Организационная информация |
Автор урока | Тыртышная Л.Я. |
Предмет | физика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7, 20 чел. |
Продолжительность урока (занятия) | 40 мин. |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Что такое физика |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Грачев А.В. |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок ознакомления с новым материалом Это первый урок раздела «Физика и физические методы изучения природы» перед изучением темы «Физические величины и их единицы». |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В 7 классе обучаются 20 человек. Класс активный, работоспособный. Большинство учащихся имеют оптимальный уровень обучаемости. |
Цели урока/ занятия | Знать, что изучает физика, чем она отличается от других естественных наук, как физика связана с другими науками, основные методы и цели изучения физики; различать понятия «явление», «тело», «вещество», «модель». |
Задачи урока/ занятия | Образовательная: Способствовать формированию знаний о физических явлениях и методах изучения природы Развивающая: Формирование учебно-познавательной, коммуникативной и рефлексивной компетенции, развитие навыков работы в группе. Воспитательная: Воспитывать активное познавательное отношение к окружающему миру. Формировать осознанные мотивы учения, самовоспитания |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявляются источники физических знаний; активизация познавательной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; формирование интереса учащихся к изучению физики. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Понятия «явление», «тело», «вещество», «модель». Примеры механических, тепловых, электрических и оптических явлений. |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе. | 1 мин | Поделись улыбкою своей | Заимствованный, но измененный | Цели и задачи: Динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе. Проведение: Учитель предлагает учащимся повернуться к соседу в группе, улыбнуться. | Здравствуйте, ребята! Сегодня вы начинаете знакомиться с новым предметом школьного курса – с физикой. Чтобы знакомство было весёлым, нужно создать хорошую атмосферу. Учитель предлагает учащимся повернуться к соседу в группе, улыбнуться. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и соседом по парте, со сверстниками. Регулятивные: организация своей деятельности на уроке. | Формируется коммуникативная компетентность- способность взаимодействовать с учителем и одноклассниками | Данный метод позволяет весело начать урок, создать непринужденную атмосферу в классе. |
Целеполагание | Привлечь учащихся к формулировке темы урока | 5 мин. | Загадочная наука | Авторский | Цели и задачи: Привлечь учащихся к формулировке темы урока Необходимые материалы: доска, маркеры, загадки Предварительная подготовка: подборка загадок про явления природы, физические приборы. Проведение: Учитель загадывает загадки о явлениях природы, физических приборах и т.д.. Ответы учащихся записываются на доске. Далее учитель спрашивает, что объединяет эти слова, помогает ученикам сформулировать тему урока | Разгадайте несколько загадок: На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) Без рук, без ног, А окно выбивает. (Град) Молоко над речкой плыло — Ничего не видно было. Растворилось молоко — Стало видно далеко. (Туман) Летит огненная стрела, Никто её не поймает. (Молния) Живёт без тела, Языка не имеет, А всем ответит. (Эхо) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем — не найдём. (Роса) Сначала — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск. Что это? (Молния, гром, дождь.) Всем поведает, Хоть и без языка, Когда будет ясно, А когда — облака. (Барометр.) Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились. (Весы.) А теперь давайте подумаем, что объединяет все эти слова.
| Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Логические: анализ, подведение под понятие, выведение следствий; | Информационная: умение ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации. | Применение данного метода помогает учащимся сформулировать тему урока |
Выяснение ожиданий и опасений | Выяснить ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание. | 4 мин. | Хочу всё знать | Заимствованный | Цели и задачи: Выяснить ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание. Необходимые материалы: Цветные листочки (с клеящейся стороной), нарисованное солнышко Проведение: Учитель предлагает учащимся в группах подумать и написать на листочках, что они хотят узнать на уроке. Затем листочки прикрепляются к лучикам солнышка. Учитель обобщает ожидания учеников. | Подумайте и напишите на листочках, что вам нужно узнать, чтобы понять что такое физика. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Информационная: Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умение задавать вопросы на интересующую тему. Учебно-познавательная: готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию | Данный метод создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать цели урока и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивная лекция | Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. | 10 мин | Инфо-угадайка | Заимствованный | Цели и задачи: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Необходимые материалы: Таблицы с разделами темы, лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: На стене прикреплён лист ватмана в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о которой он сейчас говорить в ходе сообщения. Аналогично заполняются другие сектора. В ходе лекции учитель не только рассказывает о физике, как науке, но и вовлекает учащихся в обсуждение вопросов, с которыми они косвенно знакомы. | План. Физика – наука о природе. Физические явления. Классификация физических явлений. Наблюдение. Физический эксперимент – источник знаний и критерии их достоверности. Теоретическое описание физических явлений. Компьютерный эксперимент. В процессе объяснения материала учащиеся вовлекаются в обсуждение вопросов, например: Какие явления люди наблюдают на земле и на небе? Как люди древнего мира объясняли восходы и заходы солнца, грозу, ветер, землятресение? Зачем физика занимается исследованием природы? | Познавательные: формулирование гипотез и предположений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме; Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные: - умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Коммуникативная Умение получать необходимую информацию при общении, умение слушать собеседника, согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению | Данный метод позволяет эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для последующей работы. |
Проработка содержания темы | Закрепить полученные знания | 10 мин. | Найди физическое явление | Авторский | Цели и задачи: Закрепить полученные знания Необходимые материалы: Карточки с таблицей Проведение: Учитель называет явления, учащиеся записывают только те явления, которые изучает физика. Затем ученики в парах заполняют таблицы, определяя, какие явления относятся к механическим, тепловым, электромагнитным, световым. Далее результаты анализируются и при необходимости корректируются. | Учитель называет явления: движение планет, кипение воды, жизнь животных в лесу, скисание молока, созревание плодов, испарение воды, осветление чая лимоном, включение электрического света, отражение света от зеркала, действие магнитов на железо. Затем ученики в парах заполняют таблицы, определяя, какие явления относятся к механическим, тепловым, электромагнитным, световым. | Личностные: сосредоточенность, стремление справиться с задачей, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Регулятивные: Контроль, нахождение и исправление ошибок с помощью учителя и самостоятельно Познавательные: Поиск и выделение нужной информации, классификация понятий. | Информационная готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать информацию Коммуникативная договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы | Данный метод позволяет интересно закрепить изученный материал. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся. | 2 мин. | Ванька-встанька | Заимствованный | Цели и задачи: Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся Проведение: Учитель просит учащихся встать из-за столов и выполнить ряд упражнений. | Мы хорошо поработали, теперь немного отдохнем. (Учитель просит учащихся встать из-за столов и выполнить ряд упражнений.) | | | Данный метод позволяет снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость. |
Рефлексия | Получить обратную связь от учеников по прошедшему уроку | 6 мин. | Знал — не знал — хочу узнать | Заимствованный | Цели и задачи: Получить обратную связь от учеников по прошедшему уроку Необходимые материалы: Заранее приготовленные карточки разных цветов. Проведение: Учитель предлагает учащимся выбрать ту карточку, которая соответствует по цвету их настроению, и занести в таблицу то, что было им знакомо, что они узнали нового, и что еще хотели бы узнать. | Учитель предлагает учащимся выбрать ту карточку, которая соответствует по цвету их настроению, и занести в таблицу то, что было им знакомо, что они узнали нового, и что еще хотели бы узнать. | Познавательные: Контроль и оценка процесса и и результатов деятельности Личностные: Положительная самооценка, стремление к самореализации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения | | Данный метод позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, на что нужно обратить внимание на следующем уроке |