СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты лекционных занятий научного студенческого сообщества «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспекты лекционных занятий научного студенческого сообщества «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»»

Конспекты лекционных занятий научного студенческого сообщества «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»

План лекционного занятия № 1


Дисциплина: «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»

Тема: «Трудновоспитуемость как социально-педагогическая проблема»

Цель занятия: изучить особенности проблемы трудновоспитуемости подростков

Задачи:

а) образовательная: рассмотреть определения понятия «трудновоспитуемость и трудновоспитуемые подростки, описать причины возникновения данного свойства личности, основные признаки.

б) развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

В результате проведения занятия обучающийся должен

знать: особенности проблемы трудновоспитуемости подростков, ее проявления и причины;

уметь: дать определение понятию «трудновоспитуемость», описать особенности проявления трудновоспитуемости подростков;

владеть: основными понятиями данной темы.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: лекционное


1. Установочный (организационный момент)

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии.

Одной из важнейших задач современного общества является формирование гуманной, толерантной, нравственной, мобильной личности, развитие которой происходит именно в подростковый период. Но при реализации данной задачи можно столкнуться с так называемым сопротивлением педагогическому воздействию, которое в научной литературе определяется как трудновоспитуемость.

Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия изучить особенности проблемы трудновоспитуемости: понятие, причины данного явления и основные проявления данного поведения у подростков.

2. Определение содержания материала

  1. Сущность понятия «трудновоспитуемые подростки» в психолого-педагогической литературе;

  2. Факторы возникновения трудновоспитуемости у подростков;

  3. Основные признаки наличия у подростков трудновоспитуемости.

1. Сущность понятия «трудновоспитуемые подростки» в психолого-педагогической литературе

Одной из важнейших задач современного общества является формирование гуманной, толерантной, нравственной, мобильной личности, развитие которой происходит именно в подростковый период. Но при реализации данной задачи можно столкнуться с так называемым сопротивлением педагогическому воздействию, которое в научной литературе определяется как трудновоспитуемость.

По мнению Т.В. Лодкиной, «трудновоспитуемость» означает – «конфликтное состояние подростка, рожденное из неприятия предлагаемых установок» [9].

Т.А. Шиловой трудновоспитуемость понимается как некоторое сопротивление педагогическому воздействию, обусловленное проблемами в усвоении подростками определенных социальных программ [21]. К которым относятся гендерные установки, профессиональная направленность, общественные нормы, законы и правила той среды, в которой формируется и развивается личность данного подростка.

В.В. Долганина отмечает, что трудновоспитуемые – это физически и психически здоровые дети, которые оказывают сопротивление воспитательным воздействиям в силу наличия у них существенных и разнообразных по форме проявлений отклонений, как в нравственном развитии, так и в поведении, вызванных неправильными педагогическими и воспитательными действиями [3].

Согласно В.Е. Сорочинской, трудновоспитуемость у подростка проявляется в сопротивлении им педагогическим воздействиям взрослого [13, с.170]. Под педагогическими воздействиями взрослого понимается: стиль воспитания и личный пример родителей в семье, формирование и развитие личности ребенка во время учебно-воспитательного процесса.

По мнению Г.М. Коджаспировой, «трудновоспитуемость – сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей» 7, с. 152].

М.А. Галагузова отмечает: «Трудновоспитуемость – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания» [14, с. 214-215].

Трудновоспитуемость, по мнению О.М. Поляковой, – «это проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок» [18].

Согласно Г.С. Тагировой, трудновоспитуемость – это сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию различной степени и неспособность / нежелание адекватно реагировать на него [17].

М.И. Дяченко, М.А. Кандибович понятие «трудновоспитуемость» определяют так: «…отклонения в поведении и психике ребенка, нуждающиеся в усиленном внимании со стороны педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления» [17, с. 20].

С точки зрения В.П. Кащенко трудновоспитуемость является результатом отсутствия правильного воспитания, которое влечет за собой развитие тех или иных отклонений в развитии ребенка. Подросток с неправильным поведением это, прежде всего, подросток, имеющий искаженные социальные установки [5].

По мнению М.И. Рожкова, трудновоспитуемость предполагает устойчивое состояние личности, которое характеризуется неприятием нравственных и моральных ориентиров, системы ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, обусловленное рядом биологических, социальных, экономических, психологических и педагогических факторов [12].

В психолого-педагогической литературе авторы по-разному трактуют понятие «трудновоспитуемые» дети.

Так, у Л.В. Мардахаева, под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, «который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности» [10].

Согласно М.А. Ковальчуку, трудновоспитуемыми являются дети, чье «поведение не соответствует общепринятым стандартам и нормам» [6, с. 24].

В.Г. Степанов отмечает, что трудновоспитуемые подростки – это «подростки, имеющие отклоняющееся от нормы поведение и нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников» [16].

В.Н. Сорока-Росинский утверждал, что: «тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта в частности, а наоборот – по причине сложности и богатства своей натуры…: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны – умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении…» [2, с. 370].

По мнению С.С. Степанова, к трудновоспитуемым детям относятся дети, которые неспособны и несклонны выполнять педагогические указания, они в силу различных причин невосприимчивы к целенаправленному педагогическому влиянию [16].

А.А. Чернецкая считает, что трудновоспитуемые дети – это категория школьников, которая очень нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании со стороны сверстников. По ее мнению, ошибочным является представление, что такие дети безнадежно испорчены, она отмечает, что им просто недостает внимания и участия окружающих людей: родителей, учителей и сверстников [20].

