СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспекты уроков по творчеству Л.Н.Толстого по дисциплине ОУД.01 Литература
|
Урок 5.5 Салон А.П. Шерер.
Цели: показать, какие нормы жизни писатель отрицает, а что утверждает; раскрыть авторский метод «срывания всех и всяческих масок»; помочь учащимся понять конфликт А. Болконского и П. Безухова с великосветским обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего света; углубить навык исследовательской работы с текстом произведения с применением цитат; воспитывать интерес к творчеству писателя.
Оборудование: текст I тома романа, иллюстрации, фрагменты из к/ф «Война и мир».
Методические приемы: беседа, аналитическая работа.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы XIX века?
- Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от современности?
- Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
- Как Л.Н. Толстой относится к войне в «Севастопольских рассказах»? (индивидуальное задание, письменно).
3. Новый материал.
План наблюдений (доска):
1. С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
2. Проследить, как автор «срывает маски» со своих героев.
3. Князь Андрей и Пьер как чужие люди в гостиной А.П. Шерер.
Проблемные вопросы (доска):
1. Какова роль ремарок в диалоге, начинающем эпизод?
2. В чем смысл сравнения салона с прядильной мастерской?
3. Как создает Толстой портреты своих героев (Ипполит и Элен Курагины, Пьер и князь Андрей)?
4. Чем выделяются среди гостей салона А. Болконский и Пьер Безухов?
5.Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне Шерер ситуацию «Горя от ума»?
I. Аналитическая беседа по плану и проблемным вопросам (1т., 1 ч., гл. 1-4).
1.- Каково отношение автора к князю Василию и хозяйке модного салона? Отрицательное.
- В чем проявляется это отрицательное отношение?
Автор использует метод «срывания всех и всяческих масок» (в гл. 2 – поиск оценочных эпитетов и сравнений в описании героев).
2. Работа по п.3 плана и проблемным вопросам № 4-5. Основные моменты работы:
А) Пьер и князь Андрей – чужие люди в этой гостиной; Пьер – инородное тело, «медведь». Князя Андрея уважают, боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество, которое для него чужое;
Б) деталями, раскрывающими духовную близость этих двух людей, является портрет – выражение глаз, улыбка;
В) отношение гостей к прогрессивным настроениям Пьера – через фразу «Да не хотите ли перейти к столу?»: попытка перевести разговор в иное русло.
3. – С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? Почему князь Андрей и Пьер, прекрасно владея французским языком, говорят друг с другом по-русски?
II. Вывод об авторской позиции: Толстой отрицает нормы неестественной, фальшивой и корыстной жизни светского общества. Главными художественными приемами для создания панорамы русской жизни являются:
- прием сопоставления и противопоставления;
- «срывание масок»;
- Внутренний монолог героев.
4. Закрепление: викторина или тест.
5. Домашнее задание:
- читать главы 7-11, 14-17, 22-25;
- подготовиться к пересказу «именины у Ростовых», «имение Лысые Горы», выделяя основные моменты:
А) сбор гостей;
Б) цель приезда гостей;
В) характер праздника;
Г) атмосфера и взаимоотношения в семье Болконских.
Урок 5.6 Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «Лысые Горы»
Цели: на примере семей Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни, другими нравственными ценностями, которые утверждаются автором; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа; совершенствовать умение сопоставлять характеры персонажей и анализировать эпизоды; воспитывать нравственные идеалы учащихся.
Оборудование: текст I тома романа, иллюстрации, фрагменты из к/ф «Война и мир», карточки для индивидуальной работы, сравнительная таблица.
Методические приемы: беседа, аналитическая работа, самостоятельная работа.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- индивидуальные карточки. (см. Приложение).
3. Новый материал.
I. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».
А) - Как представлены главы о Ростовых?
- Что помогает понять прием сопоставления?
Итак, с самого начала романа прием сопоставления становится ведущим.
Б) Сжато рассказать эпизод «Именины у Ростовых» (реализация домашнего задания).
В) – В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Шерер и у Ростовых? Работа с таблицей (учащиеся заполняют таблицу колонки 2-3 или только 3). Примерно таблица может быть заполнена следующим образом:
| Вечер у А.П. Шерер | Ростовы |
1. Старшее поколение | Ведут себя неестественно и фальшиво. | Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома. Отношение к гостям – радушие ко всем без исключения, без почитания чинов. |
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми | В салоне А.П. Шерер нет детей. | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь, Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Верность семейным отношениям. |
3. Отношение к гостям | В салоне определенная иерархия: центральная фигура – виконт. | Одинаковое ко всем радушное отношение. Центральная фигура – Марья Дмитриевна Ахросимова. |
4. Разговоры | Светская условность. | Светская условность. |
5. Отношение к войне | Модная тема. | На войну идет сыновья – тема значимая. |
II. Коллективный вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но они разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, любовь, благородство и чуткость, близость в обычаях к народу, но вместе с тем соблюдение светского образа жизни.
III. Анализ эпизода «Семья Болконских. Лысые Горы.
Работа над главами 22-25. Вопросы и задания:
- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконских.
- В чем похожи и в чем различны Ростовы и Болконские?
