СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий в рамках экологической тропы "Царевна лягушка"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий в рамках экологической тропы "Царевна лягушка" для детей дошкольного образования

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий в рамках экологической тропы "Царевна лягушка"»

Конспект интерактивной экскурсии в рамках

Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»

«Лягушка Царевна» Старший возраст

Программное содержание.


  • Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.

  • Упражнять детей в звукоподражании.

  • Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

  • Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.

  • Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки». Иллюстрации с изображением «врагов» лягушек.

Содержание работы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду – плюх!


Дети. Лягушка!


Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).

Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?


Дети. Нет.


У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.

Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?

Дети. Да.


Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).


Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми. Скажите, знаете ли вы, как мы дышим?

Дети. Вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и снова выдыхаем.


Воспитатель. Правильно, вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима выдалась тёплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы

Воспитатель: и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Воспитатель. Очень хорошо. Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы правильно понимаете: «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь.

Воспитатель. А как мы называем лягушачье пение?

Дети. Кваканье.


Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

Дети повторяют по образцу воспитателя.


Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:

Подрастала –

Хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла –

Зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.

И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.


Физкультминутка «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт привет!

Повороты в стороны.

Полуприседания вправо-влево.

Переступание с носка на пятку.


Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.

Выполнять движения в соответствии с текстом.





Ходьба на месте.



Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.


Воспитатель. А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь.

Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей).

Воспитатель: Всё в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и чёрствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые, и вы любите природу. А врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете?

Дети. Журавли, цапли, аисты.


Воспитатель. Да, правильно. Посмотрите на картинки - это «враги» лягушек (Рассматривание иллюстраций, беседа по ним). А давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру

«Лягушки на болоте».

Русская народная игра «Лягушки на болоте». С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см.) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Две подружки - лягушки»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки, и враги вас даже не поймали. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.

Над прудом

Хористки томные в пруду,

Особенно в начале лета,

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедли у пруда шаги…

Как песня лунная напевна!

Не бей лягушек, береги,

А, вдруг, одна из них - Царевна!


Воспитатель.

Обобщение: и в воде, и на берегу, где лягушка прячется среди травы, она не заметна)

- Почему она не заметна? (Зеленая, прячется, чтобы труднее было заметить)

- Но не все лягушки бывают зеленого цвета. Есть и пятнистые, яркие по окраске лягушки, они как бы «пугают» тех, кто хочет ими полакомится (показать картинки).

- Часто такие лягушки бывают ядовитые. А как вы думаете, наши зеленые лягушки ядовиты? Почему? (они не приносят вред).


Обобщение: Лягушка «прячется», не только благодаря окраске. Особенно трудно ее обнаружить, когда она лежит в воде, или сидит на суше не подвижно.

- Наверно у многих ребят лягушка выпрыгивала прямо из-под ног, они ее замечали только тогда, когда она начинала двигаться.

- От кого лягушка прячется? Кто ее враги? (аист, цапля, филин, барсуки, ужи).

- А почему мы не видим лягушки зимой? (зимой спит)

- Около пруда летом много насекомых. Каких вы знаете? (мухи, стрекозы, пауки, комары)

- Какую пользу приносит лягушка? (поедает насекомых)

- Лягушка- очень хороший охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогает язык и умение хорошо прыгать, У нас, людей язык прикреплен ко рту задним концом (дети выставляют язык вперед и шевелят им).

- Мы только выставляем передний кончик языка, потому что задний крепко держится во рту.

- А у лягушки язык прикреплен передним кончиком поэтому она выбрасывает его далеко вперед, лучше нас и еще он клейкий, и жучки, комары, приклеиваются к ее языку. Давайте и мы попробуем половить насекомых.



Конспект интерактивной экскурсии в рамках

Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»

«Лягушка Царевна» младший возраст

Программное содержание.


  • Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.

  • Упражнять детей в звукоподражании.

  • Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

  • Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.

  • Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки».


Содержание работы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду – плюх!


Дети. Лягушка!


Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).

Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?


Дети. Нет.


У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.

Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?

Дети. Да.


Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).


Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Воспитатель. Вы знаете как мы называем лягушачье пение?

Дети. Кваканье.


Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

Дети повторяют по образцу воспитателя.


Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:

Подрастала –

Хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла –

Зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.

И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.


Физкультминутка «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт привет!

Повороты в стороны.

Полуприседания вправо-влево.

Переступание с носка на пятку.


Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.

Выполнять движения в соответствии с текстом.





