СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку по ОРКиСЭ "Добро и зло"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал я использовала для проведения открытого мероприятия в 2013-2014-м учебном году во время кустового методического объединения Столбовского округа для учителей ОРКиСЭ в 4-м классе, который ещё не шёл по ФГОС. А также эту разработку можно использовать при проведении классных часов в начальных классах. так как тема является актуальной во все времена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Добро и зло»


Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Конспект занятия по теме: «Добро и зло»

Цель: - помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

Задачи: - развивать у учащихся знания о категориях нравственности добро и зло;

- развивать умения слушать и слышать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать с источниками информации

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование

  • Компьютер;

  • Мультимедийное оборудование;

  • Презентация к уроку «Добро и зло»

  • Текст рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»;

  • Карточки для работы в группе

  • Песня «Дорога добра» - автор слов Ю. Энтин, композитор М. Минков

Для достижения результата в ходе урока мною используются следующие технологии:

  • обучение в сотрудничестве,

  • информационно-коммуникативная технология,

  • игровая технология

  • здоровьесберегающая технология

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Давайте мы пожелаем друг другу доброго дня и отличного настроения!

II. Постановка учебной задачи

- Послушайте строчки из произведения (слайд 1)

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

- Знакомы ли вам эти строки?

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока…(слайд 2)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

- На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 3)

  • Что такое добро?

  • Что такое зло?

  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

III. Актуализация знаний

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта? (А что же такое доброта, по вашему мнению?)

- Сейчас 2 человека найдут в словаре русского языка С.И. Ожегова толкование слова «доброта».

- А как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце» (слайд 4)

- Почему доброту сравнивают с солнцем? (ответы детей)

- В народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа - добротой» (слайд 4)

Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарём

- Итак, давайте послушаем, что такое доброта. (В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

- Ребята, а что же такое добро? (Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова («Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду») (слайд 5)

- В чём же проявляется зло? (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).

- Что приносят злые поступки людям?

(«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». С.И. Ожегов)

- Какие поступки людей считаются добрыми?

- В мире существует и добро, и зло, и надо научиться различать эти понятия.

(слайд 6,7)

2. Работа с текстом. Осеева В. «Злая мама и добрая тётя»
Чтение 1части текста детьми.

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но любили её по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать: она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

— У меня злая мать и добрая тётя! — говорила подругам Дашенька.


- Закончите рассказ самостоятельно.

- Почему у вас получилось разное завершение рассказа? ( Нужно подвести детей к пониманию, что осознание и понимание нравственных категорий требует жизненного опыта.)
Чтение концовки рассказа и обсуждение его.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди — золотые руки у Дашеньки, за что ни возьмётся, быстрей всех сделает.

— Кто же это научил тебя так работать? — спросят, бывало, женщины.

— Учила меня мама, спасибо ей.

А о доброй тёте Дашенька ничего не сказала.


- Действительно ли мама была злой?

- А как бы вы назвали это произведение?

- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

- Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.

V. Оздоровительная минутка «Солнышко»

- Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

- Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

VI. Первичное закрепление

  1. Работа с пословицами. Работа в парах - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

- Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Добро помни, а зло забывай.

  1. - Давайте проверим работу! (слайд 8 )



2. Работа в группах

- Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5минут.

1 группа. - Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла. (При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

2 группа. - Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. (При подготовке используйте материал учебника собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

3 группа. - Каким русским словам дает начало слово «добро»? (Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником)

4 группа. - Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло



Выступление групп.

- Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе

2 группа, пожалуйста, вам слово.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» (слайд 9)

- Как вы понимаете эту фразу?

- Я предлагаю продолжить наш разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников?

- 4 группа работала с обоими понятиями.

- Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде. Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем?

- А сейчас, ребята, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Какой я?»

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Работа по определению поступков детей

- Как оценить поступки детей?

- Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

  • Играть в футбол на газонах;

  • Рисовать на стенах в школе;

  • Посадить растения возле школы;

  • Метко плюнуть жвачкой в товарища;

  • Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.

- Как проверить, добрые мы дети или злые?

- Можно рассказать о добрых делах. Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (ответы детей)

2. Игра «Сказка»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?

- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку)

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Посмотрите, чаша весов добра перевешивает чашу зла. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

3. Чтение учащимися наизусть стихотворения.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро 
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

VIII. Рефлексия

- Что нового вы узнали о добре и зле?

- Что надо делать, чтобы наша планета стала добрее? (Ответы детей)

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.)

- Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, учитывает интересы других людей.)

- Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

(На доске заготовка рисунка «Дерево добра», у каждого ребенка есть вырезанный из цветной бумаги лист).
- Ответьте на вопрос: Что значит быть добрым? (Каждый ребенок на своем листочке «Дерева добра» пишет ответ на вопрос и прикрепляет листочек к стволу дерева.)

- Давайте делать добрые дела, помнить только хорошее, доброе. Ведь только добрый человек может быть красивым. Я желаю вам быть добрыми, красивыми, уважать и ценить друг друга.

IX. Домашнее задание

- Чего на земле больше: добра или зла?

- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

- Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. Расскажи родителям о добром поступке своего друга.

- Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню  “Дорогою добра”. (Исполнение песни детьми)


- Занятие окончено. Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания.

(слайд 10)








10


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Добро и зло»

«Что такое хорошо и что такое плохо» … Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?

«Что такое хорошо и что такое плохо»

… Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

Добро и зло

Добро

и

зло

Вы узнаете

Вы узнаете

  • Что такое добро.
  • Что такое зло.
  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце» Французский писатель Виктор Гюго  «Земля согревается солнышком, а душа - добротой».

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

Французский писатель Виктор Гюго

«Земля согревается солнышком, а душа - добротой».

С.И.Ожегов   Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.  Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.

С.И.Ожегов

Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.

Добро  Всё положительное, хорошее.  Поступок, приносящий пользу. Всё ласковое, доброе. Хорошее, доброе дело. Добрый Человек Обладающий мягким характером.  Сердечный. Сострадательный. Расположенный к людям.

Добро

Всё положительное, хорошее.

Поступок, приносящий пользу.

Всё ласковое, доброе.

Хорошее, доброе дело.

Добрый Человек

Обладающий мягким характером.

Сердечный.

Сострадательный.

Расположенный к людям.

Зло Всё дурное, плохое, вредное . Злое чувство, гнев, досада. Беда, несчастье, неприятность. Злой Человек Недоброжелательный. Проникнутый враждой, ненавистью.

Зло

Всё дурное, плохое, вредное .

Злое чувство, гнев, досада.

Беда, несчастье, неприятность.

Злой Человек

Недоброжелательный.

Проникнутый враждой, ненавистью.

пословицы

пословицы

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добро помни, а зло забывай.
Как вы понимаете эту фразу?   « Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо …»

Как вы понимаете эту фразу?

« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо …»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!