- На кого больше похожа семья князя Андрея – на Ростовых или на Шерер и ее гостей?
- Зачитайте портрет Болконских. Как через внешний облик героев автор показывает своеобразие их характеров?
IV. Коллективный вывод: Аристократизм, гордость, ум, постоянная работа мысли, глубина внутреннего мира – вот характерные особенности семьи Болконских. Главный принцип этой семьи – жить по законам ума и чести.
4. Закрепление:
- Какие слои русского общества показывает Толстой?
- Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое?
Или выполнить тест.
5. Домашнее задание.
- индивидуальная работа – сообщение о войне 1805 года;
- читать главы 15-21 части 2 тома 1; главы 15, 19 части 3 тома 1;
- сообщение о Тушине, Тимохине, Долохове.
Урок 11.4 Салон А.П. Шерер. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «Лысые Горы»
Цели: показать, какие нормы жизни писатель отрицает, а что утверждает; раскрыть авторский метод «срывания всех и всяческих масок»; помочь учащимся понять конфликт А. Болконского и П. Безухова с великосветским обществом; на примере семей Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни и нравственными ценностями; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа; углубить навык исследовательской работы с текстом произведения с применением цитат воспитывать нравственные идеалы учащихся.
Оборудование: текст I тома романа, иллюстрации, фрагменты из к/ф «Война и мир».
Методические приемы: беседа, аналитическая работа,самостоятельная работа.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы XIX века?
- Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от современности?
- Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
- Как Л.Н. Толстой относится к войне в «Севастопольских рассказах»? (индивидуальное задание, письменно).
3. Новый материал.
План наблюдений (доска):
1. С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
2. Проследить, как автор «срывает маски» со своих героев.
3. Князь Андрей и Пьер как чужие люди в гостиной А.П. Шерер.
Проблемные вопросы (доска):
1. Какова роль ремарок в диалоге, начинающем эпизод?
2. В чем смысл сравнения салона с прядильной мастерской?
3. Как создает Толстой портреты своих героев (Ипполит и Элен Курагины, Пьер и князь Андрей)?
4. Чем выделяются среди гостей салона А. Болконский и Пьер Безухов?
5.Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне Шерер ситуацию «Горя от ума»?
I. Аналитическая беседа по плану и проблемным вопросам (1т., 1 ч., гл. 1-4).
1.- Каково отношение автора к князю Василию и хозяйке модного салона? Отрицательное.
- В чем проявляется это отрицательное отношение?
Автор использует метод «срывания всех и всяческих масок» (в гл. 2 – поиск оценочных эпитетов и сравнений в описании героев).
2. Работа по п.3 плана и проблемным вопросам № 4-5. Основные моменты работы:
А) Пьер и князь Андрей – чужие люди в этой гостиной; Пьер – инородное тело, «медведь». Князя Андрея уважают, боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество, которое для него чужое;
Б) деталями, раскрывающими духовную близость этих двух людей, является портрет – выражение глаз, улыбка;
В) отношение гостей к прогрессивным настроениям Пьера – через фразу «Да не хотите ли перейти к столу?»: попытка перевести разговор в иное русло.
II. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».
А) - Как представлены главы о Ростовых?
- Что помогает понять прием сопоставления?
Итак, с самого начала романа прием сопоставления становится ведущим.
Б) Сжато рассказать эпизод «Именины у Ростовых» (реализация домашнего задания).
В) – В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Шерер и у Ростовых?.
III. Коллективный вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но они разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, любовь, благородство и чуткость, близость в обычаях к народу, но вместе с тем соблюдение светского образа жизни.
IV.Анализ эпизода «Семья Болконских. Лысые Горы.
Работа над главами 22-25. Вопросы и задания:
- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконских.
- В чем похожи и в чем различны Ростовы и Болконские?
- На кого больше похожа семья князя Андрея – на Ростовых или на Шерер и ее гостей?
- Зачитайте портрет Болконских. Как через внешний облик героев автор показывает своеобразие их характеров?
V. Коллективный вывод: Аристократизм, гордость, ум, постоянная работа мысли, глубина внутреннего мира – вот характерные особенности семьи Болконских. Главный принцип этой семьи – жить по законам ума и чести.
4. Закрепление:
- Какие слои русского общества показывает Толстой?
- Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое?
Или выполнить тест.
5. Домашнее задание.
- индивидуальная работа – сообщение о войне 1805 года;
- читать главы 15-21 части 2 тома 1; главы 12-13, 16, 19 части 3 тома 1;
- сообщение о Тушине, Тимохине, Долохове.
Карточки для индивидуальной работы.
Т.1, ч.1, главы 1-6 романа «Война и мир» Л.Н.Толстого
Карточка № 1
Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер? (главы 1-4)
____________________________________________________________________
Карточка № 2
Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (главы 1-4)
____________________________________________________________________
Карточка № 3
Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (главы 1-4)
Карточка № 4
Что можно сказать по первым впечатлениям о князе Андрее и Пьере? (главы 1-6)
____________________________________________________________________
Карточка № 5
Кто привлек ваше внимание в главах 1-6 тома 1части 1? Чем именно?