Ходьба на месте.



Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.


Подвижная игра «Поймай комара»

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.

Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:

Поют лягушки хором.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

- Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!


С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза


Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.

Над прудом

Хористки томные в пруду,

Особенно в начале лета,

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедли у пруда шаги…

Как песня лунная напевна!

Не бей лягушек, береги,

А, вдруг, одна из них - Царевна!


Младший возраст.

Что нового и интересного вы расскажите нашему Лесовичку? (Ответы детей).


Младший возраст.

- Как передвигается лягушка в воде? (плавает)

- А на суше? (прыгает)


Обобщение: в воде лягушка плавает или отдыхает, на берегу- охотится.

- Какого цвета лягушек вы видели: (зеленых)

- Кем питается лягушка? (насекомыми, комарами)

- Сразу ли вы заметили лягушку? (ответы детей).

- А в природе может ли человек заметить лягушку, в зарослях травы, растений? (Да можно, но это очень трудно).

- Подумайте, где она может спать? (Зимой она зарывается на дне водоемов. А летом прячется среди травы).





З.А. Ефанова: Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Средняя группа. ФГОС


Занятие 2

Числа 1, 2. Геометрические фигуры.
Комплекс развивающих движений «Лягушата»


Цели: познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); развивать ловкость, быстроту.


Материалы и оборудование: карточки с цифрами 1, 2; кубики разного цвета, обручи, предметы разной формы; шапочки лягушат.


Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Проговаривание считалки:

Говорят, на заре Голубь, гусь и галка.

Собирались на горе Вот и вся считалка.


2. Знакомство с цифрами 1, 2.

Воспитатель берет один кубик и спрашивает:

– Сколько кубиков у меня? (Один.)

– Какого цвета кубик? (Красный.)

Воспитатель кладет красный кубик и показывает цифру 1. Потом берет синий кубик:

– Сколько у меня сейчас кубиков? (Один.)

– Какого цвета кубик? (Синий.)

– Я беру еще один синий кубик. Их стало два. (Воспитатель показывает цифру 2 на карточке.)

– Каких кубиков больше? Каких – меньше? (Воспитатель ставит рядом с кубиками карточки с цифрами.)

– Что больше: 1 или 2? Как сделать, чтобы кубиков стало поровну – по одному? Надо убрать один синий кубик. Сколько теперь синих кубиков? А красных? Какой цифрой надо обозначить количество красных кубиков? А синих кубиков? А теперь поставим два красных и два синих кубика. Какой цифрой обозначить количество красных кубиков? Синих кубиков? Уберем один синий и один красный кубик. Какой цифрой обозначить количество красных и синих кубиков?

Воспитатель показывает картинки с изображением 1 или 2 предметов, дети говорят, сколько предметов.


3. Закрепление знания о геометрических фигурах.

Воспитатель показывает фигуры и называет их, затем демонстрирует еще раз, а дети должны назвать эти цифры.





4. Игра «Не ошибись!».

Дети делятся на 4 команды, встают друг за другом. Напротив, на столе, лежат предметы разных форм. Каждая команда должна найти определенные формы предметов. Например, первая команда находит предметы треугольной формы; вторая – предметы в форме квадрата и т. д. По сигналу воспитателя первые игроки всех команд должны добежать до стола, взять предмет нужной формы и принести к стулу, который стоит рядом с командой. После этого следующий игрок бежит к столу за предметом. Игра заканчивается, когда все предметы нужной формы будут собраны. Можно заранее договориться, что предметов будет 5–6 каждой формы.


5. Комплекс развивающих движений «Лягушата».

Воспитатель читает стихотворение:

Лягушечки-квакушечки Все серые и белые,

По берегу гуляют, С длиннющими носами.

Комариков-судариков Лягушечки-квакушечки,

И мошек собирают. Коль живы быть хотите,

Журавлики-кораблики То поскорей от журавлей

Летят под небесами, В болото уходите.

Дети выполняют движения за воспитателем, изображая лягушек:

1. И. п.: о. с. 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.

2. Руки в стороны, 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед.

3. Руки вперед, 8 шагов на месте с «волной» руками в стороны на каждый шаг.

4. Руки на пояс, 8 шагов на месте с «волной» руками вперед на каждый шаг.

5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360 °; то же направо.

6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок – хлопок в ладоши над головой.

7. И. п.: присед. Продвижение вперед прыжками с опорой на ладони (7–8 раз).

