Конспект интерактивной экскурсии в рамках
Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»
«Лягушка Царевна» Старший возраст
Программное содержание.
Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.
Упражнять детей в звукоподражании.
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.
Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки». Иллюстрации с изображением «врагов» лягушек.
Содержание работы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!
Дети. Лягушка!
Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).
Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?
Дети. Нет.
У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.
Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?
Дети. Да.
Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми. Скажите, знаете ли вы, как мы дышим?
Дети. Вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и снова выдыхаем.
Воспитатель. Правильно, вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима выдалась тёплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.
В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы
Воспитатель: и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Воспитатель. Очень хорошо. Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).
Воспитатель. Вы правильно понимаете: «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь.
Воспитатель. А как мы называем лягушачье пение?
Дети. Кваканье.
Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.
Дети повторяют по образцу воспитателя.
Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:
Подрастала –
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла –
Зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.
Физкультминутка «Две лягушки».
Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чём секрет, Всем друзьям физкульт привет! | Повороты в стороны. Полуприседания вправо-влево. Переступание с носка на пятку. Руки на поясе, полуприседания вправо-влево. Выполнять движения в соответствии с текстом. Ходьба на месте. |
Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают.
Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.
Воспитатель. А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь.
Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей).
Воспитатель: Всё в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и чёрствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые, и вы любите природу. А врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете?
Дети. Журавли, цапли, аисты.
Воспитатель. Да, правильно. Посмотрите на картинки - это «враги» лягушек (Рассматривание иллюстраций, беседа по ним). А давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру
«Лягушки на болоте». Русская народная игра «Лягушки на болоте». С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см.) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. | «Две подружки - лягушки» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Притопывают одной ногой.) Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.) «Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.) «Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.) И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.) «Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Делают один притоп.) |
Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки, и враги вас даже не поймали. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.
Над прудом
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедли у пруда шаги…
Как песня лунная напевна!
Не бей лягушек, береги,
А, вдруг, одна из них - Царевна!
Воспитатель.
Обобщение: и в воде, и на берегу, где лягушка прячется среди травы, она не заметна)
- Почему она не заметна? (Зеленая, прячется, чтобы труднее было заметить)
- Но не все лягушки бывают зеленого цвета. Есть и пятнистые, яркие по окраске лягушки, они как бы «пугают» тех, кто хочет ими полакомится (показать картинки).
- Часто такие лягушки бывают ядовитые. А как вы думаете, наши зеленые лягушки ядовиты? Почему? (они не приносят вред).
Обобщение: Лягушка «прячется», не только благодаря окраске. Особенно трудно ее обнаружить, когда она лежит в воде, или сидит на суше не подвижно.
- Наверно у многих ребят лягушка выпрыгивала прямо из-под ног, они ее замечали только тогда, когда она начинала двигаться.
- От кого лягушка прячется? Кто ее враги? (аист, цапля, филин, барсуки, ужи).
- А почему мы не видим лягушки зимой? (зимой спит)
- Около пруда летом много насекомых. Каких вы знаете? (мухи, стрекозы, пауки, комары)
- Какую пользу приносит лягушка? (поедает насекомых)
- Лягушка- очень хороший охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогает язык и умение хорошо прыгать, У нас, людей язык прикреплен ко рту задним концом (дети выставляют язык вперед и шевелят им).
- Мы только выставляем передний кончик языка, потому что задний крепко держится во рту.
- А у лягушки язык прикреплен передним кончиком поэтому она выбрасывает его далеко вперед, лучше нас и еще он клейкий, и жучки, комары, приклеиваются к ее языку. Давайте и мы попробуем половить насекомых.
Конспект интерактивной экскурсии в рамках
Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»
«Лягушка Царевна» младший возраст
Программное содержание.
Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.
Упражнять детей в звукоподражании.
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.
Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки».
Содержание работы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!
Дети. Лягушка!
Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).
Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?
Дети. Нет.
У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.
Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?
Дети. Да.
Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Воспитатель. Вы знаете как мы называем лягушачье пение?
Дети. Кваканье.
Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.
Дети повторяют по образцу воспитателя.
Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:
Подрастала –
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла –
Зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.
Физкультминутка «Две лягушки».
Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чём секрет, Всем друзьям физкульт привет! | Повороты в стороны. Полуприседания вправо-влево. Переступание с носка на пятку. Руки на поясе, полуприседания вправо-влево. Выполнять движения в соответствии с текстом. Ходьба на месте. |
Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают.
Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.
Подвижная игра «Поймай комара»
Ход игры:
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза
Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.
Над прудом
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедли у пруда шаги…
Как песня лунная напевна!
Не бей лягушек, береги,
А, вдруг, одна из них - Царевна!
Младший возраст.
Что нового и интересного вы расскажите нашему Лесовичку? (Ответы детей).
Младший возраст.
- Как передвигается лягушка в воде? (плавает)
- А на суше? (прыгает)
Обобщение: в воде лягушка плавает или отдыхает, на берегу- охотится.
- Какого цвета лягушек вы видели: (зеленых)
- Кем питается лягушка? (насекомыми, комарами)
- Сразу ли вы заметили лягушку? (ответы детей).
- А в природе может ли человек заметить лягушку, в зарослях травы, растений? (Да можно, но это очень трудно).
- Подумайте, где она может спать? (Зимой она зарывается на дне водоемов. А летом прячется среди травы).
З.А. Ефанова: Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Средняя группа. ФГОС
Занятие 2
Числа 1, 2. Геометрические фигуры.
Комплекс развивающих движений «Лягушата»
Цели: познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); развивать ловкость, быстроту.
Материалы и оборудование: карточки с цифрами 1, 2; кубики разного цвета, обручи, предметы разной формы; шапочки лягушат.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Проговаривание считалки:
Говорят, на заре Голубь, гусь и галка.
Собирались на горе Вот и вся считалка.
2. Знакомство с цифрами 1, 2.
Воспитатель берет один кубик и спрашивает:
– Сколько кубиков у меня? (Один.)
– Какого цвета кубик? (Красный.)
Воспитатель кладет красный кубик и показывает цифру 1. Потом берет синий кубик:
– Сколько у меня сейчас кубиков? (Один.)
– Какого цвета кубик? (Синий.)
– Я беру еще один синий кубик. Их стало два. (Воспитатель показывает цифру 2 на карточке.)
– Каких кубиков больше? Каких – меньше? (Воспитатель ставит рядом с кубиками карточки с цифрами.)
– Что больше: 1 или 2? Как сделать, чтобы кубиков стало поровну – по одному? Надо убрать один синий кубик. Сколько теперь синих кубиков? А красных? Какой цифрой надо обозначить количество красных кубиков? А синих кубиков? А теперь поставим два красных и два синих кубика. Какой цифрой обозначить количество красных кубиков? Синих кубиков? Уберем один синий и один красный кубик. Какой цифрой обозначить количество красных и синих кубиков?
Воспитатель показывает картинки с изображением 1 или 2 предметов, дети говорят, сколько предметов.
3. Закрепление знания о геометрических фигурах.
Воспитатель показывает фигуры и называет их, затем демонстрирует еще раз, а дети должны назвать эти цифры.
4. Игра «Не ошибись!».
Дети делятся на 4 команды, встают друг за другом. Напротив, на столе, лежат предметы разных форм. Каждая команда должна найти определенные формы предметов. Например, первая команда находит предметы треугольной формы; вторая – предметы в форме квадрата и т. д. По сигналу воспитателя первые игроки всех команд должны добежать до стола, взять предмет нужной формы и принести к стулу, который стоит рядом с командой. После этого следующий игрок бежит к столу за предметом. Игра заканчивается, когда все предметы нужной формы будут собраны. Можно заранее договориться, что предметов будет 5–6 каждой формы.
5. Комплекс развивающих движений «Лягушата».
Воспитатель читает стихотворение:
Лягушечки-квакушечки Все серые и белые,
По берегу гуляют, С длиннющими носами.
Комариков-судариков Лягушечки-квакушечки,
И мошек собирают. Коль живы быть хотите,
Журавлики-кораблики То поскорей от журавлей
Летят под небесами, В болото уходите.
Дети выполняют движения за воспитателем, изображая лягушек:
1. И. п.: о. с. 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.
