СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий по постановке звуков раннего онтогенеза

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий по постановке звуков раннего онтогенеза Т, Т`, Д, Д` и В, В`, Ф, Ф`. Индивидуальные занятия в старшей логопедической группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по постановке звуков раннего онтогенеза»

Управление образования Администрации г. Долгопрудного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Долгопрудного

(МБДОУ детский сад № 15)















Конспекты занятий по постановке звуков
раннего онтогенеза Т, Т`, Д, Д` и В, В`, Ф, Ф`.
Индивидуальные занятия
в старшей логопедической группе детского сада





Подготовил: учитель-логопед
Христофорова С.В.























г. Долгопрудный


Постановка Звука Т

 

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1.      Повтори слоги.

Та-та-та

Та-то-ту-ты

Та-та-та-та

Ат-от-ут

То-то-то 

Ту-то-та-ты

Ат-ат-ат-ат

Ыт-ут-ат

Ту-ту-ту

Ты-то-ту-та

Ты-ты-ты-ты

От-ут-ыт

Ты-ты-ты

То-та-ту-ты

Ыт-ыт-ыт-ыт

Ат-ыт-от

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3.      Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4.      Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

5.      Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6.      Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7.      Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.

(Топор)

8.      Выучи стихотворение.

Слон

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10.  Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

Топор - (топоры)

Капитан - (капитаны)

Тарелка - (тарелки)

Конфета - (конфеты)

Таблетка - (таблетки)

Автобус - (автобусы)

Туча - (тучи) 

Кофта - (кофты)

Таз - (тазы)

Самолет - (самолеты)

 

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Звук ТЬ

 

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1.      Повтори слоги.

 

Тя-тя-тя

Тя-те-ти-те

Ать-уть-оть

Те-те-те

Ти-те-тя-те

Ить-ять-ёть

Те-те-те

Те-ти-тя-те

Еть-ють-ять

Ти-ти-ти

Ти-тя-те-те

Ють-ить-еть

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать, гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3.      Повтори предложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима — дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4.      Повтори чистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать ать - ать - нужно в комнате убрать.

5.      Повтори пословицу.

Где растяпа да тетеря —

Там не прибыль, а потеря.

6.      Повтори скороговорку.

Грабли — грести,

Весла — везти,

Полозья — ползти.

7.      Повтори загадки.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8.      Выучи стихотворение.

Телочка

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10.  Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

Тетрадь - (тетрадочка)

Петя - (Петенька)

Тётя - (тётенька)

Костя - (Костенька)

Теленок - (теленочек)

Тёрка - (тёрочка)

Платье - (платьице)

Телефон - (телефончик)

 

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

Дифференциация звуков Т – ТЬ

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1.      Повтори слоги.

 

Та-тя

То-те

Ти-ты

Ту-тю

Тя-та

Те-то

Ти-ты

Тю-ту

Тя-та-тя

То-те-то

Ти-ты-ти

Ту-тю-ту

Та-тя-та

Те-то-те

Ты-ти-ты

Тю-ту-тю

2.      Повтори слова.

Тук - тюк

Тома - Тема

Кот - котенок

Тик - так

Ната - Митя

Рот - ротик

Тут - Тит

Ходит - ходить

Картон - картина

Ток - тень

Бегает - бегать

Думает - думать

Тук - тюк

Несут - носить

Готовит - готовить

Тот - тир

Готовит готовить 

Строит - строить

 

3.      Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4.      Повтори чистоговорки.

Тя - та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6.      Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7.      Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8.      Выучи стихотворения.

Тигр

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9.      Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10.  Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Таня - платье

Тома - телята

Витя - каток

Катя - платок

Никита - телефон

Тося - котенок

 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Звук Д

 

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1.      Повтори слоги.

Да-да-да

Да-да-да

Да-да-да

Да-до-ду-ды

Ды-ду-да-до

До-ду-ды-да

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3.      Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4.      Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5.      Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех — все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.

6.      Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7.      Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8.      Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10.  Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом — (домик)

дудка — (дудочка)

Дуб — (дубок)

дыра — (дырочка)

Дорога — (дорожка) 

дым — (дымок)

 

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Звук ДЬ

 

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1.      Повтори слоги.

Дя-дя-дя

Дя-ди-де-дю

Дя-дя-дя

Дю-дё-де-ди

Дя-дя-дя

Дя-дю-де-дё

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3.      Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4.      Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6.      Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел —

Он целый день конфеты ел.

7.      Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

8.      Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10.  Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

Дерево — (деревья)

Дельфин — (дельфины)

Дятел — (дятлы)

Индюк — (индюки)

Дело — (дела)

Льдина — (льдины)

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

Дифференциация звуков Д – ДЬ

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1.      Повтори слоги.

Да-дя

Ды-ди

Ду-дю

До-дё

Дя-да

Ди-ды

Дю-ду

Дё-до

Дя-да-дя 

Ди-ды-ди

Дю-ду-дю

Дё-до-дё

Да-дя-да 

Ды-ди-ды

Ды-ди-ды

До-дё-до

 

2.      Повтори слова.