______________________________________________________________________
Карточка № 1
Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер? (главы 1-4)
____________________________________________________________________
Карточка № 2
Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (главы 1-4)
____________________________________________________________________
Карточка № 3
Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (главы 1-4)
Карточка № 4
Что можно сказать по первым впечатлениям о князе Андрее и Пьере? (главы 1-6)
____________________________________________________________
Карточка № 5
Кто привлек ваше внимание в главах 1-6 тома 1части 1? Чем именно?
Викторина на проверку знания текста по т.1, ч.1-3
1. Назвать основные события первого тома частей 1-3.
2. Что подарила Марья Дмитриевна Ахросимова Наташе Ростовой на день рождения?
3. С кем из взрослых танцевала Наташа на дне своего рождения?
4. От кого впервые узнала княжна Марья Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина?
5. Чем было вызвано недовольство полкового командира Богданыча Николаем Ростовым?
6. Какое ранение получил Николай Ростов и в каком бою?
7. Почему тушин со своей батареей не отступил?
8. Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?
9. Почему княжна Марья Болконская не приняла предложение Анатоля Курагина выйти за него замуж?
10. Чем закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?
Ответы на викторину по проверке знания текста по т.1, ч.1-3
2. Яхонтовые сережки грушами.
3. С Пьером.
4. Из письма Жюли Карагиной, подруги.
5.
6. Рука, Шенграбенское сражение.
7. Не получил распоряжения, Жерков струсил.
8. Князь Василий без предложения благословил свою дочь на брак с Пьером.
9. Увидела свидание Анатоля Курагина с француженкой м-ль Бурьен в саду.
10. Со знаменем ведет батальон в бой, ранен.
| Вечер у А.П. Шерер | Ростовы |
1. Старшее поколение
|
|
|
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми |
|
|
3. Отношение к гостям
|
|
|
4. Разговоры
| . |
|
5. Отношение к войне |
|
|
| Вечер у А.П. Шерер | Ростовы |
1. Старшее поколение
| Ведут себя неестественно и фальшиво. |
|
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми | В салоне А.П. Шерер нет детей. |
|
3. Отношение к гостям
| В салоне определенная иерархия: центральная фигура – виконт. |
|
4. Разговоры
| Светская условность |
|
5. Отношение к войне | Модная тема. |
|
Тестирование
по теме: Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.
О ком это сказано?
Она представлялась мне неким высоким, чистым, духовным существом, что часто я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много.
А) О бабушке.
Б) Матери.
В) Наташе Ростовой.
Какие названия произведений составляют автобиографическую трилогию?
А) «Детство», «Отрочество», «Юность».
Б) «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В) «Детство», «Юность», «История моего современника».
В каком произведении описывает Л.Толстой свои неудачные попытки улучшить положение крестьян?
А) В Рассказе «После бала».
Б) «Казаки».
В) «Утро помещика».
В каком из журналов впервые опубликована повесть «Детство» (в дальнейшем Л.Н.Толстой сотрудничал в этом журнале)?
А) В «Отечественных записках».
Б) «Современнике».
В) В «Русском слове».
В обороне какого города-героя Л.Н.Толстой принимал участие?
А) Одессы
Б) Севастополя
В) Керчи.
Какое произведение явилось отражением впечатлений писателя периода Крымской войны?
А) «Севастопольские рассказы».
Б) «Война и мир».
В) «После бала».
С какой целью в 1860-1861 годах Л.Н.Толстой совершил поездку в Европу?
А) Для ознакомления с положением крестьян.
Б) Для ознакомления с постановкой народного образования.
В) Для собирания материалов к роману «Война и мир».
Как назывался педагогический журнал, который создавал Л.Н.Толстой?
А) «Азбука».
Б) «Народное образование».
В) «Ясная поляна».
ТЕСТ ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Как определил сам Л.Н.Толстой жанр «Войны и мира»?
А) Эпопея
Б) Роман
В) Поэма
Г) Историческая хроника.
Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):
А) Предельная эгоистичность, карьеризм.
Б) патриотизм, боль за судьбу России.
В) интриганство, светское злоязычие.
Г) душевная опустошенность, лицемерие и притворство.
Д) паразитизм и ничегонеделанье.
Почему князь Андрей пошел служить в действующую армию (1том)?
А) Он стремился к славе.
Б) Он руководствовался представлениями об офицерском долге
В) Чтобы защищать Родину.
В ком Л.Н.Толстой видел движущую силу истории?
А) В царе
Б) В военачальниках.
В) В народе.
Г) В высшем чиновничестве.
Вопросы для самостоятельной работы по роману
Л.Н.Толстого «Война и мир».
В каких эпизодах особенно ярко проявляется красота духовного мира Наташи Ростовой?
Какие события повлияли на формирование ее личности?
Чем можно объяснить увлечение Наташи Анатолем Курагиным?
Попытайтесь представить себе возможное будущее семьи Безуховых?
Что дала князю Андрею встреча со старым дубом?
Перескажите эпизод «Ночь в Отрадном». Сделайте выводы.
Как вел себя князь Андрей в годину народного бедствия?