С точки зрения Ю.В. Васильковой, «трудновоспитуемые подростки – это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но они не воспитаны и не обучены. Трудновоспитуемые подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу. Они возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, употреблению алкоголя» [2, с. 358].

В.А. Сухомлинский считал, что трудновоспитуемые подростки – это дети, невосприимчивые к педагогическому воздействию, в силу неправильного воспитания [18].

Согласно «Толковому словарю» Л.И. Ожегова, «трудновоспитуемый подросток – это с трудом поддающийся воспитанию ребенок» [11].

А.И. Кочетов обращал внимание на то, что трудновоспитуемость возникает как сопротивление воспитательному процессу. Отличительной особенностью взаимоотношений такого подростка с педагогами является противодействие ребенка любому педагогическому воздействию и проявление у него социально неодобряемых форм поведения [8].

Также, огромное влияние на формирование личности трудновоспитуемого подростка оказывает общество, так, С.Т. Шацкий в своих работах отмечал, что «…трудные дети – это дети, которые живут в неблагоприятных условиях города и «впитывают» в себя плохие стороны взрослой жизни» [2, с. 365].

Л.М. Зюбин, Г.П. Медведев отмечают, что трудновоспитуемыми» подростками являются подростки, которые проявляют нетипичные реакции в ответ на обычные приемы и методы педагогического воздействия, вследствие чего у учителей возникают трудности в работе с такими детьми. То есть это, подростки, которые «нарушают дисциплину, имеют низкий уровень успеваемости, часто конфликтуют с окружающими [4, с.6-7].

2. Факторы возникновения трудновоспитуемости у подростков

«Трудновоспитуемость» имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

По мнению Степанова В.Г., возникновение трудновоспитуемости у подростков обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственно практической деятельностью человека [16].

С точки зрения Лодкиной Т.В., на формирование трудновоспитуемости влияют такие факторы:

  1. своеобразие семейного воспитания:

– отрицательный пример родителей, их аморальный образ жизни;

– самоустранение родителей от воспитания детей;

– психолого-педагогическая безграмотность и беспомощность отцов и матерей;

– нарушение структуры семьи;

– неудовлетворительный психологический климат в семье, наличие конфликтов;

– недостаток общения родителей с детьми;

– аффективность в обращении с ребенком;

– антипедагогические меры воздействия на ребенка.

  1. школа:

– низкая культура обслуживающего персонала;

– неудовлетворительная учебно-материальная база школы;

– недостаточный уровень квалификации педагогов;

– нежелание учителя понимать своеобразия личностного развития ребенка;

– слабая психолого-педагогическая помощь школы семье;

– непостоянная, эпизодическая связь учителя с родителями;

– формальная работа родительских комитетов;

– отсутствие во многих педагогических коллективах социальных педагогов, психологов;

– слабая связь школ с медико-психолого-педагогическими службами и центрами [9].

Галагузова М.А. выделяет ряд основных факторов, которые обуславливают трудновоспитуемость подростков:

  1. биологические:

– генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;

– психо-физические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

– физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению межличностных отношений ребенка в сфере сверстников, коллективе.

  1. психологические:

– наличие акцентуации отдельных черт характера;

– несформированность системы нравственных ценностей ребенка.

  1. социально-экономические:

– социальное неравенство;

– обнищание значительной массы населения;

– ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;

– безработицу;

– инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

  1. социально-педагогические:

– дефекты семейного воспитания;

– дефекты школьного воспитания;

– дефекты общественного воспитания.

  1. морально-этические:

– низкий морально-нравственный уровень современного общества;

– нейтральное отношение общества к проявлениям отклоняющегося поведения [9].

Наиболее типичными факторами формирования детей, трудных в воспитательном отношении Кащенко В.П., Сухомлинский В.А. указывали следующие [5]:

1) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе, обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего «Я», способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;

2) особенности, приобретенные с рождения: недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

3) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:

– искусственное вскармливание;

– передача болезни от кормящей матери;

– бытовые условия;

– болезни и особенности их протекания;

– очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

– ушибы головы, травмы и многое другое.

4) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании;

5) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним;

6) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:

– ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отношение к нему;

– отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы;

– приниженное или недостаточно почетное положение матери в семье;

– отсутствие отца или его положительного воспитательного влияния на ребенка;

– отсутствие единства требований, согласованности действий в процессе воспитания;

– отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положительных воспитательных примеров, фактических образцов для подражания;

7) отрицательный пример окружения [5, с. 134].

Безпалько О.В. указывает на такие факторы возникновения трудновоспитуемости [1]:

1. Социально-экономические;

2. Социально-педагогические;

3. Социально-культурные;

4. Психологические;

5. Биологические.

По мнению Капской А.И., на возникновение трудновоспитуемости влияют такие факторы [15]:

  1. Социально-экономические:

– обще-социальные (нарушение принципов демократии, социальной справедливости, крушение социальных иллюзий, проявление тенденций к дегуманизации);

– экономические (нарушения в народном хозяйстве, планировании и распределительных отношениях, неудовлетворенность потребностей молодежи в материальных благах, средствах досуга);

– социально - демографические (переход к малодетной семье, отчуждение ребенка от семьи);

– социотехнические (миграции, урбанизации, негативное влияние СМИ);

– организационно-управленческие факторы (несвоевременность и непоследовательность в осуществлении мероприятий по актуальным молодежным проблемам).

  1. Психолого-педагогические:

– стремление к самоутверждению;

– чувство «взрослости»;

– повышенная эмоциональность;

– юношеский максимализм;

– стремление выделится, найти себя

  1. Сложные условия семейного воспитания:

– родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни;

– конфликтные ситуации;

– иждивенческие настроения членов семьи, потребительство, забота только о материальном благополучии семьи в ущерб духовному;

– семьи с пониженным морально-образовательным уровнем родителей;

– внешне благополучные семьи с безответственным отношением взрослых к воспитанию детей, пренебрежительным отношением к духовному развитию ребенка, бесконтрольностью, противоречивостью требований.

