так запрягли в работу ленивый самовар. (По Е. Пермяку.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!