2. Руки в стороны, 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед.
3. Руки вперед, 8 шагов на месте с «волной» руками в стороны на каждый шаг.
4. Руки на пояс, 8 шагов на месте с «волной» руками вперед на каждый шаг.
5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360 °; то же направо.
6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок – хлопок в ладоши над головой.
7. И. п.: присед. Продвижение вперед прыжками с опорой на ладони (7–8 раз).
8. И. п.: лежа на спине. 1–2–3 – выпятить живот как можно больше, вдох, задержать дыхание как можно дольше (3–4 раза).
6. Рефлексия. Подвижная игра «Лягушки – зеленые ушки».
На старой кадушке Я к ним подошел –
Плясали лягушки, Они в воду бултых!
Зеленые ушки, И нечего больше
Глаза на макушке. Сказать мне про них.
В. Степанов
На полу разложить обручи по количеству участников игры. Каждый играющий стоит рядом с обручем. Ведущий читает стихотворение, а дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. На слово «Бултых!» они «прыгают» внутрь обруча. По окончании стихотворения ведущий, проходя мимо играющих, говорит: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки». Играющие выходят из обруча и опять прыгают вокруг него. По сигналу ведущего «Бултых!» они вновь должны успеть занять свои места. Ведущий тоже старается попасть в себе обруч. Оставшийся без места считается проигравшим.
Конспект интерактивной экскурсии в рамках
Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»
«Лягушка Царевна»
Программное содержание.
Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.
Упражнять детей в звукоподражании.
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.
Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки». Иллюстрации с изображением «врагов» лягушек.
Содержание работы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!
Дети. Лягушка!
Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).
Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?
Дети. Нет.
У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.
Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?
Дети. Да.
Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми. Скажите, знаете ли вы, как мы дышим?
Дети. Вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и снова выдыхаем.
Воспитатель. Правильно, вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима выдалась тёплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.
В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Воспитатель. Очень хорошо. Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).
Воспитатель. Вы правильно понимаете: «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение?
Дети. Кваканье.
Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.
Дети повторяют по образцу воспитателя.
Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:
Подрастала –
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла –
Зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают. И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.
Физкультминутка «Две лягушки».
Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чём секрет, Всем друзьям физкульт привет! | Повороты в стороны. Полуприседания вправо-влево. Переступание с носка на пятку. Руки на поясе, полуприседания вправо-влево. Выполнять движения в соответствии с текстом. Ходьба на месте. |
Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.
А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Всё в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и чёрствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые, и вы любите природу. А врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете?
Дети. Журавли, цапли, аисты.
Воспитатель. Да, правильно. Посмотрите на картинки - это «враги» лягушек (Рассматривание иллюстраций, беседа по ним). А давайте мы с вами поиграем в
русскую народную игру «Лягушки на болоте». Русская народная игра «Лягушки на болоте». С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см.) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. | «Две подружки - лягушки» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Притопывают одной ногой.) Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.) «Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.) «Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.) И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.) «Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Делают один притоп.) |
Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки, и враги вас даже не поймали. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.
Над прудом
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедли у пруда шаги…
Как песня лунная напевна!
Не бей лягушек, береги,
А, вдруг, одна из них - Царевна!
Что нового и интересного вы расскажите нашему Лесовичку? (Ответы детей).
Цапля
Аист
Ласка
Уж
Куницы
Конспект ООД в младшей группе на тему: «Знакомство с лягушкой».
Цель: формирование представления о внешнем виде и строении лягушки, отражающих её приспособляемость к условиям внешней среды.
Задачи:
образовательные: дать представление о сезонных изменениях в жизни лягушки.
Развивающие: развивать представления об окружающем мире учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные: изменить традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Воспитывать желание беречь природу.
Материал: Карточка, на которых изображена лягушка, макет (игрушка) лягушки. Лист кувшинки зеленого цвета. Лягушки красного, желтого и зелёного цветов. Соломки, баночки с водой.
