Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего Образования Калининградской области
«Педагогический институт»
ПМ 2.2.Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Конспект внеурочного занятия по внеурочной работе в области общекультурного направления
Класс: 1 класс
Тема: дидактический театр «Профессии людей»
Выполнена слушателем программы профессиональной переподготовки по направлению «Преподавание в начальных классах»
Костенко Еленой Анатольевной
г. Черняховск, 2017г.
ПК 2.2 | Проводить внеурочные занятия: - конспект занятия на основе дидактического театра |
Класс: 1 класс
Тема: «Дидактический театр «Профессии людей»
Форма внеурочного занятия: дидактический театр.
Цель: создать благоприятные условия для формирования у младших школьников представления о профессиях людей.
Задачи:
Образовательные: расширить представления обучающихся о профессиях, продуктах труда, способствовать формированию у обучающихся представление о том, что любая профессия важна и нужна, научить видеть необходимость в определении профессии, научить ориентироваться в мире профессий.
Воспитательные: способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии, воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся, помочь обучающимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала, развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы; пробуждать у детей любознательность и интерес к трудовой деятельности.
Регулятивные УУД: приобщать детей к разным видам творческих профессий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать результаты;
Коммуникативные УУД: развивать коммуникативные навыки; воспитывать уважение к людям разных профессий, создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей; способствовать обогащению опыта совместной творческой деятельности; воспитывать уважение и благодарность к людям разных профессий, желание выполнять любое задание добросовестно и ответственно.
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности:
3 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, методический материал, костюмы.
Используемые технологии: игровая , групповая .
Ход занятия:
Подготовительный этап
Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую? ( Высказывают свои предположения).
1.Актуализация знаний.
Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду,испечѐте самый вкусный в мире торт, сошьѐте такие сапоги, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды.
- Но, вы ещё учитесь в школе. Какая задача стоит сейчас перед вами?
-Чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.
-Пока мы учимся, узнать как можно больше о разных профессиях.
-Выбрать себе будущую профессию.
2.Постановка проблемы.
-Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
-Мы работали над темой «Зачем человеку трудиться?»
-Какая проблема у нас возникла?
-Что же мы решили?
-Какая профессия самая важная?
-Узнать как можно больше информации о разных профессиях(ответ детей)
-Сделать проект (театр)по теме «Профессии людей?»(ответ детей)
-Какова цель нашего проекта?
Целью нашего проекта (театра) является знакомство с миром профессий(ответ детей)
-Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какая профессия самая важная?(ответ детей)
Открытие темы занятия. Целеполагание.
Ребята для начала попробуем отгадать загадки.
Кто в дни болезни
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней. (Доктор)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Милиционер)
- Что общего у этих слов? (Обозначают профессии людей)
Сегодня мы узнаем о том, что такое профессия, об их роли в нашей жизни.
Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку». Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.
В. В. Агафонов, О.Л. Соболева
ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар,— спросила Нота, —
Это кто еще такой ?
А связист? — спросил Сережа.
Слесарь кто — не знаю тоже...
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР — на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом —
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров — и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!
Основной этап.
Содержание игры.
- И так давайте, ответим на вопрос: «Кем бы ты хотел стать?»
- Для этого вам было задано интересное домашнее задание. – Каждый из вас должен был рассказать о своей будущей профессии. ( Дети выходят в костюмах и рассказывают, кем хотят быть и почему).
Проведение театра.
- Молодцы!
- Ребята, сейчас вы рассказывали о своей будущей профессии. А кто знает, что такое профессия?
- Существует такая большая книжка, называется «Толковый словарь», в ней ребята есть все слова, значения которых мы не знаем.
- И так: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
- Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?
- Людям, каких профессий надо трудиться? ( Трудиться надо всем)
- А как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Много)
- Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.
(Ребята выходят в подготовленных костюмах и рассказывают стишки,которые готовили дома)
А – аптекарь, архитектор( проектирует дома), астроном ( изучает звезды), археолог (занимается раскопками).