Дон - день

Давать - дева

Дымка - Димка

Даня - Дина

Давно - дивный

Давай - диван

Дым - Дима

Дата - дети

Дали - дело

Дочь - дичь

Банда - бандит

Вода - водяной

Дуло - диво

Динь - дон

Радость - радио

3.      Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4.      Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6.      Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7.      Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна — а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8.      Выучи стихотворения.

Дождик

- Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброго пути

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9.      Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10.  Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Надя - духи

Дуня - желуди

Володя - дудка

Даня - будильник

Федя - дырка

Вадя - дуб

 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

- Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Дифференциация звуков Д - Т

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, Т, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д - Т:

1.      Повтори слоги.

Да-да

Ту-ду

Ды-ты

Да-да-та

Ду-ду-ту

Ты-ды-ды

Да-та-та

Ту-ту-ду

Ды-ты-ты

Да-та-да-та

Да-до-ду-ды

Ды-ты-ды-ты

Ду-ту-ду-ту

Та-то-ту-ты

До-то-до-то

Д -да-ду-ды

 

То-та-ту-ты

 

2.      Повтори слова.

Дом - том

Душ - тушь

Когда - тогда

Дома - Тома

Дам - там

Дул - стул

Стул - сдул

Тутдудка

День - тень

Доля - Толя

Стал - сдал

Дуб - туп

Дачка - тачка

Дон - тон

Катушка - кадушка

Дина - Тина

Дочка - точка

Иди - лети

Плоты - плоды

Томик-домик

Уточка - удочка

Вода - темнота

Прудик - прутик

Дыня - тын

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.

3.      Повтори предложения.

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.

4.      Повтори чистоговорки.

Ти - ди - ти — на луну лети. Ти - ти - ди — ты домой иди. Ды - ты - ты — бегут коты. Ту - ту - ду — я иду. Та - да - да — вот вода. Де - де - те — страшно в темноте.

5.      Повтори пословицы и поговорки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Лентяй и сидеть устает.

Есть дети - будут радости.

Языком торопись, а делом не ленись.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат,

6.      Повтори скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

7.      Отгадай, повтори загадки:

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок)

Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят.

(Глаза)

8.      Выучи стихотворения.

Мы с Володею друзья: куда он — туда и я.

И еще у нас закон: куда я — туда и он.

Пожар

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь!»

(С. Маршак).

9.      Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Даня - танк

Дом - кот

Толя - дыни

Тоня - дудка

Дочка - точка

Даня - топор

Даша - карта

Даша - каток

 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил.



Звук Ф

 

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

1.      Повтори слоги.

Фа - фа - фа

Фа - фо - фу - фы

Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо

Фы - фу - фа - фо

Аф - аф - аф

Фу-фу-фу

Фо-фафуфы

Оф-оф -оф

Фы - фы - фы 

Фу - фо -фы - фа

Уф - уф - уф

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

3.      Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

4.      Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф. У Фани – фуфайка. У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

5.      Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев.

(Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.

(Футбольный мяч)

6.      Выучи стихотворение.

Флажок

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил.

Высотская)

7.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения, подсказать в конце нужные слова.

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок —

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри —

Загорелись... (фонари).

8.      Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и закончить его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.

На празднике у мальчика в руках... (флажок).

Мама завязала дочке на шею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

9.      Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.

Фазан — (фазаны)

Фургон — (фургоны)

Факел — (факелы)

Телефон — (телефоны)

Фокус — (фокусы)

Сарафан — (сарафаны)

Фонтан — (фонтаны)

Граф — (графы)

 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

Звук Фь

Артикуляция звука

Смзвук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

Практический материал по автоматизации звука ФЬ

1.      Повтори слоги.

Фя - фя - фя

Фя - фе - фю - фи

Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе

Фя - фи - фю - фе

Ифь - ефь - юфь

Фю - фю -фю

Фё - фю - фя - фи

Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи

Фи - фя - фе - фё

Ёфь - яфь - ифь

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова:

Юдифь, морковь (фь).

3.      Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

4.      Повтори скороговорки.

У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

5.      Повтори загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные.

(Портфель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

 

(Картофель)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

6.      Выучи стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет —

Факт, что в буфете не будет конфет.

(В. Лунин)

Слон

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужна пошире,

И не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

7.      Игра «Составь предложение».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.

Конфеты - буфет

Машинашофёр

Федя - фиалки

Фея - туфелька

Дерево - филин

Магазин - финики

 

8.      Игра «Один — много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.

Фикус — (фикусы)
ферма — (фермы) 

Фиалка — (фиалки)
пуфик — (пуфики) 

Филин — (филины)
буфет — (буфеты)

Фигура — (фигуры)
графин — (графины)

 

9.      Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

Дифференциация звуков Ф – ФЬ

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Ф, ФЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Ф - ФЬ

1.      Повтори слоги.

 

Фа фя

Фа фа фя фя

Фу фю - фу

Фо фё

Фа фя фа -фя

Фю - фу фю

Фы фи

Фя фа фя – фа

Фы фи фы

Фу - фю

Фя фя фа – фа

Фи фы фы

 

2.      Повтори слова.