Что объединяло Пьера и князя Андрея?
Почему Л.Н. Толстой показывает сражение при Бородине глазами Пьера Безухова?
Как ведет себя Пьер в занятой французами Москве?
В чем нашел смысл жизни Пьер Безухов?
Почему автору близок образ Пьера?
Что характерно для толстовского изображения войны?
Как ведут себя на войне герои романа (на примере одного из них: Николая Ростова, Жеркова, Денисова)?
Как изображает Л.Н. Толстой полководцев?
Как показана солдатская масса?
Каким изображен Наполеон в Бородинской битве?
Каким изображен Наполеон в конце кампании 1812 года?
За что писатель осуждает Наполеона?
Какой смысл вкладывает Л.Н. Толстой в понятие «народная война»?
Какие черты русского народа воплощены в образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева?
Как объясняет Толстой победу русского народа над Наполеоном?
Как Кутузов противопоставлен Наполеону?
Как показывает Толстой, что такое истинный героизм и ложный патриотизм? (Привести примеры).
Для чего было дано Бородинское сражение? (Глава IXI).
Проверка человека. Военные трутни. (Главы XXII-XXIII).
Князь Андрей накануне сражения. Мысли о жизни и смерти. Что понял Пьер во время последней встречи с Болконским? (Главы XXIV-XXV).
Бородинское поле в начале сражения. Красота панорамы поражает торжественность минуты. (Глава XXX).
Пьер Безухов на батарее Раевского. «Скрытая теплота» патриотизма. Истинный героизм рядовых, незаметных участников битвы. Их гибель (Главы XXXIII-XXXIV).
М.И. Кутузов на поле боя (Глава XXXV).
Ранение князя Андрея. «Страстный порыв любви к жизни»(Глава XXXVII).
На перевязочном пункте. «Мясо для пушек». «Сострадание, любовь».(ГлаваXXXVII).
«Страшный вид поля сражения». Осуждение Наполеона. (Глава XXXVIII).
Фамилия, имя, группа ____________________________________________________
Задание № 1
Записать поведение защитников кургана Раевского:
1) Старший артиллерийский офицер - ______________________________________
2) Несколько солдат с __________________________________и ласковыми лицами;
3) Молоденький круглолицый офицерик ____________________________________
4) Старый унтер-офицер __________________________________________________
5) краснолицый широкий солдат - __________________крепкие белые ___________
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Задание № 2
I. Подчеркнуть ключевые слова в отрывках:
А) «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня…»;
Б) «… он был поглощен в созерцанье этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»;
В) «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».
II. Какой символический смысл проявляется в слове «огонь»?
Тестирование
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
История создания романа. Жанровое своеобразие.
1. «Войну и мир» называют романом-эпопеей. Почему?
А) Введены элементы семейной хроники;
Б) большой объем произведения;
В) показано значимое для всей нации историческое событие;
Г) показаны нравственные искания личности;
Д) в романе огромное количество действующих лиц.
2. Что более всего ценил автор в своих героях?
А) роль в истории;
Б) простоту и естественность;
В) способность осознавать свои ошибки;
Г) истинный патриотизм.
3. Разделите эти героев по принципу
«любимые - нелюбимые» автором (любимых – в одну колонку, нелюбимых – в другую):
Борис Друбецкой, Наташа Ростова, старый князь Болконский, Анна Павловна Шерер, Курагины, княжна Марья, Вера Ростова, Пьер Безухов, князь Андрей, Анна Михайловна Друбецкая (мать Бориса).
4. Кому из героев принадлежат эти характеристики:
А) «Беспокойный дурак»
Б) «лучистые глаза»
В) «мраморные плечи»
Г) «плоское лицо»
Д) «некрасивая, черноглазая,
с большим ртом»
1. князь Василий Курагин
2. Элен Курагина
3. княжна Марья
4. Анатоль Курагин
5. Наташа Ростова
Тестирование
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение
1. С какой целью Л.Н. Толстой вводит в роман (III том) образ купца Ферапонтова?
А) осудить скупость и бездеятельность купца;
Б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ;
В) показать типичность купеческого сословия.
2. Какое значение для князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
А) Князь Андрей пришел к пониманию Бога;
Б) князь Андрей понял, что стремление к славе суетно и ничтожно;
В) князь Андрей пересмотрел свои представления о смысле жизни человека.
3. Почему князь Андрей стремился на войну 1805 года?
А) чтобы приобрести опыт в военных делах;
Б) для того, чтобы оставить наскучивший высший свет;
В) найти «свой Тулон» и прославиться;
Г) продвинуться по службе.
4. Какие черты характера Наташи Ростовой проявились в минуты отъезда из горящей Москвы?
А) наивность и беспечность;
Б) неспособность противостоять сиюминутным порывам;
В) истинный патриотизм;
Г) желание жить одним днем.
5. Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера Безухова?
А) Пьер – человек невоенный, и на сражение он смотрит объективно;
Б) это необходимо для развития характера Пьера;
В) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации.
6. Почему русские одержали победу в Бородинском сражении?
А) Был составлен продуманный план военных действий;
Б) талант военачальников;
В) дух армии;
Г) численное превосходство русских войск.