  1. Упущения в учебно-воспитательной работе школы:

– недостатки в организации ученического коллектива;

– недостатки в организации учебно - воспитательной работы во внеурочное время;

– незнание или не учет педагогами индивидуально - психологических особенностей учащихся;

– недостаточность знания причин трудновоспитуемости, а потому неправильный выбор средств воспитательного воздействия;

– недостаточное внимание к развитию духовности и нравственности учащихся;

– незнание условий семейного воспитания, недифференцированный подход в работе с родителями «трудновоспитуемых» детей;

– отсутствие системности в работе школы с такими детьми и их родителями;

– недостаточное привлечение к работе с учащимися и родителями, общественности, трудовых коллективов;

– отсутствие социальной подготовки коллективов школ к работе с трудновоспитуемыми, однообразие воспитательных воздействий, формализма [15, с. 337-338].

Татенко В.А. выделяет такие группы факторов [19]:

  1. Факторами возникновения и развития трудновоспитуемости можно считать стабильные явления и процессы в социальной ситуации развития ребенка, которые, опосредуя друг друга, сначала служат предпосылками отклонений в формировании нравственных, ценностных и потребностных сфер личности, а затем динамическим силами развития личности ребенка в сторону состояния трудновоспитуемости.

  2. Группа факторов физиологического характера представляет собой совокупность явлений, связанных с особенностями развития ребенка как биологического объекта, организма.

  3. Факторы возникновения и развития трудновоспитуемости психологического характера можно трактовать как врожденные и приобретенные свойства и состояния психики ребенка, способствующие в конкретной социальной ситуации возникновению и развитию трудновоспитуемости.

  4. Факторы возникновения и развития трудновоспитуемости социально-педагогического характера представляют собой устойчивые явления, заметные в микросредах развития ребенка: семье, дошкольном образовательном учреждении, референтной группе сверстников. Они определяют влияние физиологических и психологических факторов на развитие личности, а кроме того, могут определять наличие трудновоспитуемости самостоятельно [19, с.56 – 58].

Изучив научную литературу, мы определили, различные факторы, влияющие на появление трудновоспитуемых детей. Их можно разделять на две большие группы:

  1. психолого-биологические причины – условия, связанные с индивидуально-психологическими особенностями развития детей подросткового возраста. 

  2. социальные причины – влияние семьи, школьного коллектива, коллектива сверстников, круга друзей, средств массовой информации, общества в целом.

Перечисленные факторы не действуют изолированно друг от друга. Никакой отдельно взятый фактор не может фактически быть единственным: трудновоспитуемость всегда создается комплексом факторов, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Все факторы начинают активно взаимодействовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешние отрицательные факторы действуют на психику ребенка, создавая предпосылки внутренних причин негативизма. «Враждебная установка по отношению к внешнему миру, – писал Занков Л.В., – есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка» [9, c. 110]. Вот почему важно знать не только воспитанность школьника, но и его отношение к воспитанию, восприимчивость к педагогическому процессу.

Таким образом, все факторы, влияющие на возникновение трудновоспитуемости у подростков можно разбить на две группы: внешние, к которым относятся: социально-экономические, социально-педагогические и социально-культурные факторы; внутренние – биологические психологические.


3. Основные признаки наличия у подростков трудновоспитуемости

Трудновоспитуемые подростки не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом. Такие подростки характеризуются внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивостью эмоционально - волевой сферы.

О трудновоспитуемых детях и подростках можно говорить, исходя из ряда признаков, четко проявляющихся в их поведении, жизненных установках, сложившихся отношениях, особенности проявления личности в семье, в общеобразовательном учреждении, в коллективе сверстников и единомышленников. По мнению Татенко В.А., главные из них:

– наличие отрицательных реакций на воспитательные воздействия;

– деформация отношений, как в семье, так и в учебных заведениях;

– проявление индивидуализма, эгоистической направленности, наличие эгоцентризма как крайней формы эгоизма и индивидуализма;

– извращение потребностей и интересов, отсутствие социально значимых мотивов поведения, искажение системы ценностей;

– резкие отклонения от нормы поведения, ведущие нередко к правонарушениям и преступлениям [19].

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудновоспитуемые» подростки:

– наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения;

– к категории «трудновоспитуемых» относятся такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются, корректируются; 

– трудновоспитуемые, это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. 

Сочетание всех этих показателей, стойкое проявление их в поведении учащихся дает возможность судить о развитии и усугублении проблемы трудновоспитуемости у детей и подростков.

Различные формы отклоняющегося поведения являются следствием недостаточного усвоения индивидом положительного социального опыта, ошибочные выводы в результате непосредственного наблюдения за деятельностью и поведением окружающих (родителей, педагогов, сверстников и других лиц).

Тагирова Г.С. отмечает, что передача и усвоение социального опыта являются противоречивыми процессами. Разные люди усваивают опыт предшествующих поколений с разной успешностью. Некоторые из них быстрее и эффективнее поддаются обучению и воспитанию, а для других этот процесс сопряжен с существенными трудностями, а нередко и с деформациями личности, т.е. с социальной дезадаптацией, которая означает трудности ребенка (подростка) в приспособлений к социуму, нарушение саморегуляции, снижение потенциала в осмыслении своего настоящего и его связей с прошлым и будущим, нарушение личностных перспектив. Поэтому трудновоспитуемость можно определить и как сниженную восприимчивость субъекта к положительному социальному опыту [17].