8. И. п.: лежа на спине. 1–2–3 – выпятить живот как можно больше, вдох, задержать дыхание как можно дольше (3–4 раза).


6. Рефлексия. Подвижная игра «Лягушки – зеленые ушки».

На старой кадушке Я к ним подошел –

Плясали лягушки, Они в воду бултых!

Зеленые ушки, И нечего больше

Глаза на макушке. Сказать мне про них.

В. Степанов


На полу разложить обручи по количеству участников игры. Каждый играющий стоит рядом с обручем. Ведущий читает стихотворение, а дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. На слово «Бултых!» они «прыгают» внутрь обруча. По окончании стихотворения ведущий, проходя мимо играющих, говорит: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки». Играющие выходят из обруча и опять прыгают вокруг него. По сигналу ведущего «Бултых!» они вновь должны успеть занять свои места. Ведущий тоже старается попасть в себе обруч. Оставшийся без места считается проигравшим.


Конспект интерактивной экскурсии в рамках

Экологического проекта «Экологическая тропа в ДОУ»

«Лягушка Царевна»

Программное содержание.


  • Уточнить и расширить знания детей о лягушках. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке.

  • Упражнять детей в звукоподражании.

  • Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

  • Пополнить словарь детей: земноводное, линять, линька.

  • Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование: Телефон. Аудиозапись пения лягушек. Иллюстрация-схема «Развитие лягушки». Иллюстрации с изображением «врагов» лягушек.

Содержание работы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся на экологическую тропу, а на какую станцию вам подскажет загадка.

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду – плюх!


Дети. Лягушка!

Воспитатель. Правильно. Станция называется «Лягушка Царевна». На этой станции мы с вами узнаем много нового и интересного (идём на станцию «Лягушка Царевна»).

Воспитатель. Ой, ребята, а что-то нас с вами Лесовичок не встречает. Никто его не видел?

Дети. Нет.

У воспитателя звонит телефон. Воспитатель отвечает и разговаривает с Лесовичком.

Воспитатель. Ребята мне только что звонил наш друг Лесовичок и сказал что, к сожалению, он не сможет сегодня с нами поиграть, у него в лесу очень много дел. Он обязательно нас встретит на следующей станции. Очень жаль. А давайте тогда сейчас мы с вами поиграем без него и ему обязательно, потом все расскажем, что мы узнали нового и интересного на этой станции. Хорошо?

Дети. Да.

Воспитатель. Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы! Давайте, я вам сейчас немного расскажу. Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоёмов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми. Скажите, знаете ли вы, как мы дышим?

Дети. Вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и снова выдыхаем.

Воспитатель. Правильно, вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима выдалась тёплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Воспитатель. Очень хорошо. Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы правильно понимаете: «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение?

Дети. Кваканье.

Воспитатель. Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру» (Включаю аудиозапись пения лягушек). Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

Дети повторяют по образцу воспитателя.

Воспитатель. Но недолго лягушки дают концерты. Как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!». Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Посмотрите на картину, как из икринки они становятся лягушками. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. Про это даже загадка есть:

Подрастала –

Хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла –

Зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.


Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки полностью от неё освобождаются, то тут же её и съедают. И мы с вами давайте тоже станем лягушками и чуть - чуть поиграем.

Физкультминутка «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт привет!

Повороты в стороны.

Полуприседания вправо-влево.

Переступание с носка на пятку.


Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.

Выполнять движения в соответствии с текстом.





Ходьба на месте.


Воспитатель. Молодцы, замечательные лягушки! Послушайте ещё одну загадку о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.


Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.

А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Всё в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и чёрствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые, и вы любите природу. А врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете?

Дети. Журавли, цапли, аисты.

Воспитатель. Да, правильно. Посмотрите на картинки - это «враги» лягушек (Рассматривание иллюстраций, беседа по ним). А давайте мы с вами поиграем в

русскую народную игру «Лягушки на болоте».

Русская народная игра «Лягушки на болоте». С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см.) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Две подружки - лягушки»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

Воспитатель. Молодцы, быстрые, ловкие лягушки, и враги вас даже не поймали. Вот какие лягушки интересные, и жизнь их проходит очень плодотворно. Они и людям помогают и в природе имеют своё место.

Над прудом

Хористки томные в пруду,

Особенно в начале лета,

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедли у пруда шаги…

Как песня лунная напевна!

Не бей лягушек, береги,

А, вдруг, одна из них - Царевна!

Что нового и интересного вы расскажите нашему Лесовичку? (Ответы детей).