7. Какова роль природы в описании Бородинского сражения?
А) чтобы более точно передать обстановку боя;
Б) чтобы показать красоту мироздания в противоречии с войной;
В) чтобы подчеркнуть, что мысли Пьера Безухова созвучны голосу природы;
Г) чтобы показать никчемность войны.
8. Почему военный совет в Филях показан глазами крестьянской девочки Малаши?
А) это нетрадиционный взгляд на историческое событие;
Б) следование исторической правде;
В) потому что детский взгляд безыскусен;
Г) Толстой очень любил детей.
Тестирование по теме:
Партизанская война в романе. Философия истории Л.Н. Толстого.
1. Что постиг Пьер Безухов с помощью Платона Каратаева?
А) что человек может быть внутренне свободен независимо от внешних обстоятельств;
Б) радость любви ко всему, что его окружает;
В) Пьер понял, что мир надо воспринимать просто и естественно;
Г) что нужно жить одним днем.
2. В чем заключается смысл образа Платона Каратаева?
А) этот герой передает философские и христианские взгляды автора;
б) герой помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха;
в) автор стремился показать разнообразие крестьянских характеров;
г) Платон – это «мера простоты и правды».
3. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?
а) Поведение Тихона Щербатого;
б) беспощадность Долохова: «Брать пленных не будем!»
в) великодушие Кутузова: «… а теперь их и пожалеть можно».
4. В чем смысл противопоставления Кутузов-Наполеон?
а) это противостояние двух исторических фигур;
б) для утверждения мысли, что «нет величия там, где нет простоты, и добра, и правды»;
в) для того, чтобы опровергнуть идею о ведущей роли личности в истории;
г) для развенчания традиционного изображения Наполеона;
5. Кто(или что) является движущей силой в истории по мнению автора?
а) гениальная личность, способная повести за собой массы;
б) народ («рой»);
в) случайное стечение обстоятельств;
г) некая высшая сила.
6. Почему Л.Н. Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) Для автора более важен определенный период истории;
б) имеет значение только справедливая освободительная война.
Зачет по I – II тому романа Л.Н. Толстого
«Война и мир».
Настроение и планы князя Андрея в начале романа.
Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
История с кошельком Денисова.
Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?
С каким намерением едет князь Андрей в действующую армию?
Эпизод с женщиной в обозе?
О чем просил Кутузова князь Андрей?
Как проявил себя в Шенграбенском сражении Жерков?
Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей капитана Тушина и почему?
Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
Как и почему ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем?
Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
Ссора Пьера и Долохова.
Дуэль Пьера и Долохова.
Разрыв Пьера и Элен.
Приезд князя Андрея из плена.
Как произошло вступление Пьера в масонскую ложу?
В каком настроении пребывают князь Андрей и Пьер во время их разговора на пароме?
Что произошло ночью в Отрадном во время пребывания там князя Андрея?
О чем и почему условились князь Андрей и Наташа Ростова?
Как приняли Наташу в доме Болконских в отсутствие князя Андрея?
Как закончилась история с Анатолем Курагиным?
Викторина по III тому романа Л.Н. ТОЛСТОГО
«Война и мир»
Цель: проверить степень глубины и детальности чтения III тома романа.
1. Кто кому пишет: «Обожаемый друг моей души… Но – это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди»? (часть 1, глава 12)
2. «…Армия была разделена натрое: 2-я под начальством Багратиона, 3-я под начальством Тормасова…». Под чьим начальством была 1-я армия? (часть 1, глава 9)
3. «На другой день на смотру государь спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив…» О чем не попросил князь Андрей? (часть 1, глава 11)
4. «… Красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами… Он готовился в университет, но в последнее время с товарищем своим Оболенским тайно решил, что пойдет в гусары». О ком речь? ( часть 1, глава 20).
5. «Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить… и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Кто должен был встретить и кого? (часть 3, глава 27)
6. «1 сентября в ночь был отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на … дорогу». Какую дорогу? (часть , глава )
7. Кто в романе говорил, что он «во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина не может никогда принадлежать ему»? (часть 3, глава 29)
8. «Доктор ездил каждый день, щупал пульс, смотрел язык и, не обращая внимания на ее убитое лицо, шутил с нею… говорил, что болезнь больше нравственная…». О ком идет речь? (часть 1, глава 16)
9. «Одну половину дня … проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки и разговаривала… другую часть дня она проводила с книгами, старухой няней и Божьими людьми». Кто же занимался с Николушкой? (часть 2, глава 2)
10. «На это письмо старый князь отвечал ему ласковым письмом, и после этого письма отдалил от себя француженку». О ком речь? (часть 2, глава 2)
11. Продолжите цитату: «Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находилось в 60-ти верстах от …» (часть 2, глава 4)
12. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только со своими полковыми, с Тимохиным и т.п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего…» Кого называли «наш князь»? (часть 2, глава 5)
13. О ком писал Багратион Аракчееву следующее: «Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он мог потерять половину армии… Войска наши дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 13-ю тысячами более 35-ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14-ти часов. Это стыдно, и пятно нашей армии… Вся армия плачет совершенно и ругает его насмерть»? (часть 2, глава 5)
14. «Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к …, комитет, после короткого совещания, предложил назначить … главнокомандующим.» Что же решил комитет? (часть2, глава 6)
15. Перед каким сражением и кто рассуждает следующим образом: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, и проиграли… А завтра мы этого не скажем»? (часть 2, глава 25)
16. Продолжите цитату: «Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве 1000 сажен между Бородиным и …» (часть 2, глава 33)
17. О ком Толстой пишет: «… сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым плечом на покрытой ковром лавке… не делал никаких распоряжений, а только соглашался на то, что предлагали ему»? (часть 2, глава 34)
18. Кто за кем ухаживал? «С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах … не отходила от раненого … и доктор вынужден был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ухаживать за раненым». (часть 3, глава 32)
19. «Из всех людей никого больше не любил и не ненавидел, как ее…» Кто и кого так любил и ненавидел? (часть 3, глава 32)
20. «Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения7 Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». Кто и где задает этот вопрос? (часть 3, глава 4)
Ключ к викторине.