Организованная образовательная совместная деятельность
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Беседа с детьми проводится сидя на ковре | | |
Ребята, у меня для вас сюрприз. К нам пришёл гость, как вы думаете кто это? Я вам сейчас загадаю загадку. А вы попробуйте отгадать. Под болотной мягкой кочкой Под зелёненьким листочком Притаилась попрыгушка Пучеглазая …. (лягушка). | Дети слушают загадку. Отвечают на вопросы: - Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? - Что вы можете рассказать о жизни лягушек? | отгадывают её. Развитие речи, активизация мышления. |
Рассказ воспитателя, постановка проблемного вопроса. Вот теперь - молодцы, все догадались. А вот и она - наша лягушка (игрушка). Знаете, как её ласково называют в народе? Лягушка-квакушка. Как вы думаете, почему её так называют? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос: Правильно, потому что она квакает. (Дать послушать на грамзаписи голоса лягушек). | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Но почему же она у нас пряталась в шкафу? А может она потерялась? Скажите, вы знаете, где живут лягушки? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос. | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи |
Рассказ воспитателя: Скажите, а где живут лягушки? - Живут лягушки в реках, озерах и прудах. А вы знаете где они зимуют?. - Почему зимой лягушки спят? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос: (они питаются насекомыми, а зимой насекомые спят) | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Как вы думаете, что лягушки любят делать? - Как называется лягушачье пение? (кваканье). | Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы: Квакать- квакают прыгать – прыгают есть комаров- имитация языком. Дети слушают мелодию. Звукоподражание по образцу воспитателя. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Развитие артикуляционного аппарата. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Скажите, а все лягушки одинаковые? Сейчас мы с вами и узнаем. Они разные по размеру и по цвету. Кто из вас видел лягушку-квакушку близко? Кто держал её в руках?. Предлагаю рассмотреть лягушку- игрушку. | Дети слушают рассказ и подходят к доске, рассматривают карточки, отвечают на вопросы. | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
У всех лягушек есть четыре лапки, большая голова, форма тела - овал, а вот шеи нет. Обратите внимание на ноги лягушки. Передние - короткие, а задние — длинные. Задние лапки могут складываться, чтоб легче плавать и прыгать. Для дыхания есть ноздри. Даже, когда лягушка находится в воде, она дышит. | Дети слушают рассказ и подходят к доске, рассматривают карточки и игрушку, отвечают на вопросы. Имитируют языком ловлю комаров. | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
А вот в воде воздух можно увидеть. Проводится опыт с воздухом. | поставить, предложить баночки с водой, предложить подуть через трубочки- появится много пузырьков воздуха. | Проявление любознательности, заинтересованности. Развитие дыхательных навыков детей. |
Физминутка. Давайте с вами поиграем в лягушачью игру. Предлагает игру «Две лягушки». | Видим скачут по опушке (повороты в стороны) Две зеленые лягушки. (полуприседания вправо-влево) Прыг-скок, прыг-скок (переступание с носка на пятку) На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, (руки на пояс, полуприседания вправо-влево) Утром рано умывались, полотенцем растирались (выполнят движения в соответствии с текстом) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чем секрет, (ходьба на месте) Всем друзьям физкульт привет! | Снятие мышечного напряжения. Положительные эмоции. |
Проблемный вопрос Дети, а как вы думаете, может ли человек сразу заметить лягушку в воде? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Опыт: Приготовить несколько силуэтов лягушек разного цвета, листок кувшинки зеленого цвета. | Попеременно прикладывать силуэты лягушек к листку, выяснить, какого цвета лягушку меньше всего видно на зелёном листке. Зелёную. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности |
Проблемный вопрос. Почему лягушка прячется? От кого? | Правильно, от врагов, чтоб её не съели хищники, любители лягушек — журавли, цапли, аисты. Она не заметна и для тех, кого ловит сама. Мошкам и комарам. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Проблемный вопрос Дети, а как вы думаете, лягушки нужны природе? | Правильно, лягушки, действительно, необходимы природе. Они нужны и рыбам, и людям, ведь они поедают множество комаров, мошек, очищают воду в реках, озерах, поедая подводные растения, которые болеют. | Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие памяти, мышления. |
Проблемный вопрос Ребята, значит, лягушек надо охранять? | Правильно, лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе, нельзя причинять вред, а наоборот, надо защищать их. | Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие памяти, мышления. |
Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового, интересного? | Дети отвечают на вопросы. - Где живут лягушки? - Как зимуют лягушки? - Как лягушки квакают? - Чем питаются лягушки? - Назовите врагов лягушек. | Закрепление знаний о лягушке. |
Конспект ООД в средней группе на тему: «Знакомство с лягушкой».