Фомка - Фимка

Форма - ферма

Фокус - фикус

Форма - фирма

Фуга - фига

Фурор - фюрер

Фон - фен

Фунт - финт

 

3.      Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

4.      Повтори чистоговорки.

Фе - фэ - фе — дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

5.      Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

6.      Повтори загадки.

Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называясь я...

(Фарфор)

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник.

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин)

7.      Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.

(Г. Сатир)

8.      Игра «Твердый — мягкий»

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

9.      Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам:

Фома - ферма

Феня - фотоаппарат

Федя - телефон

Федя — фокус

 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. — Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

Начало формы

Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Практический материал по автоматизации звука В

1.      Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы

Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву

Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву

Во - во - во

By - во - ва - вы

By - ву - ву

2.      Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

3.      Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

4.      Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва — вот высокая трава. Вы - ва - вы — даже выше головы.

5.      Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.

6.      Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

7.      Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует —

Бежим по воде.

(Волны)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

(Волк)

8.      Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона. Это... (ворона).

10.  Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза — (вазочка) 

слива — (сливка)

Вода — (водичка) 

завод — (заводик) 

Вагон — (вагончик)

диван — (диванчик)

Ива — (ивушка)

голова — (головушка)

 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Звук Вь

 

Артикуляция и постановка звука

См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Практический материал по автоматизации звука ВЬ

1.      Повтори слоги.

Вя - вя - вя

Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю

Be - вю - ви - вя

Be - ве - ве

Вё - ве - ви - вю

Ви - ви - ви

Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё

Вю - вя - ви - вё

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3.      Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4.      Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

5.      Повтори загадки.

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся — чистый пол.

(Веник)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

(Ветер)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

6.      Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

7.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая... (видна).

8.      Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

Витя - отвёртка

Класс - новичок

Вера - ковёр

Вера - вязать

Ветер - деревья

Витя - вёдра

 

9.      Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок — во множественном.

Верба - (вербы)

визит - (визиты)

Вилка - (вилки)

отвёртка - (отвёртки)

Ведро - (вёдра)

новичок - (новички)

Вечер - (вечера)

травинка - (травинки)

 

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

Дифференциация звуков В – ВЬ

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, ВЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков В - ВЬ

1.      Повтори слоги.

Ва - вя

Вы - ви

Ву - вю

Во - вё

Вя - ва

Ви - вы

Вю - ву

Вё - во

Ва - вя - ва

Ви - вы - ви

Вю - ву - вю

Вё - во - вё

Вя - ва - вя

Вы - ви - вы

Ву - вю - ву

Во - вё - во

 

2.      Повтори слова.

Вата - Витя

Выдра - ведра

Высь - висеть

Ваша - вишня

Слава - Славик

Диван - девица

Вахта - вихрь

Трава - травинка

Вон - Вена

Важный - вяжет

Ваза - виза

Воз - вес

Вулкан - вилка

Выть - видеть

Ворс - верста

3.      Повтори предложения.

Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

4.      Повтори чистоговорки.

Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Вода с гор потекла - весну принесла.

Высокого подвига никакие горы не заслонят.

6.      Повтори скороговорки.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли:

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

7.      Повтори загадки.

Заверчу, закручу,

В небеса улечу.

(Вертолет)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате.

(Ванна)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

8.      Выучи стихотворения.

В ванне

Любо плавать Ване

В белом море - в ванне.

Только вот обидно:

Берега не видно.

Видимость пропала,

Мыло в глаз попало...

(А. Шлыгина)

В поле волк-волчище едет

На своем велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон,

Только ветер - ветерок

Перегнать никак не мог.

(Г. Сатир)

9.      Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

10.  Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Ваня - велосипед

Вика - сливы

Витя - халва

Витя - клятва

Сева - ковер

Вера - волна

 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

Дифференциация звуков В – Ф

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков В - Ф

1.      Повтори слоги.

 

Ва - фа

By - фу - ву - фу

Ва - во - ву - вы

Фа - ва

Ва - фа - ва - фа

Фа - фо - фу - фы

Ва - ва - фа

Вы - фы - вы - фы

Ву - во - ва - вы

Фа - ва - ва

Во - фо - во - фо

Фу - фо - фа - фы

2.      Повтори слова.

 

Ваня - Фаня

Вилка - Филька

Веня - Феня

Влага - фляга

Вата - фата

Сливы - скифы

Ваза - фаза

Травы - графы

Сова - софа

Гривы - грифы

Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

3.      Повтори предложения.

У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

4.      Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Не всякому слуху верь. Жаловалась овца волку на плохое житьё. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Всяк глядит, да не всяк видит.

6.      Повтори скороговорки.

Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

7.      Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.

Вата - (фата)

винт - (финт)

Ваза - (фаза)

сова - (софа)

Вас - (фас)

Веня - (Феня)

8.      Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Вова - флажок

Иван - футбол

Валя - шарф

Вася - фабрика

Вася - фотоаппарат

Витя - фокус

 

9.      Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!


Начало формы

Начало формы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!