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она – результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте ребенка и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения. Одни возникают вследствие своеобразия развития ребенка, его неугомонности и активности, другие – результат негативного воспитания, влияния среды, третьи – следствие нарушения в развитии и недостатков воспитания и пр.

Чаще всего данная проблема формируется не только под воздействием одного из перечисленных недостатков, которая бы находила решение намного быстрее и эффективнее. Но если подобное явление станет результатом слияния всех трех, а то и более недостатков, то такое отрицательное поведение приобретет разрушительный характер, который станет помехой на пути формирования и развития личности подростка.


3. Закрепление изученного материала

1. Дайте определение понятию «трудновоспитуемость»;

2. Назовите основные группы факторов, влияющих на возникновение трудновоспитуемости у подростков;

3. Назовите признаки проявления трудновоспитуемости у подростков.


4. Подведение итогов занятия. Определение задания для самостоятельной работы обучающихся

Повторить лекционный материал.


Литература:

  1. Безпалько О.В. Социальная педагогика:схемы, таблицы, комментарии: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведдений/ О.В. Безпалько. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 208 с.

  2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 440 с.

  3. Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками / В.В. Долганина / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/106-osobennosti-raboty-psikhologa-s-trudnymi-podrostkami /

  4. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. шк., 1982. – 191 с.

  5. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

  6. Ковальчук, М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

  7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 352 с.

  8. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.

  9. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.

  10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

  11. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/245834 /

  12. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 186с.

  13. Сорочинская, В.Е. Организация работы социального педагога / В.Е. Сорочинская. – К.: Кондор,2005. – 198 с.

  14. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова; [под общ. ред. Галагузовой М.А]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

  15. Социальная педагогика. 5-е изд. перераб. и дополн. Учебник./ А.И. Капская; [под ред. А.И.Капской]. – К.: Центр учебной литературы, 2011 – 488 с.

  16. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. ¬ – М.: Издательский центр «Академия»,1996. – 320с.

  17. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

  18. Трудновоспитуемость: сущность, причины, реабилитация: учебное пособие для социальных педагогов и практических психологов образовательных заведений / О.М. Полякова. – Сумы: Университетская книга, 2012. – 346 с.

  19. Трудный подросток: причины и следствия / В.А. Татенко. – К.: Рад. Шк.,1985. – 165 с.

  20. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы / А.А. Чернецкая. – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 400 с.

  21. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.


План лекционного занятия № 2


Дисциплина: «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»

Тема: «Основные типологии трудновоспитуемых подростков»

Цель занятия: изучить основные типологии трудновоспитуемых подростков

Задачи:

а) образовательная: формирование знаний о типологиях трудновоспитуемых подростков.

б) развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

В результате проведения занятия обучающийся должен

знать: основные типологии трудновоспитуемых подростков;

уметь: описать различные типологии трудновоспитуемых, дать характеристику их поведению;

владеть: основными понятиями данной темы.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: лекционное


1. Установочный (организационный момент)

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы трудновоспитуемых подростков в зависимости от детерминант отклонений в их поведении. Если педагог не учитывает тип трудновоспитуемости ученика, считая это явление однородным, отличающимся только лишь степенью проявления отрицательных свойств, воспитательные воздействия могут не принести ожидаемых результатов.

Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия изучить основные типологии трудновоспитуемых подростков.


2. Определение содержания материала

1. Типология трудновоспитуемых подростков В.Н. Сороки-Росинского;

2. Классификация трудновоспитуемых А.И. Капской;

3. Типология трудновоспитуемых подростков Н.Ю. Максимовой;

4. Классификация трудновоспитуемых В. Клайна.


  1. Типология трудновоспитуемых подростков В.Н. Сороки-Росинского

В настоящее время существуют различные типологии трудно­воспитуемых подростков. Одни авторы объединяют трудновоспитуемых подростков в те или иные группы на основе определения доминирующих качеств их личности (Бочкарева Г.Г., Печенюк А.М. и др.), другие классифицируют трудновоспитуемых подростков по степени их педагогической и социальной запущенности (Алемаскин М А., Сенько В.Г., Юрченко Ф.И. и др.), третьи исходят из причин отклоняющегося поведения (Блонский П.П, Выготский Л.С., Молчанов Н.Г., Славина Л.С. и др.).

В работах отечественных психологов 20 – 30-х годов, посвященных проблеме трудновоспитуемости, классификация трудновоспитуемых подростков занимала значительное место (Блонский П.П., Выготский Л.С., Куфаев В.И.). Они подходили к изучению трудного детства с позиции причинности, рассматривая различные истоки этого явления: социальные, биологические, педагогические.

Некоторые авторы (Молчанов Н.Г., Новицкий Ж.Л., Селиверстов Г.В.), принимая за основу деления причину отклонений в поведении, строят классификацию на основе изучения особенностей внешних влияний, обусловливающих генезис асоциальной установки.

Сорока-Росинский В.Н. выделял три типичные группы трудновоспитуемых детей [2]:

Первая группа – это нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных) основ. Она имеет место в виде:

– нормально развитые дети со сравнительно поверхностной деформацией личности. Это такая деформация, которая не успела ещеизменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;

– нормально развитые дети с глубокой деформацией личности. Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, деформации нравственных устоев (духовности) личности, в формировании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

Вторая группа – это дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям и др.), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения – следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты нервной системы и психики. Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме. К ним относятся:

– дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны, плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и волевой сферах;

– дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за тех или иных органических недостатков, приведших к более или менее стойкому повреждению нравственной основы личности;

– дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у таких детей может быть все благополучно: они способны прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях. Однако им не хватает позитивной (нравственной) внутренней основы (ядра), порядочности, чувства чести. Для них характерны грубость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, только чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе противоправные действия по их указанию.

