Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Халитова Милявша Шавкетовна,
воспитатель, педагог дополнительного образования
Конспекты проведения цикла интегрированных занятий (музыка с элементами театрализованной и продуктивной деятельности) «На кукольном балу» (по творчеству композитора Д.Д. Шостаковича) с использованием инновационных технологий (мультимедиа)
Занятие 1.
Цель: расширять кругозор старших дошкольников посредством разных видов деятельности (знакомство с творчеством композитора Д.Д. Шостаковича).
Программные задачи:
1) образовательные:
- познакомить старших дошкольников с биографией Д. Шостаковича, послушать его музыку, обратить внимание детей на характер музыки и средства выразительности; закреплять умение подобирать музыкальные инструменты к музыкальному произведению, оркестровать его;
- учить детей в мимике и пантомиме передавать определенный персонаж; инсценировать стихотворения;
- закреплять у дошкольников умение изготавливать поделки из бумаги, сложенной «гармошкой, декорировать фигурными деталями из самоклеящейся пленки готовые изделия, дорисовывать характерные детали в предложенном силуэте;
2) развивающие:
- развивать слуховое восприятие и ладовое чувство;
- развивать творческую активность и воображение;
-развивать пространственные представления;
3) воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку разного характера, двигаться под нее;
- воспитывать аккуратность при изготовлении поделок.
Словарная работа: «вальс», «полька», «шарманка», «кавалеры», «дамы», «бал», «танцевальная пара», «пьеса»;
Обогащение словаря: «вальс –шутка», «гавот», «консерватория», «симфония»;
Активизация словаря: «композитор», «карнавал», «шарманщик», «музыкальный альбом», «Моцарт»;
Оборудование и материалы:
- портрет композитора;
- музыкальные инструменты (бубны, металлофоны);
- силуэт из бумаги пары, танцующей вальс;
- веер (девочке, исполняющей «Гавот»);
- костюм Кукольника (шапка, плащ);
-маска Пьеро;
-колпачок Буратино;
- иллюстрации с изображением шарманщика и разных кукол;
-заводная кукла (с ключом);
- аудиозаписи;
- прямоугольная заготовка для веера из цветной двусторонней бумаги, гель с блестками, фигурные детали из самоклеящейся пленки, заготовки кукольных масок, ножницы, бумажные фигурки танцующих людей.
Предварительная работа:
- разучивание с подгруппой детей «Танца кукол»;
- знакомство с игрой «Принц и принцесса»;
- обсудить варианты исполнения пантомимы с детьми, назначенным на роль Пьеро и Буратино.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в музыкальный зал, здороваются, садятся.
В зал вбегает девочка, держит в руках портрет:
- Ребята, подождите! Помогите мне понять, портрет какого композитора я увидела у нас в группе на полке. Я не знаю, кто это. А вы?
Ответы детей.
М.р.(ставит портрет на стойку):
-Давайте, ребята, сейчас выясним, какой композитор изображен на портрете, поговорим о его музыке. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 110 лет назад в Петербурге. В 13 лет он поступил в консер-ваторию (чтобы стать музыкантом, сначала надо пойти учится в музыкальную школу, потом в музыкаль-ное училище, а после этого в консерваторию). Преподаватели консерватории были поражены удивитель-ной музыкальностью Шостаковича. Директор консерватории известный музыкант Глазунов назвал Шостаковича «новым Моцартом». В консерватории Шостакович учился игре на фортепиано и композиторству. В 19 лет он написал 1-ую симфонию, которая имела большой успех не только в России, но и в других странах. После этого юный композитор пробует сочинять самую разную музыку. В годы Великой Отечественной войны Шостакович продолжал сочинять музыку и тогда же дежурил на крыше консерва-тории, гася зажигательные бомбы. После войны он стал жить в Москве, создал много музыки к кинофильмам. Ушел из жизни этот замечательный человек 35 лет назад, но его м у з ы к а продолжает жить, продолжает звучать во всем мире.
Воспитатель:
- Мы дружим с музыкой давно:
То в вальсе кружимся легко,
То польку озорную без устали танцуем.
А если плавный менуэт
Нам шлет из прошлого привет,
То кавалеры тут и там
Галантно приглашают дам.
М.р.:
- Д.Шостакович создал много музыки к танцам («Вальс», «Танец», «Полька», «Вальс –шутка», «Гавот»).
Воспитатель:
- Предлагаю вам, ребята, раскрасить карандашами фигурки танцующих людей, украсить интересными узорами их платья, наряды.