Цапля

Аист

Ласка




Уж

Куницы































Конспект ООД в младшей группе на тему: «Знакомство с лягушкой».


Цель: формирование представления о внешнем виде  и строении лягушки, отражающих её приспособляемость к условиям внешней среды.


Задачи:


образовательные: дать представление о сезонных изменениях в жизни лягушки.


Развивающие: развивать представления об окружающем мире учить сравнивать, анализировать, устанавливать  простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.


Воспитательные: изменить традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Воспитывать желание беречь природу.


Материал: Карточка, на которых изображена лягушка, макет (игрушка) лягушки. Лист кувшинки зеленого цвета. Лягушки красного, желтого и зелёного цветов. Соломки, баночки с водой.

Организованная образовательная совместная деятельность

    Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Беседа с детьми проводится сидя на ковре



Ребята, у меня для вас сюрприз. К нам пришёл гость, как вы думаете кто это? Я вам сейчас загадаю загадку. А вы попробуйте отгадать.

Под болотной мягкой кочкой

 Под зелёненьким листочком

Притаилась попрыгушка

Пучеглазая …. (лягушка).

Дети слушают загадку.

Отвечают на вопросы:

- Что в загадке навело вас на мысль о лягушке?

- Что вы можете рассказать о жизни лягушек?

отгадывают её.

Развитие речи, активизация мышления.

Рассказ воспитателя, постановка проблемного вопроса.

Вот теперь - молодцы, все догадались. А вот и она - наша лягушка (игрушка). Знаете, как её ласково называют в народе? Лягушка-квакушка. Как вы думаете, почему её так называют?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос:

 Правильно, потому что она квакает. (Дать послушать на грамзаписи голоса лягушек).

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Но почему же она у нас пряталась в шкафу? А может она потерялась? Скажите, вы знаете, где живут лягушки?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос.

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи

Рассказ воспитателя:

Скажите, а где живут лягушки?

- Живут лягушки в реках, озерах и прудах. А вы знаете где они зимуют?.

- Почему зимой лягушки спят?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос:

(они питаются насекомыми, а зимой насекомые спят)

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Как вы думаете, что лягушки любят делать?

- Как называется лягушачье пение? (кваканье).


Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы:

Квакать- квакают
прыгать – прыгают
есть комаров- имитация языком.

Дети слушают мелодию. Звукоподражание по образцу воспитателя.  

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Развитие артикуляционного аппарата.

Проявление любознательности, заинтересованности.

Скажите, а все лягушки одинаковые? Сейчас мы с вами и узнаем.

Они разные по размеру и по цвету. Кто из вас видел лягушку-квакушку близко? Кто держал её в руках?. Предлагаю рассмотреть лягушку- игрушку.

Дети слушают рассказ и подходят к доске, рассматривают карточки, отвечают на вопросы.

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

У всех лягушек есть четыре лапки, большая голова, форма тела - овал, а вот шеи нет. Обратите внимание на ноги лягушки. Передние - короткие, а задние — длинные. Задние лапки могут складываться, чтоб легче плавать и прыгать. Для дыхания есть ноздри. Даже, когда лягушка находится в воде, она дышит.

Дети слушают рассказ и подходят к доске, рассматривают карточки и игрушку, отвечают на вопросы. Имитируют языком ловлю комаров.

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

А вот в воде воздух можно увидеть. Проводится опыт с воздухом.

поставить, предложить баночки с водой, предложить подуть через трубочки- появится много пузырьков воздуха.

Проявление любознательности, заинтересованности. Развитие дыхательных навыков детей.

      Физминутка.

Давайте с вами поиграем в лягушачью игру. Предлагает игру «Две лягушки».

Видим скачут по опушке

(повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.

(полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок

(переступание с носка на пятку)

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(руки на пояс, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

полотенцем растирались

(выполнят движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(ходьба на месте)

Всем друзьям физкульт привет!

Снятие мышечного напряжения. Положительные эмоции.

Проблемный вопрос
Дети, а как вы думаете, может ли человек сразу заметить лягушку в воде?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности.

      Опыт: Приготовить несколько силуэтов лягушек разного цвета, листок кувшинки зеленого цвета.


Попеременно прикладывать силуэты лягушек к листку, выяснить, какого цвета лягушку меньше всего видно на зелёном листке. Зелёную.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности

Проблемный вопрос.

Почему лягушка прячется? От кого?