Третья группа – это одаренные дети (супранормные). Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:

– способности к творческой переработке воспринимаемых материалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

– повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;

– нормально развитые нравственные чувства.

Наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:

– дети с психической неустойчивостью и определенной одаренностью. Для этой категории характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях они могут отличаться примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо и т.д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.);

– дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Они вполне владеют собой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль, своеобразие в деятельности. О таких детях можно говорить, как о будущих крупных величинах в определенной области (например, в литературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит их и будут иметь место соответствующие условия;

– дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) деформированные.

Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности вышенормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовнымзапросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремлениями. Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных (эгоистичных) целей [2, с. 140-141].


  1. Классификация трудновоспитуемых А.И. Капской

Капская А.И. определяет 4 типа трудновоспитуемости с характерными для них причинами возникновения и диагностическими признаками [3]:

  1. Педагогическая запущенность, которая возникает как последствие воспитания по типу гипопротекции (пониженного внимания к ребенку) родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка.

Такие дети: неухоженные, неопрятные, у них проявляется импульсивность. Социальная дезадаптация начинается с неудачи в обучении; как результат – негативные эмоции, нарушения отношений с учителями, перенос негативного опыта общения с семьи на сверстников. Они осознают свои проблемы и готовы к изменениям.

  1. Отклонения в психической деятельности или сопротивляемость педагогическим воздействиям – обусловлены граничными нарушениями в эмоциональной и волевой сферах, акцентуациями характера, при сохранении

интеллекта вызывает трудности в обучении, общении. Реакция эмансипации, группировки и др. могут приобретать патологический характер.

  1. Ситуативная трудновоспитуемость обусловлена неумелыми воспитательными действиями. У этих детей ярко проявляются все признаки подросткового возраста: конфликтность, замкнутость, грубость. Но вызваны они именно неосторожными поступками взрослых. Контакт с детьми устанавливается быстро при условии активного слушания, избегания оценочных суждений. Тогда дети сами дают информацию о себе.

4. Собственно трудновоспитуемость возникает в результате таких стилей воспитания как гиперпротекция, попустительство, альтернирующее воспитание [3, с. 340].

3. Типология трудновоспитуемых подростков Н.Ю. Максимовой

Максимова Н.Ю., в соответствии с основными причинами, вызывающими негативное проявление в поведении, выделяет четыре группы детей [4]:

– причиной трудновоспитуемости, которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий;

– сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростком, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из сложившейся ситуации;

– поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и, особенно, навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные дети, которые в силу бесконтрольности и попустительства взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Они нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие дети осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющиеся мотивы у детей внешними стимулами;

– сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажениями представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать собственно трудновоспитуемыми [4, с. 44-46].


4. Классификация трудновоспитуемых В. Клайна

Клайн В. выделял шесть типов трудновоспитуемых детей с точки зрения психотерапевта [1]:

1. Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, попробовать наркотики».

2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу».

3. Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение – контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им».

4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся беззащитными».

5. Психотики. «Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора школы».

6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, не­смотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины» [1, с. 22-23].


3. Закрепление изученного материала

1. Назовите основания для классификации трудновоспитуемых подростков;

2. Опишите типологию трудновоспитуемых подростков В.Н. Сороки-Росинского.


4. Подведение итогов занятия. Определение задания для самостоятельной работы обучающихся

Повторить лекционный материал.


Литература:

  1. Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением /М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

  3. Социальная педагогика. 5-е изд. перераб. и дополн. Учебник./ А.И. Капская; [под ред. А.И. Капской]. – К.: Центр учебной литературы, 2011 – 488 с.

  4. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.


План лекционного занятия № 3


Дисциплина: «Деятельность социального педагога с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательных учреждениях»

Тема: «Организация социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательном учреждении»

Цель занятия: изучить особенности организации социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательном учреждении

Задачи:

а) образовательная: рассмотреть формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками, описать этапы работы социального педагога с трудновоспитуемыми.

б) развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

В результате проведения занятия обучающийся должен

знать: особенности организации социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками, формы и методы работы с ними;

уметь: описать особенности организации работы всех субъектов учебно-воспитательного процесса для социально-психолого-педагогического сопровождения трудновоспитуемых;

владеть: основными понятиями данной темы.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: лекционное


1. Установочный (организационный момент)

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии.

Эффективность работы социального педагога с трудновоспитуемым подростком зависит от правильного выбора форм и методов работы с данной категорией детей. Поэтому специалисту необходимо знать особенности использования и реализации тех или иных форм и методов работы, специфику построения деятельности с трудновоспитуемыми.

Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия изучить особенности организации социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками в общеобразовательном учреждении.

2. Определение содержания материала

1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками;

2. Организация социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками в школе.


1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками

Под формой работы социального педагога следует подразумевать соединение приемов и средств организации деятельности, которая обусловлена его содержанием.

В деятельности социального педагога выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.

В.М. Шахрай отмечает, что индивидуальная помощь трудновоспитуемому подростку в классе – это специальным образом организованная деятельность социального педагога совместно с классным руководителем, педагогами предметниками, которая осуществляется ими непосредственно во взаимодействии с подростком или опосредованно, через его семью и класс, направленная на решение, имеющихся у него различного рода проблем, способствующая социализации ребенка.

