СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты проведения цикла интегрированных занятий «На кукольном балу» (по творчеству композитора Д.Д. Шостаковича) с использованием инновационных технологий

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты проведения цикла интегрированных занятий (музыка с элементами театрализованной и продуктивной деятельности) «На кукольном балу» (по  творчеству  композитора  Д.Д.  Шостаковича) с  использованием  инновационных  технологий

Просмотр содержимого документа
«Конспекты проведения цикла интегрированных занятий «На кукольном балу» (по творчеству композитора Д.Д. Шостаковича) с использованием инновационных технологий»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


Халитова Милявша Шавкетовна,

воспитатель, педагог дополнительного образования


Конспекты проведения цикла интегрированных занятий (музыка с элементами театрализованной и продуктивной деятельности) «На кукольном балу» (по творчеству композитора Д.Д. Шостаковича) с использованием инновационных технологий (мультимедиа)


 Занятие 1.

Цель: расширять кругозор старших дошкольников посредством разных видов деятельности (знакомство с творчеством композитора Д.Д. Шостаковича).

 

Программные задачи:

1)      образовательные:

- познакомить старших дошкольников с биографией Д. Шостаковича, послушать его музыку, обратить внимание детей на характер музыки и средства выразительности; закреплять умение подобирать музыкальные инструменты к музыкальному произведению, оркестровать его;

- учить детей в мимике и пантомиме передавать определенный персонаж; инсценировать стихотворения;

- закреплять у дошкольников умение изготавливать поделки из бумаги, сложенной «гармошкой, декорировать фигурными деталями из самоклеящейся пленки готовые изделия, дорисовывать характерные детали в предложенном силуэте;

 

2) развивающие:

- развивать слуховое восприятие и ладовое чувство;

- развивать творческую активность и воображение;

-развивать пространственные представления;

 

3)   воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку разного характера, двигаться под нее;

- воспитывать аккуратность при изготовлении поделок.

 

Словарная работа: «вальс», «полька», «шарманка», «кавалеры», «дамы», «бал», «танцевальная пара», «пьеса»;

  

Обогащение словаря: «вальс –шутка», «гавот», «консерватория», «симфония»;

 

 Активизация словаря: «композитор», «карнавал», «шарманщик», «музыкальный альбом», «Моцарт»;

  

Оборудование и материалы:

- портрет композитора;

- музыкальные инструменты (бубны, металлофоны);

- силуэт из бумаги пары, танцующей вальс;

- веер (девочке, исполняющей «Гавот»);

- костюм Кукольника (шапка, плащ);

-маска Пьеро;

-колпачок Буратино;

- иллюстрации с изображением шарманщика и разных кукол;

-заводная кукла (с ключом);

- аудиозаписи;

- прямоугольная заготовка для веера из цветной двусторонней бумаги, гель с блестками, фигурные детали из самоклеящейся пленки, заготовки кукольных масок, ножницы, бумажные фигурки танцующих людей.

 

Предварительная работа:

- разучивание с подгруппой детей «Танца кукол»;

- знакомство с игрой «Принц и принцесса»;

- обсудить варианты исполнения пантомимы с детьми, назначенным на роль Пьеро и Буратино.

  ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал, здороваются, садятся.

 

В зал вбегает девочка, держит в руках портрет:

- Ребята, подождите! Помогите мне понять, портрет какого композитора я увидела у нас в группе на полке. Я не знаю, кто это. А вы?

 

Ответы детей.

 

М.р.(ставит портрет на стойку):

-Давайте, ребята, сейчас выясним, какой композитор изображен на портрете, поговорим о его музыке. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 110 лет назад в Петербурге. В 13 лет он поступил в консер-ваторию (чтобы стать музыкантом, сначала надо пойти учится в музыкальную школу, потом в музыкаль-ное училище, а после этого в консерваторию). Преподаватели консерватории были поражены удивитель-ной музыкальностью Шостаковича. Директор консерватории известный музыкант Глазунов назвал Шостаковича «новым Моцартом». В консерватории Шостакович учился игре на фортепиано и композиторству. В 19 лет он написал 1-ую симфонию, которая имела большой успех не только в России, но и в других странах. После этого юный композитор пробует сочинять самую разную музыку. В годы Великой Отечественной войны Шостакович продолжал сочинять музыку и тогда же дежурил на крыше консерва-тории, гася зажигательные бомбы. После войны он стал жить в Москве, создал много музыки к кинофильмам. Ушел из жизни этот замечательный человек 35 лет назад, но его м у з ы к а продолжает жить, продолжает звучать во всем мире.

 

Воспитатель:

- Мы дружим с музыкой давно:

То в вальсе кружимся легко,

То польку озорную без устали танцуем.

А если плавный менуэт

Нам шлет из прошлого привет,

То кавалеры тут и там

Галантно приглашают дам.

М.р.:

- Д.Шостакович создал много музыки к танцам («Вальс», «Танец», «Полька», «Вальс –шутка», «Гавот»).