ПРОРИСОВАНИЕ ДЕТЬМИ ЭЛЕМЕНТОВ ОДЕЖДЫ У СИЛУЭТОВ ТАНЦУЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
М.р.:
- Наверно, эта пара (показать силуэт танцевальной пары) танцует, кружась, вальс под плавную, нежную музыку, согласны?
Ответы детей.
М.р.:
Сейчас мы послушаем «Вальс –шутку» Д. Шостаковича. (СЛУШАНИЕ)
- Какой у пьесы характер? (Легкий, изящный, но несколько «механический» за счет повторяющейся мелодии, четкого, но однообразного аккомпанемента)
Воспитатель:
- Кто может танцевать такой «Вальс –шутку»?
Ответы детей: «Механическая, заводная кукла».
Воспитатель подзывает к себе девочку:
- Изобрази того, о ком я прочитаю стихотворение.
- Наша кукла –непростая,
Наша кукла –вот такая:
Руки протянув вперед
Наша куколка замрет.
- Покажи, (имя девочки), как под такую музыку может танцевать кукла?
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ПОД МУЗЫКУ ШОСТАКОВИЧА «ВАЛЬС –ШУТКА».
М.р.:
- Композиторы часто придают шутливость серьезным музыкальным жанрам, сочиняя вальсы –шутки, польки –шутки.Сейчас мы послушаем еще одно произведение Д. Шостаковича. Послушайте и подберите к нему подходящее стихотворение.
СЛУШАНИЕ «ПОЛЬКИ» Шостаковича.
СТИХИ НА ВЫБОР:
1. О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев не бывало,
Но лучше вальса, право, нет!
2. - Зажигательная полька!
Звук ее услышишь только,
Ноги сами рвутся в пляс.
С нами было так не раз!
В зале, по большому кругу,
Мчатся пары друг за другом.
Полька –танец звонкий, быстрый,
Жизнерадостный, искристый.
М.р.:
- Эта пьеса Шостаковича действительно называется «Полька». Полька –это танец с прыжками, у нее легкий, веселый и шуточный характер.
Какие движения можно использовать, танцуя польку?
Ответы детей.
М.р.:
- Вставайте парами, сейчас давайте посмотрим, какая пара лучше спляшет польку.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ.
Занятие 2.
Цель: продолжать знакомить старших дошкольников с творчеством Д.Д. Шостаковича.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал, здороваются, садятся на свои места.
М.р.:
- Дети, недавно я слушала музыку композитора Д. Шостаковича, но никак не смогла вспомнить название этих танцев.
- Может, вы согласитесь мне помочь, напомните мне, как называется это музыкальное произведение?
ВИКТОРИНА («Полька» и «Вальс –шутка» Шостаковича)
Воспитатель (показывает заводную куклу):
- Может ли кукла танцевать?
Ответы детей.
- Закройте глаза…Откройте глаза. Смотрите, заводная кукла может танцевать! (демонстрирует)
М.р.:
-Однажды композитор Д. Шостакович представил себе, что у кукол есть свой особый мир, в котором происходят какие –то интересные события, и свои кукольные праздники.
А какой же праздник без танцев? Так композитор Д.Шостакович создал музыкальный альбом «Танец кукол».
В этот альбом входят пьесы, которые мы слу-шали на прошлом занятии –«Вальс –шутка» и «Полька».
«Гавот» -так называется еще одна пьеса Д.Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Гавот –это название старинного французского танца. Давайте послушаем «Гавот» Шостаковича и определим, какой характер у этого произведения.
СЛУШАНИЕ : «ГАВОТ» ШОСТАКОВИЧА.
Ответы детей.
М.р.:
-Музыка светлая, шутливая, изящная, немного «игрушечная». Что можно себе представить?
(под нее на сказочном балу танцуют куклы в старинных нарядах: дамы в пышных платьях, держа в руке веер, кавалеры в нарядных камзолах…)
Воспитатель:
- Сейчас мы научимся делать своими руками веер из бумаги и украсим его фигурными деталями из самоклеящейся пленки и блестками. Вдруг и вам когда –нибудь придется танцевать на балу?
КОНСТРУИРОВАНИЕ ВЕЕРА ИЗ ЦВЕТНОЙ ДВУСТОРОННЕЙ БУМАГИ, ЕГО ДЕКОРИРОВАНИЕ ГЕЛЕМ С БЛЕСТКАМИ.
М.р.:
-Сегодня вы услышите еще одну пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».
- Кто из вас знает, что такое шарманка?
Ответы детей.
М.р.:
-Правильно. Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку.
Воспитатель:
- А вокруг нас есть сейчас бедные люди?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Ее жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали из окон деньги шарманщику.