Согласно Б.Н. Алмазову и М.А. Беляевой, цель индивидуальной формы работы с трудновоспитуемым подростком состоит, в первую очередь, в выявлении причины, которая вызвала недисциплинированное поведение данного ученика, а затем в разработке мер педагогического воздействия, учитывающих индивидуальные особенности подростка, направленных на устранение именно данной причины и на преодоление тем самым трудновоспитуемости.

Н.Н. Верцинская отмечает, что «эффективность такой деятельности зависит от учета индивидуальных особенностей личности подростка, верного выбора форм и методов работы в соответствии с поставленной целью, от того насколько ребенок заинтересован тем или иным видом деятельности, от степени включенности ребенка в него.

В групповых формах педагогического воздействия объектом являются группа и личность в группе. Социальный педагог организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу, которая в свою очередь, оказывает влияние на трудновоспитуемого подростка. В.В. Бойко отмечает, что в ходе групповой работы, социальный педагог помогает подростку развить свои коммуникативные способности, наладить контакт с группой, придерживаться отведенной роли в ней, а также стимулирует процессы развития позитивных ценностей, обучает правильно распознавать эмоции и выражать их приемлемым образом, контролировать свое поведение и продуктивно справляться со стрессом.

М.В. Шакурова отмечает фронтальную работу, как средство, позволяющее социальному педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив.

В.П. Кащенко считает, что особую роль в развитии духовно-нравственных качеств личности подростка играют социально-практические формы. Учитывая интересы подростков, можно создавать различные секции, кружки, тематика которых будет зависеть от интересов ребенка.

В работе с трудновоспитуемыми подростками используются такие общепринятые и традиционные формы организации социально-педагогической деятельности:

  1. Консультирование – это оказание со стороны социального педагога непосредственной психологической помощи подростку, предоставляемой в виде рекомендаций, на основе личной беседы. Особенности проведения консультирования с трудновоспитуемыми подростками указаны в приложении 1.

  2. Психокоррекция: индивидуальная и групповая. И.П. Подласый отмечает, что индивидуальная психокоррекция используется, в тех случаях, когда подросток, по каким-либо причинам не хочет / не может работать в группе или его проблемы носят индивидуальный характер.

Групповая психокоррекция. В данной форме работы психокоррекционный результат достигается за счет использования социально-психологических возможностей группы, за счет взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

3. Групповые тренинги. Согласно «Краткому психологическому словарю» Л.А. Карпенко: «Тренинг – это совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе».

Г.И. Макартычева выделяет основные принципы работы тренинговых групп и вытекающие из них правила:

1. Активность;

2. Общение по принципу «здесь и теперь»;

3. Уважение к участникам тренинга;

4. Партнерское общение;

5. Конфиденциальность.

Е.А. Леванова акцентирует внимание на том, что игра является ключевым методом в тренинге. «По сравнению с другими тренинговыми методами – диалоговыми (дискуссии, беседы, брейнсторминг), дидактическими (кейсы, работа с документами, видеотренинг и пр.) игровые методы составляют, 70–80 % тренингового арсенала. И это не случайно, так как именно игра, или, вернее, ее возможности позволяют решить практически любую тренинговую задачу», – отмечает она.

С точки зрения Л.И. Белозеровой, одним из основных методов изучения социальным педагогом поведения трудновоспитуемого подростка является наблюдение. Перед началом реализации метода наблюдения необходимо составить план, отражающий основные аспекты, требующие нашего внимания. При помощи данного метода социальный педагог исследует взаимоотношения подростка с семьей, педагогами, сверстниками; особенности его поведения в различных ситуациях и другие аспекты его жизнедеятельности. Наблюдение должно проводиться систематически, без вмешательства социального педагога в ход деятельности и общения подростка. По необходимости, полученные данные фиксируются, а затем поддаются тщательному анализу и интерпретации.

Н.К. Тихомирова отмечает, что для выявления трудновоспитуемости, уровня самооценки и других личностных характеристик подростка, социальным педагогом используются такие методы, как анкетирование и тестирование.

Согласно А.С. Воронину: «анкетирование – это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы». Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно ребенка, или третьего лица. Л.М. Зюбин акцентирует внимание на том, что для достижения максимальной эффективности анкетирования трудновоспитуемых подростков, следует придерживаться таких условий:

– должна быть четко определена цель анкетирования;

– вопросы следует формулировать таким образом, чтобы они предполагали один ответ;

– анкетирование должно проводиться лицом, которому подросток полностью доверяет;

– трудновоспитуемые должны быть уверенны, что ответы без их согласия разглашаться не будут.

Учет двух последних условий является залогом объективных ответов подростка. Анкета по выявлению трудновоспитуемых детей в классе, представлена в приложении 2.

Тестирование позволяет социальному педагогу исследовать степень выраженности исследуемого качества, свойства у подростка, отношение к тем или иным объектам, его психологические характеристики. Полученные результаты имеют количественную характеристику, показывающую меру выраженности диагностируемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории детей нормами.

И.М. Марковская выделяет метод социометрии, который позволяет изучить взаимоотношения подростка с классом, его положения в нем. Анализ социометрии очень много говорит о взаимоотношениях в классе, а именно: сплоченность класса, как члены коллектива выбирают друг друга, к кому прислушиваются, к кому проявляют симпатию или антипатию, кто из детей имеет больше выборов, а кто меньше. При проведении социометрического исследования класса социальный педагог выявляет референтно-метрическую структуру группы. Референтная группа, по мнению А.Д. Гонеева – это дети, которые обусловливают стиль классного жизни, представляют те моральные нормы и человеческие качества, которые господствуют в группе и которых придерживаются остальные учащиеся класса.