1. Николай Ростов пишет Соне.
2. Под начальством Барклая – де - Толли.
3. Князь Андрей не попросил остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии.
4. О Пете Ростове.
5. Пьер Безухов должен был встретить и убить Наполеона.
6. Рязанскую дорогу.
7. Об этом говорил Пьер, имея в виду Наташу Ростову.
8. Речь идет о болезни Наташи после ее разрыва с князем Андреем.
9. Николушку больше обучала княжна Марья.
10. Старый князь Николай Андреевич Болконский отвечал сыну Андрею после просьбы сына о прощении.
11. От Смоленска.
12. Речь идет о князе Андрее.
13. Багратион писал Аракчееву и обвинял главного министра и главнокомандующего Барклая-де-Толли.
14. Комитет решил назначить Кутузова полномочным главнокомандующим русских армий и всего края.
15. Это реплика Андрея Болконского Пьеру перед Бородинским сражением.
16. Флешами Багратиона.
17. Л.Н. Толстой пишет о Кутузове в ходе Бородинского сражения.
18. Речь идет о Наташе Ростовой и князе Андрее.
19. Андрей Болконский о Наташе.
20. Этот вопрос задает главнокомандующий Кутузов на военном совете в Филях генералам русской армии.
А) Вопросы и задания, побуждающие к более внимательному чтению текста
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
Перечитать внимательно указанные главы романа (т.1, ч.3, главы ХI,XII, XV, XVI), посвященные Аустерлицу. Как убеждает Толстой в ненужности этого сражения народу?
В чем состоит «обновление»Пьера, возвратившегося из плена? Каковы его истоки (т.IV,ч.II, гл. XI - XIII).
В) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА УГЛУБЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ)
Как вы понимаете выражение Толстого «скрытая теплота патриотизма»? Покажите путь Пьера, постигшего смысл этого великого чувства.
Почему Толстой, изображая канун Бородинского сражения, показывает кульминационные события через восприятие Пьера Безухова и Андрея Болконского?
Что дало Пьеру и князю Андрею приобщение к великому народному подвигу? Какое место занимает Отечественная война в их исканиях смысла жизни?
Как показывает Толстой всенародность подвига, почему называет партизанскую войну «дубиной народной войны»?
Тихон Щербатый – «один из самых нужных людей в партии». Почему характер народа в войне 1812 года передан Толстым прежде всего через характер Тихона?
Урок Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя.
Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя; показать процесс становления взглядов Толстого; отработать навыки, умение слушать учителя и одновременно записывать содержание лекции; прививать любовь к произведениям Л. Толстого.
Оборудование: репродукции портретов писателя, выставка книг.
Организационный момент.
Новый материал.
I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).
Толстой рассказал нам о русской жизни
почти столько же, как и вся остальная
наша литература.
М. Горький
Если бы можно было написать, как Толстой,
и заставить весь мир прислушаться!
Т. Драйзер
II. Слово учителя. (Лекция с опорой на иллюстрации).
Посмотрите на даты рождения и смерти гениального писателя. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Свидетелем каких исторических событий был Толстой?
- На какие годы падает расцвет его творчества?
- С кем из выдающихся людей своего времени Толстой мог общаться?
Со стороны могло показаться, что Лев Николаевич Толстой самый счастливый и благополучный человек.
До глубокой старости он жил в своем родовом поместье, окруженный детьми, внуками, согреваемый почтительным вниманием и любовью учеников, последователей, поклонников. Несмотря на свои 80 с лишним лет, он был бодр и крепок. Каждый день ездил верхом, занимался гимнастикой. Он любил этот дом, где жили его отец и дед, этот парк, каждая тропинка которого была ему памятна с детства.
Слава его гремела по всей земле. Давно он был признан и как гениальный художник, и как великий мыслитель.
Ежедневно почтальоны приносили ему десятки, сотни писем. И все письма заканчивались одной и той же мольбой: «Научите меня, как жить дальше?».