Правильно, от врагов, чтоб её не съели хищники, любители лягушек — журавли, цапли, аисты. Она не заметна и для тех, кого ловит сама. Мошкам и комарам.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности.

Проблемный вопрос
Дети, а как вы думаете, лягушки нужны природе?

Правильно, лягушки, действительно, необходимы природе. Они нужны и рыбам, и людям, ведь они поедают множество комаров, мошек, очищают воду в реках, озерах, поедая подводные растения, которые болеют.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления.

Проблемный вопрос
         Ребята, значит, лягушек надо охранять?

Правильно, лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе, нельзя причинять вред, а наоборот, надо защищать их.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления.

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового, интересного?

Дети отвечают на вопросы.

- Где живут лягушки?

- Как зимуют лягушки?

- Как лягушки квакают?

- Чем питаются лягушки?

- Назовите врагов лягушек.

Закрепление знаний о лягушке.

     

Конспект ООД в средней группе на тему: «Знакомство с лягушкой».


Цель: формирование представления о внешнем виде  и строении лягушки, отражающих её приспособляемость к условиям внешней среды.


Задачи:


образовательные: дать представление о сезонных изменениях в жизни лягушки.


Развивающие: развивать представления об окружающем мире учить сравнивать, анализировать, устанавливать  простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.


Воспитательные: изменить традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Воспитывать желание беречь природу, уважительное отношение к старшим и друг другу.


Материал: стаканчики с водой, трубочки. Карточки, на которых изображены: икра лягушки, стадии развития головастика, взрослая лягушка. Лист кувшинки зеленого цвета, изображения лягушек красного, синего, зеленого цветов.

Организованная образовательная совместная деятельность

    Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Беседа с детьми проводится сидя на ковре



Ребята, у меня для вас сюрприз. К нам пришёл гость, как вы думаете кто это?

Под болотной мягкой кочкой

 Под зелёненьким листочком

Притаилась попрыгушка

Пучеглазая …. (лягушка).

Дети слушают загадку.

Отвечают на вопросы:

- Что в загадке навело вас на мысль о лягушке?

- Что вы можете рассказать о жизни лягушек?

отгадывают её.

Развитие речи, активизация мышления.

Рассказ воспитателя, постановка проблемного вопроса.

Вот теперь - молодцы, все догадались. А вот и она - наша лягушка (игрушка). Знаете, как её ласково называют в народе? Лягушка-квакушка. Как вы думаете, почему её так называют?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос:

       Правильно, потому что она квакает. (Дать послушать на грамзаписи голоса лягушек).

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Воспитатель задаёт вопрос:

про лягушек люди сочинили много сказок. Дети, какие вы знаете сказки, в которых главная героиня — лягушка?

Ответы детей

(«Царевна-лягушка», «Теремок», «Лягушка-путешественница» и др.)

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Рассказ воспитателя:

- Живут лягушки в реках, озерах и прудах. Лягушка относится к земноводным животным. Зимуют лягушки на дне водоемов или под камнями, в трухлявых пнях или в норах грызунов. Иногда зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. И начинают кормится.

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос:

- Почему зимой лягушки спят?

(они питаются насекомыми, а зимой насекомые спят)

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Рассказ воспитателя:

      Летом лягушек можно встретить в природе во многих местах. Они разные по размеру и по цвету. Кто из вас видел лягушку-квакушку близко? Кто держал её в руках? А заметили вы какие у лягушки лапки с цепкими пальчиками? Они похожи на ваши детские ладошки. Предлагаю рассмотреть лягушку.

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы.

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Рассказ воспитателя.

У всех лягушек есть четыре лапки, большая голова, форма тела -овал, а вот шеи нет. Обратите внимание на ноги лягушки. Передние -короткие, а задние — длинные. Задние лапки могут складываться, чтоб легче плавать и прыгать. Кожа у лягушки голая, гладкая.

Голова большая, во рту длинный, липкий, как будто намазанный клеем язык. Когда лягушка видит комара, она очень быстро выбрасывает далеко язык, и комары, жучки «приклеиваются» к нему, и никак им не выбраться. У лягушек маленькие, но крепкие зубки-бугорки. Для дыхания есть ноздри. Даже, когда лягушка находится в воде, она дышит.

А кто знает, чем дышим мы. Правильно, воздухом. Он вокруг нас, но мы его не видим, так как он прозрачный, невидимый. Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос.

Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

А вот в воде воздух можно увидеть. Проводится опыт с воздухом.