«Беседа – в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации», – отмечает И.Г. Зайнышев. Он выделяет задачи, которые социальный педагог в ходе беседы с подростком, должен решить:

– получение благосклонного отношения трудновоспитуемого;

– установление контакта;

– снятие напряжения в общении с ним;

– мотивирование к обсуждению определённой темы;

– формирование реалистических ожиданий относительно совместной работы.

По мнению Л.И. Белозеровой, одним из основных методов работы социального педагога с трудновоспитуемыми является стимулирование. Стимулирование – метод, в основе которого лежит форми­рование у подростков осознанных побуждений их жизнедея­тельности. В социальной педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрение, согласно «Словарю практического психолога» С.Ю. Головина, это побуждение к действию. Оно закрепляет положительные на­выки и привычки. Применение поощрения вселяет уверенность, вызывает позитивные эмоции у ребенка. Этот метод может проявляться в различных вариантах: одобрение действие или слов подростка, похвала за выполненное задание, благодарность за проделанную работу, предоставление почетных награждение.

Э.Ш. Натанзон отмечает, что, применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

– поощрение должно быть справедливым и заслуженным;

– любое поощрение должно пробуждать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

– поощрение необходимо сочетать с предъявлением новых требований, способствующих дальнейшему развитию личности;

– поощрение должно учитывать характер поступка и степень прилагаемых волевых усилий.

Наказание, согласно Э.Ш. Натанзону – это метод, содействующий преодолению нежелательных форм поведения у детей, способствующий воспитанию выдержанности, побуждающий к выполнению определенных обязанностей. Наказание применяется как вспомогательный метод, оно должно быть справедливым, своевременным, не должно унижать достоинство ребенка.

С точки зрения Б.Н. Алмазова, методы стимулирования способствуют формированию у подростка умения правильно оценивать свое поведение и результаты своей деятельности.

Методы воспитывающих ситуаций – это методы, применяемые социальным педагогом для организации деятельности и поведения подростков в специально созданных условиях. В процессе этой ситуации ребенку необходимо решить какую-либо проблему: проблему нравственного характера, проблему выбора социальной роли, проблему способа организации деятельности, и др. В процессе включения в эти ситуации у трудновоспитуемых формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения детей в социальную среду.

Метод «взрыва» считают специфическим методом корректировки поведения, разработанным А.С. Макаренко. «При реализации этого метода воспитательные воздействия педагога, неожиданно предстают перед детьми, в необычном виде и вызывают у воспитанника удивление. При использовании этого метода у ребенка разрушается отрицательный стереотип поведения».

И.А. Невский выделяет такие методики работы с трудновоспитуемыми:

  1. методика позитивного стимулирования, которая снимает у подростков психологическое напряжение перед занятиями относительно общения с учителем, одноклассниками и настраивает их на занятия в школе.

  2. методика дифференциации требований и снисходительных нагрузок с учетом реальных сил и возможностей подростка, с целью укрепления его уверенности в себе.

  3. методика личностного подхода в процессе организации учебы и других видов деятельности, ориентированных на индивидуальные особенности подростка и их развитие.

  4. методика создания ситуаций успеха, которая позволяет улучшить положение подростка в классном коллективе, формирует уверенность в себе, в собственных силах и возможностях, уважения к себе, позитивного отношения к обучению и к школе в целом.

  5. методика рациональной организации учебной и других видов деятельности, позволяющая устранить все непродуктивные расходы сил и времени.

2. Организация социально-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками в школе

В работе социального педагога с трудновоспитуемыми подростками выделяют ряд этапов, каждый из которых подразумевает использование соответствующей формы организации:

  1. Выявление трудновоспитуемых подростков. А.И. Кочетов отмечает, что для выявления трудновоспитуемого ребенка социальный педагог школы проводит диагностику всего коллектива класса. Он определяет систему форм и методов работы по выявлению трудновоспитуемого, при этом социальный педагог пользуется коллективными, групповыми и индивидуальными формами работы. Каждая из форм позволяет с разных сторон взглянуть на личность школьника и способствует проявлению необходимых качеств, которые потребуют дальнейшей коррекционной и профилактической деятельности специалиста. Социальный педагог, выбирая ту или иную форму работы, реализует частные цели. А затем формирует банк данных трудновоспитуемых детей.

Согласно Ю.И. Полищуку, к созданию банка данных трудновоспитуемых подростков и детей группы риска социальный педагог привлекает службы по делам несовершеннолетних, органы образования, здравоохранения, социальной защиты и криминальную милицию по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции: основания постановки на учет ребенка, какие структуры работают с подростком и какая работа проводится для решения имеющейся проблемы. Информация, полученная социальным педагогом при формировании банка данных является конфиденциальной, использовать ее специалист может только в служебных целях.

  1. Диагностика проблем личностного и социального развития этих подростков. А.И. Кочетов отмечает, что после того, как были выявлены трудновоспитуемые дети из всех учащихся учебного заведения, необходимо определить их проблемы и отклонения. Поэтому на этом этапе социальный педагог изучает индивидуальные особенности ребенка, трудности и проблемы, выясняет его интересы и потребности, определяет наличие / отсутствие отклонений в поведении, определяет их причины, исследует причины возникновения конфликтных ситуаций и особенности межличностных отношений ребенка.

Согласно Ю.И. Полищуку: «изучение личности трудновоспитуемого ребенка проходит по такому алгоритму:

– собрать общие данные о ребенке;

– изучить состояние здоровья, особенности физического развития;

– выявить направленность личности;

– определить темперамент;

– выявить особенности эмоционально-волевой сферы;

– определить особенности;

– разработать характеристику межличностных взаимоотношений;

– определить причины отклонений в поведении».