Цель: формирование представления о внешнем виде и строении лягушки, отражающих её приспособляемость к условиям внешней среды.
Задачи:
образовательные: дать представление о сезонных изменениях в жизни лягушки.
Развивающие: развивать представления об окружающем мире учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные: изменить традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Воспитывать желание беречь природу, уважительное отношение к старшим и друг другу.
Материал: стаканчики с водой, трубочки. Карточки, на которых изображены: икра лягушки, стадии развития головастика, взрослая лягушка. Лист кувшинки зеленого цвета, изображения лягушек красного, синего, зеленого цветов.
Организованная образовательная совместная деятельность
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Беседа с детьми проводится сидя на ковре | | |
Ребята, у меня для вас сюрприз. К нам пришёл гость, как вы думаете кто это? Под болотной мягкой кочкой Под зелёненьким листочком Притаилась попрыгушка Пучеглазая …. (лягушка). | Дети слушают загадку. Отвечают на вопросы: - Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? - Что вы можете рассказать о жизни лягушек? | отгадывают её. Развитие речи, активизация мышления. |
Рассказ воспитателя, постановка проблемного вопроса. Вот теперь - молодцы, все догадались. А вот и она - наша лягушка (игрушка). Знаете, как её ласково называют в народе? Лягушка-квакушка. Как вы думаете, почему её так называют? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос: Правильно, потому что она квакает. (Дать послушать на грамзаписи голоса лягушек). | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Воспитатель задаёт вопрос: про лягушек люди сочинили много сказок. Дети, какие вы знаете сказки, в которых главная героиня — лягушка? | Ответы детей («Царевна-лягушка», «Теремок», «Лягушка-путешественница» и др.) | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Рассказ воспитателя: - Живут лягушки в реках, озерах и прудах. Лягушка относится к земноводным животным. Зимуют лягушки на дне водоемов или под камнями, в трухлявых пнях или в норах грызунов. Иногда зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. И начинают кормится. | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос: - Почему зимой лягушки спят? (они питаются насекомыми, а зимой насекомые спят) | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Рассказ воспитателя: Летом лягушек можно встретить в природе во многих местах. Они разные по размеру и по цвету. Кто из вас видел лягушку-квакушку близко? Кто держал её в руках? А заметили вы какие у лягушки лапки с цепкими пальчиками? Они похожи на ваши детские ладошки. Предлагаю рассмотреть лягушку. | Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы. | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
Рассказ воспитателя. У всех лягушек есть четыре лапки, большая голова, форма тела -овал, а вот шеи нет. Обратите внимание на ноги лягушки. Передние -короткие, а задние — длинные. Задние лапки могут складываться, чтоб легче плавать и прыгать. Кожа у лягушки голая, гладкая. Голова большая, во рту длинный, липкий, как будто намазанный клеем язык. Когда лягушка видит комара, она очень быстро выбрасывает далеко язык, и комары, жучки «приклеиваются» к нему, и никак им не выбраться. У лягушек маленькие, но крепкие зубки-бугорки. Для дыхания есть ноздри. Даже, когда лягушка находится в воде, она дышит. | А кто знает, чем дышим мы. Правильно, воздухом. Он вокруг нас, но мы его не видим, так как он прозрачный, невидимый. Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос. | Развитие устойчивости внимания, мышления, речи. |
А вот в воде воздух можно увидеть. Проводится опыт с воздухом. | поставить, предложить баночки с водой, предложить подуть через трубочки- появится много пузырьков воздуха. | Проявление любознательности, заинтересованности. Развитие дыхательных навыков детей. |
Рассказ воспитателя: - Как только лягушка подкормится и наберет вес, начинает петь песни. Народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам» Предлагает прослушать запись «Пение лягушат». Просит детей повторить. | Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы: - Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? («развязал язык» - это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки петь). - Как называется лягушачье пение? (кваканье). Дети слушают мелодию. Звукоподражание по образцу воспитателя. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Развитие артикуляционного аппарата. Проявление любознательности, заинтересованности. |