 

Воспитатель:

- Предлагаю вам, ребята, раскрасить карандашами фигурки танцующих людей, украсить интересными узорами их платья, наряды.

 

ПРОРИСОВАНИЕ ДЕТЬМИ ЭЛЕМЕНТОВ ОДЕЖДЫ У СИЛУЭТОВ ТАНЦУЮЩИХ ЛЮДЕЙ.

 

М.р.:

- Наверно, эта пара (показать силуэт танцевальной пары) танцует, кружась, вальс под плавную, нежную музыку, согласны?

 

Ответы детей.

 

М.р.:

Сейчас мы послушаем «Вальс –шутку» Д. Шостаковича. (СЛУШАНИЕ)

- Какой у пьесы характер? (Легкий, изящный, но несколько «механический» за счет повторяющейся мелодии, четкого, но однообразного аккомпанемента)

Воспитатель:

- Кто может танцевать такой «Вальс –шутку»?

 

Ответы детей: «Механическая, заводная кукла».

 

Воспитатель подзывает к себе девочку:

- Изобрази того, о ком я прочитаю стихотворение.

- Наша кукла –непростая,

Наша кукла –вот такая:

Руки протянув вперед

Наша куколка замрет.

- Покажи, (имя девочки), как под такую музыку может танцевать кукла?

 

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ  ПОД МУЗЫКУ ШОСТАКОВИЧА «ВАЛЬС –ШУТКА».

 

М.р.:

- Композиторы часто придают шутливость серьезным музыкальным жанрам, сочиняя вальсы –шутки, польки –шутки.Сейчас мы послушаем еще одно произведение Д. Шостаковича. Послушайте и подберите к нему подходящее стихотворение.

 

СЛУШАНИЕ «ПОЛЬКИ» Шостаковича.

 

СТИХИ НА ВЫБОР:

1. О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало,

Но лучше вальса, право, нет!

  

2. - Зажигательная полька!

Звук ее услышишь только,

Ноги сами рвутся в пляс.

С нами было так не раз!

В зале, по большому кругу,

Мчатся пары друг за другом.

Полька –танец звонкий, быстрый,

Жизнерадостный, искристый.

 

М.р.:

- Эта пьеса Шостаковича действительно называется «Полька». Полька –это танец с прыжками, у нее легкий, веселый и шуточный характер.

Какие движения можно использовать, танцуя польку?

 

Ответы детей.

 

М.р.:

- Вставайте парами, сейчас давайте посмотрим, какая пара лучше спляшет польку.

 

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ.

 

Занятие 2.

Цель: продолжать знакомить старших дошкольников с творчеством Д.Д. Шостаковича.

 

  ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, здороваются, садятся на свои места.

 

М.р.:

- Дети, недавно я слушала музыку композитора Д. Шостаковича, но никак не смогла вспомнить название этих танцев.

- Может, вы согласитесь мне помочь, напомните мне, как называется это музыкальное произведение?

 

ВИКТОРИНА («Полька» и «Вальс –шутка» Шостаковича)

 

Воспитатель (показывает заводную куклу):

- Может ли кукла танцевать?

 

Ответы детей.

- Закройте глаза…Откройте глаза. Смотрите, заводная кукла может танцевать! (демонстрирует)

 

М.р.:

-Однажды композитор Д. Шостакович представил себе, что у кукол есть свой особый мир, в котором происходят какие –то интересные события, и свои кукольные праздники.

А какой же праздник без танцев? Так композитор Д.Шостакович создал музыкальный альбом «Танец кукол».

В этот альбом входят пьесы, которые мы слу-шали на прошлом занятии –«Вальс –шутка» и «Полька».

 «Гавот» -так называется еще одна пьеса Д.Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Гавот –это название старинного французского танца. Давайте послушаем «Гавот» Шостаковича и определим, какой характер у этого произведения.

 

СЛУШАНИЕ : «ГАВОТ» ШОСТАКОВИЧА.

Ответы детей.

 

М.р.:

-Музыка светлая, шутливая, изящная, немного «игрушечная». Что можно себе представить?

(под нее на сказочном балу танцуют куклы в старинных нарядах: дамы в пышных платьях, держа в руке веер, кавалеры в нарядных камзолах…)

Воспитатель:

- Сейчас мы научимся делать своими руками веер из бумаги и украсим его фигурными деталями из самоклеящейся пленки и блестками. Вдруг и вам когда –нибудь придется танцевать на балу?

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ВЕЕРА ИЗ ЦВЕТНОЙ ДВУСТОРОННЕЙ БУМАГИ, ЕГО ДЕКОРИРОВАНИЕ ГЕЛЕМ С БЛЕСТКАМИ.

 

М.р.:

-Сегодня вы услышите еще одну пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».

- Кто из вас знает, что такое шарманка?

 

Ответы детей.

 

М.р.:

-Правильно. Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку.

 

Воспитатель:

- А вокруг нас есть сейчас бедные люди?