По мнению Г.Н. Голоуховой, по данному алгоритму складывается картина личностного развития трудновоспитуемого ребенка и определяется предстоящая работа с этим ребенком. Алгоритм позволяет классифицировать все возникающие у ребенка пробелы в воспитании, определить причины их проявления и возможно предопределить дальнейшие действия социального педагога.

  1. Разработка программы работы с ребенком (подростком) или с группой детей. И.Г. Зайнышев отмечает, что по результатам диагностики социальный педагог должен определить сущность проблемы, подобрать адекватные психолого-педагогические средства для ее эффективного решения.

Программа содержит цель, выбор форм и методов работы с ребенком, результат. Программа должна соответствовать всем нормам и требованиям работы с трудными детьми и учитывать личностные особенности ребенка.

  1. Реализация данной программы (коррекция). М.И. Рожков считает, что сложно определить этап реализации программы. Так как каждая программа направлена на один объект и содержит, соответствующие только ему, цели. Поэтому этап ее реализации определяется в процессе работы с трудным подростком.

На этом этапе в зависимости от целей и задач программы происходит распределение обязанностей по ее реализации. Социальный педагог координирует действия всех лиц, задействованных в данной программе, он отслеживает результаты, информирует о выполнении программы.

  1. Мониторинг и оценка реализации данной программы. Мониторинг заключается в наблюдении за выполнением запланированных действий и мероприятий с целью корректировки, оценки, достижения намеченной цели и эффективной использования ресурсов. Оценка реализации программы будет зависеть от достижения поставленной цели.

В.Р. Ясницкая отмечает, что социальному педагогу необходима экспертная оценка классного руководителя о социально-коммуникативной деятельности учащихся класса. Экспертная оценка заключается в том, что классный руководитель принимает активное участие в исследовании. Это лицо, которое может объективно оценить испытуемого. Он работает с классом, изучает его, корректирует деятельность, обобщает личные наблюдения.

С точки зрения М. Раттера, в воспитательной работе с трудновоспитуемыми от педагога требуется особая находчивость, настойчивость и педагогическая целесообразность и для создания условий, способствующих повышению эффективности его деятельности.

Процесс выявления, диагностики, коррекции и оценки трудновоспитуемого ребенка – это сложный процесс, который (для получения эффективных результатов) требует учета всех требований и принципов работы социального педагога.

Таким образом, работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком является целенаправленной, многогранной, сложной, систематичной и комплексной. Выбор форм и методов организации социальной работы по выявлению, оказанию помощи и оценки выполненных действий зависят как от самого социального педагога (его опыта работы, принципов работы, убеждений, личности), так и от личности подростка, которому оказывается помощь. Организация деятельности социального педагога с трудновоспитуемым подростком предполагает учет каждого фактора, так или иначе, влияющего на формирование личности ребенка. Соблюдение принципов соцально-педагогической деятельности с данной группой подростков и придерживание последовательности в ней необходимо для продуктивной реализации поставленных целей.


3. Закрепление изученного материала

  1. Перечислите основные формы работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками;

  2. Перечислите основные методы работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками;

  3. Раскройте сущность метода «взрыва» по А.С. Макаренко;

  4. Выстройте алгоритм работы социального педагога с трудновоспитуемыми подростками.

4. Подведение итогов занятия. Определение задания для самостоятельной работы обучающихся

На каждый этап работы социального педагога с трудновоспитуемым подростком, подберите несколько методов работы, которые может использовать специалист на этом отрезке деятельности.


Литература:

  1. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. – М.: Полиздат, 1987.– 150с.

  2. Безпалько, О.В. Социальная педагогика: схемы, таблицы, комментарии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.В. Безпалько. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 208 с.

  3. Белозерова, Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми / Л. И. Белозерова. – Киров: КПИ, 1992. – 243с.

  4. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – СПб.: Союз, 2002. – 160 с.

  5. Верцинская, Н.Н. Трудный ребенок / Н.Н. Верцинская. – Мн.: Нар. oсвита, 1989.–128с.

  6. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006. –135с.

  7. Гиндикин, В.Я. Социально-психическая характеристика различных контингентов трудных подростков / В.Я. Гиндикин. – М.: Высш. шк., 1968. – 294 с.

  8. Голоухова, Г.Н. Организационные социально-педагогические технологии / Г.Н. Голоухова / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://txtb.ru/122/11.html /

  9. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева; [под общей ред. В.А. Сластенина]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

  10. Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками / В.В. Долганина / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/106-osobennosti-raboty-psikhologa-s-trudnymi-podrostkami /

  11. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышев; [под общ. ред. И.Г. Зайнышева]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

  12. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. шк., 1982. – 191 с.

  13. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.

  14. Методики и технологии социального педагога: учебное пособие / Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н.; [под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 353 с.

  15. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив / Э.Ш. Натанзон. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

  16. Никитина, О.М. Социальная педагогика: конспект лекций: учеб. пособие / О. М.  Никитина. – М.: Высш. образование, 2008. – 256 с.

  17. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/245834 /

  18. Полищук, Ю.И. Особенности разработки технологий социально-педагогической работы с трудновоспитуемыми подростками и их применение / Ю.И. Полищук / [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/6093-osoblivosti-rozrobki-tehnologij-sotsialno-pedagogichnoyi-roboti-z-vazhkovihovuvanimi-ditmi-i-pidlitkami-ta-yihne-zastosuvannja.html /

  19. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 352с

  20. Раттер, М. Помощь трудным детям; [под общ. ред. А.С. Спиваковской] / М. Раттер. – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.

  21. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 186с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!