Он терпеливо и подробно отвечал каждому. А поздно вечером доставал свой «Дневник для одного себя» и записывал, записывал…
Толстой мучился и страдал оттого, что в своих сочинениях, в статьях, письмах он призывал «жить по правде», не пользоваться чужим трудом, кормиться только плодами рук своих. Но сам он продолжал жить в своей помещичьей усадьбе, в то время как рядом прозябали в чудовищной нищете такие же люди, как и он.
И он не выдержал. 28 октября 1910 года Толстой тайно покинул родовое поместье. В дороге простудился, заболел воспалением легких и умер.
III. Индивидуальные сообщения учащихся об этапах жизненного и творческого пути Толстого. (Основное содержание).
1. «Радостный период детства.»
Семья будущего писателя с ее преданиями, впечатлениями от жизни дворянской усадьбы. Роль Т.А. Ергольской. Автобиографическая повесть «Детство».
2. Казанский университет.
Учеба, увлечения юноши Толстого. Ясная Поляна. Свод правил, которые поставил перед собой молодой помещик.
3. «Бурная жизнь юношеского периода» .
Неудачный опыт хозяйствования в своем имении (повесть «Утро помещика»). Жизнь в Москве и Петербурге. Начало работы над дневником, который писатель вел на протяжении всей жизни.
4. «Война и свобода».
Кавказ и участие Толстого в военных действиях. Кавказские впечатления – в произведениях: «Набег»(1853), «Рубка леса»(1855), «Казаки»(1852-1863), «Хаджи-Мурат»(1896-1904). Повести «Детство», «Отрочество», «Юность» - автобиографическая трилогия.
5. Крымская кампания.
Осажденный Севастополь. «Севастопольские рассказы». Положительный отзыв литературных критиков.
6. В кругу литераторов.
Журнал «Современник»: участие в учреждении Литературного фонда; споры и конфликты писателей; чувство одиночества. Заграница.
7. Народная школа.
Яснополянская школа для детей крестьян. Изучение популярных педагогических систем, собственные идеи. «Азбука»и «Новая Азбука» (1870-е годы).
8. Перелом (1880-е годы).
Переворот, совершающийся в сознании писателя. Отражение в произведениях: «Смерть Ивана Ильича»(1884-1886), «Крейцерова соната»(1887-1889), «Отец Сергий»(1890-1898), «Живой труп»(1900, не завершена), «После бала»(1903). Исповедальная публицистика.
9. Уход и смерть.
Разрыв с социальной средой, семейный разлад.
IV. Закрепление. Опрос.
- Чем близок вам Лев Толстой?
- Прокомментируйте слова писателя (плакат с цитатой – на доске): «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светится вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
V. Домашнее задание.
- используя конспект и учебник, раскрыть процесс становления личности Л.Н. Толстого.
- Устные сообщения о произведениях «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир», дневнике.
- Подготовить викторину по пройденного материалу.
Урок Правда о войне в «Севастопольских рассказах»
Цель: познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов»; определить особенности изображения Л.Н. Толстым человека на войне; воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому Родины.
Оборудование: текст произведения, иллюстрации, фотографии Толстого.
Организационный момент.
Повторение: причины, ход и результаты Крымской войны 1853-1856 гг. (реализация домашнего задания). Понятия «истинный и ложный патриотизм».
Новый материал.
Оформление доски – эпиграф:
« Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда» (Л.Н. Толстой).
I. Вступительное слово учителя.
Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Зачем? Позднее устами князя Андрея Болконского он скажет: «… Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне» (Война и мир, т.1, ч.1, гл. V). Итак, с 1854 года Толстой 9 месяцев сражался в Севастополе. Большую часть этого времени на четвертом бастионе, в самом опасном месте.
Первое впечатление о войне он получил у Дуная; о состоянии армии он писал: «Армия была проедена казнокрадством, герои гибли».
Итогом Севастопольского периода стал его рассказы о войне. Л. Толстой так пишет о самом трагическом событии эпохи, что военные подробности оказываются бытовыми чертами. Он ничего не утаивает.
II. Аналитическая работа с текстом, беседа.
Задание: найти в рассказах эти бытовые черты:
Выразительное чтение отрывка от слов: «На набережной шумно…» до «чугунные пушки разных калибров…»
1. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели? (сцена в госпитале).
2. Что движет этими простыми солдатами, почему они идут на смерть?
На основе 14-й главы рассказа «Севастополь в мае» подумать:
3. Почему Толстой выделил отдельной главой (Это самая короткая глава в рассказах) описание вечера после боя? Каково отношение автора к войне?
Находим параллели с эпизодами романа «Война и мир» (пейзаж Бородинского поля – т.3, ч.3, гл. XXXIX).
Описание четвертого бастиона и его защитников. На четвертый бастион можно пробраться по траншее, но «все идут по дороге».
4. Почему автор выделил эти слова? Что он хотел подчеркнуть?
5. Как описывает Толстой четвертый бастион и его защитников?
Зачитать отрывок со слов: «Вглядитесь в эти лица, в осанки и в движения этих людей…» до слов: «… следы сознания своего достоинства…»
6. Почему же Л.Н. Толстой считает, что нельзя взять Севастополь?