- Помните, в сказке Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» шарманщика звали….
Ответы детей.
Воспитатель:
- Шарманщик Карло жил не один –рядом с ним находился веселый неунывающий…
Ответы детей.
Воспитатель (подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок Буратино):
- Изобрази мимикой и движением того, о ком я прочитаю стихотворение.
"С букварем шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в деревянный балаган."
(руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой)
М.р.:
-Шарманщик мог играть на шарманке одну или несколько печальных мелодий, повторяющихся много раз. Но были шарманки, наигрывавшие веселые, за-бавные мелодии.
Послушайте пьесу Д.Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она.
СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА».
Ответы детей.
М.р.:
-Правильно. Музыка беззаботная, танцевальная, игривая. Как Шостакович изобразил шарманку? (однообразие, механичность звучания шарманки передается за счет повторяющихся звуков аккомпанемента) Давайте послушаем пьесу еще раз и потом возьмем музыкальные инструменты и попробуем сами ее оркестровать.
ОРКЕСТРОВКА ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА» ШОСТАКОВИЧА
Занятие 3.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал, здороваются и садятся.
Воспитатель:
-Посмотри, мой милый друг,
Как красиво все вокруг!
Засверкал волшебный зал,
Что случилось?
М.р.:
- Карнавал!
Воспитатель:
-Что такое карнавал?
М.р.:
- Много масок, много смеха,
Шутки радость и потеха.
Воспитатель:
- Собрались мы все сегодня
На веселый кукольный бал.
Звуки музыки, веселья
Наполняют этот зал!
ЗВУЧАТ «ФАНФАРЫ» ШОСТАКОВИЧА.
Воспитатель:
- Пусть сегодня никому
На месте не сидится,
Приходи на карнавал,
Будем веселиться!
М.р.:
- Сегодня на нашем карнавале грустить, обижаться, ссориться, драться…запрещается!
Воспитатель:
-Зато громко смеяться, хлопать в ладоши, петь, танцевать и играть…разрешается!
М.р.:
-Вокруг себя повернитесь,
В кукол скорее превратитесь!
Дети выполняют просьбу.
М.р.:
- Дорогие куклы! Мы рады приветствовать вас на нашем веселом кукольном балу.
- Открываем наш бал «Гавотом».
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО пары детей (девочка –с веером в руках) под музыку Шостаковича Д. «Гавот».
М.р.:
- Мы продолжаем карнавал,
И вот уж гости идут к нам!
Воспитатель надевает головной убор и плащ Кукольника:
- Добрый день, мои друзья!
Вас так рад увидеть я!
Я Кукольник.
Задержался я немного,
Далека была дорога.
Долго ехал по земле,
Морем плыл на корабле.
Привез заморских кукол вам –
И большим, и малышам.
Все забавные, чудные,
Ну, а пляшут - как живые!
Кукла мне сейчас сказала,
Чтоб громче музыка звучала.
Хочет в танце покружить,
Своих подружек пригласить.
Куколки, скорее выходите,
Танец свой веселый всем нам покажите.
«ВАЛЬС –ШУТКА» - ТАНЕЦ КУКОЛ (4 девочки)
М.р.:
- Спасибо Кукольнику за таких замечательных кукол!
Воспитатель кланяется и снимает костюм.
М.р.(одевает маску Пьеро на ребенка):
- А вот еще одна кукла к нам пожаловала на бал…
Но только грустнее куклы никто не встречал!
Звучит « Романс » Д.Шостаковича - пантомимическая импровизация Пьеро.
Воспитатель:
- Давайте, ребята, чтобы было поменьше таких грустных масок, как у Пьеро, сделаем маски с веселым лицом.
ДЕКОРИРОВАНИЕ ГОТОВЫХ МАСОК ФИГУРНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИЗ САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ПЛЕНКИ.
Воспитатель:
- Часто на балах звучала просто музыка, кавалеры усаживали дам, и придворные музыканты исполняли какие-то музыкальные произведения. Сейчас мы, на нашем кукольном балу, послушаем, как петрушки и матрешки украсят звучанием музыкальных инструментов пьесу Шостаковича «Шарманка».
Ребенок:
- Инструменты в руки взяли
И на них мы заиграли.
Получился, спору нет,
Замечательный оркестр.
ОРКЕСТРОВКА ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА» ШОСТАКОВИЧА.
Воспитатель:
-Наш карнавал смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Нам куклы дарят яркий праздник,
И нынче гость на нем –игра!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ПРИНЦ И ПРИНЦЕССА» (муз. оформление –«Галоп» Шостаковича).