 

Ответы детей.

 

Воспитатель:

-Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Ее жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали из окон деньги шарманщику.

- Помните, в сказке Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» шарманщика звали….

 

Ответы детей.

 

Воспитатель:

- Шарманщик Карло жил не один –рядом с ним находился веселый неунывающий…

 

Ответы детей.

 

Воспитатель (подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок Буратино):

- Изобрази мимикой и движением того, о ком я прочитаю стихотворение.

"С букварем шагает в школу деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы в деревянный балаган."

 

(руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой)

 

М.р.:

-Шарманщик мог играть на шарманке одну или несколько печальных мелодий, повторяющихся много раз. Но были шарманки, наигрывавшие веселые, за-бавные мелодии.

Послушайте пьесу Д.Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она.

 

СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА».

 

Ответы детей.

 

М.р.:

-Правильно. Музыка беззаботная, танцевальная, игривая. Как Шостакович изобразил шарманку? (однообразие, механичность звучания шарманки передается за счет повторяющихся звуков аккомпанемента)  Давайте послушаем пьесу еще раз и потом возьмем музыкальные инструменты и попробуем сами ее оркестровать.

 

ОРКЕСТРОВКА ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА» ШОСТАКОВИЧА

  

  Занятие 3.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Дети входят в зал, здороваются и садятся.

 

Воспитатель:

-Посмотри, мой милый друг,

Как красиво все вокруг!

Засверкал волшебный зал,

Что случилось?

 

М.р.:

- Карнавал!

 

Воспитатель:

-Что такое карнавал?

 

М.р.:

- Много масок, много смеха,

Шутки радость и потеха.

 

Воспитатель:

- Собрались мы все сегодня

На веселый кукольный бал.

Звуки музыки, веселья

Наполняют этот зал!

 

ЗВУЧАТ «ФАНФАРЫ» ШОСТАКОВИЧА.

 

Воспитатель:

- Пусть сегодня никому

На месте не сидится,

Приходи на карнавал,

Будем веселиться!

  

М.р.:

- Сегодня на нашем карнавале грустить, обижаться, ссориться, драться…запрещается!

 

Воспитатель:

-Зато громко смеяться, хлопать в ладоши, петь, танцевать и играть…разрешается!

 

М.р.:

-Вокруг себя повернитесь,

В кукол скорее превратитесь!

 

Дети выполняют просьбу.

 

М.р.:

- Дорогие куклы! Мы рады приветствовать вас на нашем веселом кукольном балу.

- Открываем наш бал «Гавотом».

 

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО пары детей (девочка –с веером в руках) под музыку Шостаковича Д. «Гавот».

 

М.р.:

- Мы продолжаем карнавал,

И вот уж гости идут к нам!

 

Воспитатель надевает головной убор и плащ Кукольника:

- Добрый день, мои друзья!

Вас так рад увидеть я!

Я Кукольник.

Задержался я немного,

Далека была дорога.

Долго ехал по земле,

Морем плыл на корабле.

Привез заморских кукол вам –

И большим, и малышам.

Все забавные, чудные,

Ну, а пляшут - как живые!

Кукла мне сейчас сказала,

Чтоб громче музыка звучала.

Хочет в танце покружить,

Своих подружек пригласить.

Куколки, скорее выходите,

Танец свой веселый всем нам покажите.

 

«ВАЛЬС –ШУТКА» - ТАНЕЦ КУКОЛ (4 девочки)

 

М.р.:

- Спасибо Кукольнику за таких замечательных кукол!

 

Воспитатель кланяется и снимает костюм.

 

М.р.(одевает маску Пьеро на ребенка):

- А вот еще одна кукла к нам пожаловала на бал…

Но только грустнее куклы никто не встречал!

 

Звучит  « Романс »  Д.Шостаковича  - пантомимическая импровизация Пьеро.

 

Воспитатель:

- Давайте, ребята, чтобы было поменьше таких грустных масок, как у Пьеро, сделаем маски с веселым лицом.

 

ДЕКОРИРОВАНИЕ ГОТОВЫХ МАСОК ФИГУРНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИЗ САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ПЛЕНКИ.

 

Воспитатель:

- Часто на балах звучала просто музыка, кавалеры усаживали дам, и придворные музыканты исполняли какие-то музыкальные произведения. Сейчас мы, на нашем кукольном балу, послушаем, как петрушки и матрешки украсят звучанием музыкальных инструментов пьесу Шостаковича «Шарманка».

 

Ребенок:

- Инструменты в руки взяли

И на них мы заиграли.

Получился, спору нет,

Замечательный оркестр.

 

ОРКЕСТРОВКА ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА» ШОСТАКОВИЧА.

 

Воспитатель:

-Наш карнавал смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

Нам куклы дарят яркий праздник,

И нынче гость на нем –игра!

 

ПРОВОДИТСЯ  ИГРА «ПРИНЦ И ПРИНЦЕССА» (муз. оформление –«Галоп» Шостаковича).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!