поставить, предложить баночки с водой, предложить подуть через трубочки- появится много пузырьков воздуха.

Проявление любознательности, заинтересованности. Развитие дыхательных навыков детей.

Рассказ воспитателя:

- Как только лягушка подкормится и наберет вес, начинает петь песни. Народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам»

Предлагает прослушать запись «Пение лягушат». Просит детей повторить.


Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы:

- Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? («развязал язык» - это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки петь).

- Как называется лягушачье пение? (кваканье).

Дети слушают мелодию. Звукоподражание по образцу воспитателя.  

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Развитие артикуляционного аппарата.

Проявление любознательности, заинтересованности.

      А как вы думаете, маленькие лягушки похожи на взрослых лягушек? Ответы детей.

Представим, что за окном весна, ярко греет солнышко, вода в озерах и реках становится теплее. В это время в воде можно обнаружить вот такие шарики, липкие, прозрачные, с черной точкой внутри. Это икринки лягушки. (демонстрация соответствующей карточки).

Через некоторое время из прозрачного шарика вырастает головастик, который пока мало похож на лягушку (карточка).

Почему его так называют? Да, сначала у головастика есть только голова, туловище и хвост. Проходит время, головастик растёт, у него появляются задние лапки (карточка).

Чтобы расти, ему нужно много пищи. Похож он теперь на лягушку? Чем отличается? У него есть хвост. Наконец, хвост исчезает, и головастик превращается в лягушку (карточка).

Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос


Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности.

      Физминутка.

Предлагает игру «Две лягушки».

Видим скачут по опушке

(повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.

(полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок

(переступание с носка на пятку)

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(руки на пояс, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

полотенцем растирались

(выполнят движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Снятие мышечного напряжения. Положительные эмоции.

Проблемный вопрос
Дети, а как вы думаете, может ли человек сразу заметить лягушку в воде? А на берегу, в зарослях зеленых растений?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы:

Лягушка зеленая, листочки у растений тоже зеленые.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности.

      Опыт: Приготовить несколько силуэтов лягушек разного цвета, листок кувшинки зеленого цвета.


Попеременно прикладывать силуэты лягушек к листку, выяснить, какого цвета лягушку меньше всего видно на зелёном листке. Зелёную.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности

Проблемный вопрос
Почему лягушка прячется? От кого?

Правильно, от врагов, чтоб её не съели хищники, любители лягушек — журавли, цапли, аисты. Она не заметна и для тех, кого ловит сама. Мошкам и комарам.

Развитие устойчивости внимания, мышления.

Проявление любознательности, заинтересованности.

Физкультминутка «Еда для лягушки»

Дети ищут нарисованных насекомых по всей групповой комнате.

Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания.

Проблемный вопрос
         Дети, а как вы думаете, лягушки нужны природе?

Правильно, лягушки, действительно, необходимы природе. Они нужны и рыбам, и людям, ведь они поедают множество комаров, мошек, очищают воду в реках, озерах, поедая подводные растения, которые болеют.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления.

Проблемный вопрос
         Ребята, значит, лягушек надо охранять?

Правильно, лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе, нельзя причинять вред, а наоборот, надо защищать их.


Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления.

Вход в изобразительную деятельность

         Дети, я предлагаю сделать такой знак, который напомнит людям о том, что лягушек тоже нужно охранять и защищать.

Продуктивная деятельность

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления, моторики рук.

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового, интересного?

Дети отвечают на вопросы.

- Где живут лягушки?

- Как зимуют лягушки?

- Когда лягушки квакают?

- Чем питаются лягушки?

- Назовите врагов лягушек.

Закрепление знаний о лягушке.

     

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)

Технологическая карта дидактической игры «Назови соседей»

Возрастная группа: старшая, подготовительная


Форма совместной деятельности: подгрупповая (5-6 детей).


Название:

«Назови соседей»

Методы и приемы

Словесный (указания, пояснения, ответы детей).


Цель:

формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

Материалы и оборудование:

лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов

 

Игровые правила

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.


Вариант 1:

воспитатель просит посмотреть на два изображения и выделить одно из них:

- изображение справа;

- изображение слева.


Вариант 2:

воспитатель просит назвать или показать предметы, которые находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т. п.

Игровые действия

Дети находят изображение какого-то предмета и определить его местоположение на листе.

Результат

Умение детей ориентироваться на плоскости, формирование (закрепление) понятий «лево», «право».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!