В рассказе «Севастополь в декабре» мы видит простых защитников города, во втором – «Севастополь в мае» - перед нами предстают офицеры.
7. Однородна ли офицерская масса?
8. О чем мечтает штабс-капитан Михайлов? Во всем ли осуждает автор своего героя? (Гл. 2-4,10, 13).
9. Можно ли Михайлова сравнить со Скалозубом из «Горя от ума»?
10. Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно стало» за себя? (Гл. 5,7).
Адъютант Калугин (Гл. 5,9,11,12) – о нем.
11. Ради чего рискуют солдаты и матросы и ради чего адъютант Калугин?
Образ ротмистра Проскухина (Гл. 5,10-12).
12. О чем вспомнил ротмистр в минуту смерти? Как характеризуют его внутренний мир эти мысли?
III. Закрепление:
- На чьей же все-таки стороне симпатии автора? В чем видит он патриотизм истинный и ложный? Кто настоящие герои Севастополя? (Отмечаем, что эта проблема будет еще раз освещена автором в «Войне и мире»).
IV. Домашнее задание:
- Написать сочинение-миниатюру «Мои впечатления от прочитанных «Севастопольских рассказов»».
- Подготовить сообщение о жанре романа-эпопеи.
- Вспомнить из истории причины и цели восстания декабристов 1825 года.
- Прочитать 1-6 гл. романа «Война и мир». Вопросы для размышления:
1) Каким тоном говорят гости в салоне Анны Павловны Шерер? О чем?
2) Какие замечания автора помогают сорвать с них «приличьем стянутые маски»?
3) Однородно ли великосветское общество?
4) Кто в салоне вызывает вашу симпатию и почему?
Урок История создания, авторский замысел, особенности жанра романа
«Война и мир».
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа «Война и мир»; дать представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни; помочь понять, как автор относится к войне, какой смысл вкладывает в понятие «мир», какие нормы жизни писатель отрицает, а что утверждает; развивать умение тезировать, пользоваться справочной литературой; воспитывать любовь и уважение к творческому наследию писателя;
Оборудование: текст романа, иллюстрации.
Организационный момент.
Повторение: понятия «пространственный, временной масштаб», «фабула; из истории – восстание декабристов.
Новый материал.
Оформление доски: запись понятий «Роман-эпопея», «проблематика», «специфика жанра».
I. Слово учителя, учащиеся конспектируют основные положения лекции.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути», - этими словами Бориса Пастернака мы начинаем разговор о романе «Война и мир» - одном из самых патриотических произведений в русской литературе XIX века. Именно до самой сути хотел добраться Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Автора интересовала не только «история души человека», но и «история целого народа».
Именно поэтому, когда в 50-х годах XIX века стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом историческое событие и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла:
1856г. – начало замысла;
1825г. – восстание декабристов (от настоящего времени Толстой перешел к эпохе 1825 года, эпохе заблуждений и несчастий главного героя-декабриста, который вернулся с семейством в Россию);
1812г. – война (автор хотел перенести читателя в молодость героя, которая пришлась на славную эпоху 1812 года);
1805-1807гг. – заграничные походы русской армии (Толстому важно было сказать не только о торжестве борьбы с бонапартизмом, но и описать неудачи и стыд русских).
В романе нашли отображение проблемы как начала века, так и его середины. Два плана – прошлое и настоящее.
Проблематика романа:
Проблемы начала XIX века:
- судьба народа, моральных устоев общества;
- общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны (в начале века);
- истинный и ложный патриотизм;
- назначение женщины – хранительницы семейного очага;
Проблемы середины XIX века:
- вопрос отмены крепостного права;
- постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения;
- вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне;
- эмансипация женщины.
Композиция:
В романе 4 тома и эпилог:
I том – 1805 год;
II том – 1806-1811 годы;
III том – 1812 год;
IV том – 1812-1813 годы;
эпилог – 1820 год.
Специфика жанра романа-эпопеи:
Учащиеся вспоминают определении данного понятия (в случае затруднения – обращаемся к «Словарю литературоведческих терминов»).
- Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение);
- события общественной и политической жизни (масонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов);
- отношения помещики-крестьяне (преобразования Андрея Болконского, Пьера, бунт богучаровских крестьян);
- изображение различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне);
- широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, обеды, охота, посещение театра);
- огромное количество человеческих характеров;
- большая протяженность времени – 15 лет;
- широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
Замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Смысл названия романа:
Противопоставление войны и мира как отсутствия войны.
Во времена Толстого слово мир писалось по-разному: мир – отсутствие войны и мiр – человечество, крестьянская община, согласие и единство. Писатель был безразличен к написанию, что говорит о переплетении в этом значении всех оттенков понятия.
Отношение автора к войне:
Правда войны, по Толстому, «в крови, в страданиях, в смерти».
Итак, 1805 год – год стыда России, 1812-й – эпоха благополучия, и причиной этого благополучия стало «единение всех, действие всего «мира»».
II. Закрепление. Опрос.
- Каковы романные признаки произведения? А признаки эпопеи?
III. Домашнее задание.
- конспект;
- прочитать 1-6 гл. романа «Война и мир».