Организационный момент: Поздороваться, настроить детей на работу. Лог. «Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран. Вы видите различные буквы. Но они все перечеркнуты. Кто назовет эти буквы? Правильно, это буквы А, У, О, М. А какая буква будет лишней? Правильно, М, а почему? Потому что буквы А,О, У – гласные, а М – согласная. Молодцы! И так, на каких занятиях мы учим буквы и учимся произносить правильно звуки, которые они обозначаю, красиво и правильно говорить?». Дети: «На занятиях с логопедом». Лог.: «Правильно, на занятиях с логопедом, эти занятия называются логопедические». Основная часть: А) Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики. Лог. «И так, как мы сегодня будем много говорить, составлять предложения, отгадывать загадки, поэтому сейчас сделаем артикуляционную гимнастику для губ, языка и щек. Первое упражнение «Улыбка», «Расчешем язык о зубы», «Качели», «Худышка – Толстячок». А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Возьмите в руки один желтый листочек, из тех, которые лежат у вас на столах. Вдохните глубоко через нос и подуйте на нее. А теперь возьмите в каждую руку по листочку. Подуем на два поочередно. А теперь выполним речевую гимнастику. Вы читайте слоги, а я скажу чистоговорку. И вы ее повторите: Вот теперь мы готовы к занятию». Б) Сообщение темы занятия. Лог.: «А что бы узнать тему нашего занятия посмотрите на картинки, которые я вам раздаю. У кого нарисован лимон? Выйди и прикрепи его на доске». Аналогично проводится работа с апельсином, грушей, яблоком, сливой, бананом. Лог.: «Давайте еще раз все вместе назовем картинки. Как одним словом мы их назовем? (Фрукты) Посмотрите на экран, вот корзина с фруктами. А где растут фрукты? В саду, правильно. А в саду растут на деревьях или на грядках, как овощи? (На деревьях). Сегодня мы поговорим о фруктах, узнаем, что из них можно приготовить. Вы знаете, что яблоко, груша, слива растут в наших краях, а вот лимон, апельсин и банан растут только в теплых краях, нас с вами их не вырастить. В) Работа по теме. 1. Характеристика фруктов. Лог.: «Ребята, а сейчас мы будем отгадывать загадки. А правильность ответа проверим, сложив разрезные картинки: Родилась она зеленой На цветущей белой кроне. А потом росла, краснела. Как созрела – посинела (Слива). А кто пойдет к доске и сложит разрезную картинку? Ребенок выходит и складывает на доске разрезную картинку. Подобным образом работать с каждой загадкой. Колобок висит все лето Среди зеленых веток. Ударит гулко оземь, Когда наступит осень (Яблоко). Ты на лампочку похожа И на Ваньку – встаньку тоже. У тебя румяный бок, А откусишь – брызнет сок (Груша) Он сочен и душист, А снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, Будем кушать все – и я (Апельсин). Желтый цитрусовый плод. В странах солнечных растет. Но на вкус кислейший он, А зовут его… (Лимон) Знают этот фрукт детишки. Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, В тропиках растет…. (Банан) 2. Игра «Чего не стало?». Лог. «Ребята, сейчас я посмотрю, какие вы внимательные, поиграем в игру «Чего не стало?». Вы запомните картинки, потом закроете глаза, а я уберу один фрукт. Вы должны сказать, какого фрукта не стало. Посмотрите на экран». Чего не стало? Правильно, я убрала апельсин. Чего не стало? Правильно, не стало сливы». 3.Игра «Помоги садовнику» Лог.: «Ребята, к нам в гости пришел садовник, человек, который следит и ухаживает за садом. Давайте хором скажем, кто это? Молодцы. Он нас просит о помощи. Он собрал урожай, а никак не поймет какие фрукты он собрал. Вот в этой корзине лежат фрукты, выходите по-очереди и говорите, какие фрукты собрал садовник: 4.Физминутка. Лог. «А теперь мы отдохнем. Встаньте, ребята. Повторяйте и слова, и движения за мной». Выполнить движения под стихотворение: На углу стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный, Сок, бананы, апельсины, Киви, свеклу, мандарины. Это место – магазин просто клад Витаминов для ребят. | Идут по кругу, держатся за руки. Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу на руках. Идут по кругу, держатся за руки. | 5. Штриховка фруктов. Лог.: «Ребята, а сейчас мы заштрихуем фрукты, которые на картинках на ваших столах. Кто мне скажет, какие два фрукта нарисованы на картинке? (Яблоко и груша). У каждого по красному и желтому карандашу. Карандашом какого цвета вы заштрихуете яблоко? Возьмите красный карандаш и заштрихуйте яблоко. Но помните, что нельзя двигать карточки, штрихуем сверху вниз, справа налево и нельзя выходить за границы. Карандашом какого цвета вы заштрихуете грушу? Возьмите желтый карандаш и заштрихуйте грушу. 6.Игра «Сколько яблок?». Лог. : «Ребята, а садовник просит помощи опять. Послушайте внимательно стихотворение: Три яблока из сада Садовник принес. Самое румяное Ване отдал. С радостью подарок Ванечка взял. Ребята, сосчитайте, сколько яблок осталось у садовника: У садовника осталось два яблока. Лог.: «Правильно, три яблока было, он отдал одно и у него осталось два яблока. А теперь пора прощаться с садовником, он уходит в свой сад». 7. Гимнастика для глаз. Лог. «Ребята, давайте сделаем гимнастику для наших глаз. Соедините руки в замок, положите на них подбородок. И голова у вас не двигается, двигаются только глаза. Следите глазами за овощами и фруктами». 9а.Составление рассказа с опорой на схему. Лог.: «Ребята, сейчас мы составим рассказ про фрукт. А что бы узнать, про какой фрукт мы будем составлять рассказ, скажите, название какого фрукта начинается на звук [а]. Правильно, это апельсин. 9б. Составление рассказа с опорой на схему. А теперь посмотрите на экран. Здесь изображена схема, по которой мы будем составлять рассказ. Каждая клеточка – это одно предложение. Первая клетка – название фрукта. Вторая – место где она растет. Третья – какого цвета фрукт. Четвертая – какой формы фрукт (круглая, треугольная или овальная). Пятая – мягкий или твердый фрукт. И шестая – какой сок можно сделать из фрукта. Послушайте мой рассказ по этой схеме: Это яблоко. Оно растет в саду. Яблоко зеленого или красного цвета. Круглой формы. Яблоко твердое. Из яблока получится яблочный сок. Ребята, каждый из вас составит по одному предложению. Начнем составлять рассказ про апельсин по цепочке: Лог.: «У нас получился хороший рассказ. Кто его попробует сам повторить, я буду помогать?» Один ученик повторяет целиком рассказ. Заключительная часть: Подведение итогов занятия. Лог. «Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня говорили? Где растут фрукты? А растут они на деревьях или грядках? Вспомните, кто приходил к нам в гости? Садовник, человек, который ухаживает за садом Молодцы, ребята! До свидания!» Оценить работу каждого ребенка. |