Б – бетонщик ( кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.
В – врач, водитель, вахтер, ветеринар
Г – геолог ( изучает земную поверхность, гео-земля), грузчик
Д – доктор, дантист (лечит зубы), директор(должность), дирижер, доярка.
Е – егерь (следит за порядком в лесу)
Ж – жестянщик, журналист
З – землекоп, закройщик
И – историк, искусствовед
К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер
Л – летчик, лифтер
М – массажист, милиционер, моряк,
Н – нервопотолог
О – окулист, оператор( ответственный за телефонные звонки)
П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные
С – сторож, столяр, секретарь
Т – телефонист, тракторист, телеведущий
У – учитель, уборщица
Ф – фотограф
Х – хореограф, художник
Ш – шофер, шахтер
Ю – ювелир
Э – электрик, экономист
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
- Сравните труд рабочего на заводе с трудом учителя.
( ответы детей)
- Труд бывает физическим и умственным. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? ( Умственным)
Чтение стихотворения Дж.Родари « Чем пахнут ремесла» ( презентация)
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином
Блузка рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак!
- Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.
Физкультминутка.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ….(артист)
- Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движения? (Хомка..хомка…)
Самостоятельная работа
Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете
Трактор водит…(тракторист)
Электричку…(машинист)
Стены выкрасит…(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В доме свет провел…(монтер)
В шахте трудится…(шахтер)
В жаркой кузнеце…(кузнец)
Кто все знает – молодец!!!!!
Игра «Чудо-мешок»
- У меня в руках мешок, в нем инструменты. Вы должны догадаться, кому принадлежат эти инструменты, людям каких профессий. ( градусник, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка …)
«Угадайка»
- Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.
Кинолог (человек, который занимается изучением и разведением собак)
Ювелир ( мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей)
Эколог ( специалист, следящий за состоянием природной среды ( водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы)
Космонавт ( специалист по исследованию космического пространства)
Волшебник
- Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необычной красоты.
- А кем работают ваши родители? Хотели бы вы быть похожими на них?
Стихи о профессиях (ребята выходят в костюмах и рассказывают стишки подготовленные дома)
1. Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Нам становится понятно
То, что он экскурсовод.
2. Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист –
Я веселый машинист.
3. Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчку лихо,
Потому что я портниха.
4. Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.
5. Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец.
Жду рекордных перемен,
Потому что я спортсмен.
6. У меня одеться рад
И артист, и депутат.
Ловко шью своей иглой –
Ведь недаром я портной.
7. Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут крановщиком.
8. Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я кондитер-кулинар.
9. Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами – доярка,
А за свинками – свинарка.
10. Я за компьютером сижу,
Счета, балансы подвожу.
Во всех конторах там и тут.
Меня бухгалтером зовут.
11. Хочешь свежих помидоров –
Загляни на огород:
С недостатком витаминов
Справится овощевод.
12. Строю дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.
Заключительный этап.
Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке? Что вас заинтересовало? Что удивило?
- Что такое профессия?
- Можно быть кем угодно: прекрасным знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. И я, прежде всего, желаю вам быть добрыми людьми. Да ребята, много есть профессий, но мы должны знать одно и помнить.
«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ»
Рефлексия.
Самооценка собственной деятельности.
-Оцените свою работу по проекту «Мир профессий» с помощью цветовых ладошек.
Критерии самооценки:
1. Кто считает, что ваша личная работа над проектом (театром) была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в проекте, то возьмите красные ладошки.
2.Кто считает, что он мог бы сделать проект (театр) лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите синие ладошки.
3.А кто считает, что не принял активного участия в защите проекта, возьмите желтые ладошки.
-А теперь составим цветовой коллаж вокруг названия нашего проекта (театра) (на доске)
-Ладошек какого цвета больше?
Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!
7. Домашнее задание
Выяснить у родителей, имеют ли они работу, о которой мечтали в детстве?
Рассказать о профессии родителей.