А как вы думаете, маленькие лягушки похожи на взрослых лягушек? Ответы детей. Представим, что за окном весна, ярко греет солнышко, вода в озерах и реках становится теплее. В это время в воде можно обнаружить вот такие шарики, липкие, прозрачные, с черной точкой внутри. Это икринки лягушки. (демонстрация соответствующей карточки). Через некоторое время из прозрачного шарика вырастает головастик, который пока мало похож на лягушку (карточка). Почему его так называют? Да, сначала у головастика есть только голова, туловище и хвост. Проходит время, головастик растёт, у него появляются задние лапки (карточка). Чтобы расти, ему нужно много пищи. Похож он теперь на лягушку? Чем отличается? У него есть хвост. Наконец, хвост исчезает, и головастик превращается в лягушку (карточка). | Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Физминутка. Предлагает игру «Две лягушки». | Видим скачут по опушке (повороты в стороны) Две зеленые лягушки. (полуприседания вправо-влево) Прыг-скок, прыг-скок (переступание с носка на пятку) На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, (руки на пояс, полуприседания вправо-влево) Утром рано умывались, полотенцем растирались (выполнят движения в соответствии с текстом) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чем секрет, (ходьба на месте) Всем друзьям физкультпривет! | Снятие мышечного напряжения. Положительные эмоции. |
Проблемный вопрос Дети, а как вы думаете, может ли человек сразу заметить лягушку в воде? А на берегу, в зарослях зеленых растений? | Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы: Лягушка зеленая, листочки у растений тоже зеленые. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Опыт: Приготовить несколько силуэтов лягушек разного цвета, листок кувшинки зеленого цвета. | Попеременно прикладывать силуэты лягушек к листку, выяснить, какого цвета лягушку меньше всего видно на зелёном листке. Зелёную. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности |
Проблемный вопрос Почему лягушка прячется? От кого? | Правильно, от врагов, чтоб её не съели хищники, любители лягушек — журавли, цапли, аисты. Она не заметна и для тех, кого ловит сама. Мошкам и комарам. | Развитие устойчивости внимания, мышления. Проявление любознательности, заинтересованности. |
Физкультминутка «Еда для лягушки» | Дети ищут нарисованных насекомых по всей групповой комнате. | Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания. |
Проблемный вопрос Дети, а как вы думаете, лягушки нужны природе? | Правильно, лягушки, действительно, необходимы природе. Они нужны и рыбам, и людям, ведь они поедают множество комаров, мошек, очищают воду в реках, озерах, поедая подводные растения, которые болеют. | Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие памяти, мышления. |
Проблемный вопрос Ребята, значит, лягушек надо охранять? | Правильно, лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе, нельзя причинять вред, а наоборот, надо защищать их. | Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие памяти, мышления. |
Вход в изобразительную деятельность Дети, я предлагаю сделать такой знак, который напомнит людям о том, что лягушек тоже нужно охранять и защищать. | Продуктивная деятельность | Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие памяти, мышления, моторики рук. |
Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового, интересного? | Дети отвечают на вопросы. - Где живут лягушки? - Как зимуют лягушки? - Когда лягушки квакают? - Чем питаются лягушки? - Назовите врагов лягушек. | Закрепление знаний о лягушке. |
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)
Технологическая карта дидактической игры «Назови соседей»
Возрастная группа: старшая, подготовительная
Форма совместной деятельности: подгрупповая (5-6 детей).
Название: | «Назови соседей» |
Методы и приемы | Словесный (указания, пояснения, ответы детей). |
Цель: | формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве). |
Материалы и оборудование: | лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов |
|
Игровые правила | Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: воспитатель просит посмотреть на два изображения и выделить одно из них: - изображение справа; - изображение слева. Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предметы, которые находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п. |
Игровые действия | Дети находят изображение какого-то предмета и определить его местоположение на листе. |
Результат | Умение детей ориентироваться на плоскости, формирование (закрепление) понятий «лево», «право». |