СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку русского языка " Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

Просмотр содержимого документа
«местоимение3класс»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения

Тип урока: Урок-исследование

Цели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

2) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

3) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.


1 этап.

Самоопределение

к деятельности.

Минутка чистописания.

«Мозговая атака»

  1. Груз пассажиров (багаж)

  2. Страна пирамид и фараонов (Египет)

  3. Цветок, по которому гадают (ромашка)

  4. Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей ( ёжик)

  5. Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)

  6. Приходит во время еды (аппетит)

7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов. (берёза)

- Сегодня на орфографической минутке мы будем писать букву, которая стоит в 7 слове, она обозначает согласный звонкий звук, он непарный, в слове мягкий.

- Белая берёза под моим окном,

принакрылась снегом точно серебром

- Сегодня слово берёза поможет нам на уроке.

Определите закономерность следования букв, продолжите запись:

рук кру укр …



1-2 мин.











Это буква Р









Последняя буква переставляется на первое место.

2 этап.

Актуализация знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Берёза, берёзонька, берёзовый.

(разбери слова по составу)

  1. Разбери слово берёза как часть речи.


- Что можете сказать об этих словах?

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Запишите.

Проверка ( 1 ученик расставляет слова в столбики)


Первый ученик защита проекта «Имя существительное»

Второй ученик проводит пресс-конференцию по теме имя существительное.



4-5 мин.





Словарные слова и слова с другими орфограммами.
















3 этап.

Постановка учебной задачи.

-Давайте вспомним про нашу лестницу успеха, где вы находитесь?


- Устно составьте предложение со словом берёза.

-Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок.


- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

-Как можно исправить?

-Прочитаем отредактированный текст.

-Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

- Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИЕ

-Какое название можно дать этим словам?

-Чем интересны эти слова?

4-5 мин.

Мы изучили тему имя существ, как часть речи, но я думаю ,что будем изучать и другие части речи, поэтому буду стремиться узнать новое и подняться выше на ступеньку.













Вместо им. сущ.



Место им. существительного

Они не называют предмет, а указывают на него


4 этап.

Открытие нового знания.

На листочках в виде бересты выполните задание.

Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.

Проведите исследования и выясните:

  • Вместо каких слов они употребляются местоимения?

  • Зачем они употребляются?


  • С. 55 правило

Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение…

- Местоимение- часть речи, которая указывает на…  (Высказывания детей.)

Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) -


-Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.


- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ?

Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.


-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

Определим их во вторую группу.


-С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Определим их в третью группу.

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они


-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .

7-8 мин.


Работа в группах


я

мы

ты


вы

оно


она


он


они












Указывает на лица, предметы, но не называет их.







Я, мы - 1 лицо



Ты, вы - 2лицо



Он, она, оно, они- 3 лицо









Эти местоимения стоят в единственном числе

5 этап.

Первичное закрепление

Физминутка.

Проведёте вы сами. 3 ряд будет называть существительные или местоимения. Дружно хлопайте, если услышите местоимения, др. часть речи отрицательно качайте головой.


6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Упражнение 294 с.58

Проверка по эталону (взаимопроверка)

Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л., ед.ч.)

Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л.,мн.ч.), они (3 л.,мн.ч.)

Он (3л.,ед.ч.),она (3 л., ед. ч.), оно (3 л. ед.ч.)

Ока , окно, око.

Эталон на карточках

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

Задание. Прочитайте текст, определите границы предложений. Выпишите предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег. он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.


8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

- Что нового вы узнали?

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На что указывает местоимение?

На сколько групп и какие делится местоимение?

Лестница успеха


Д/з 1. Создать проект личного местоимения

2. Сочинить стихотворение или сказку о личных местоимениях

2-3 мин.



Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.


Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.


Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.


Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
















Просмотр содержимого презентации
«Местоимение»

Местоимение

Местоимение

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок .
  • Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок .
Берёзу милую, родную считают символом России. Она воспета в музыке, живописи. О ней написано немало стихов, рассказов, сказок .

Берёзу милую, родную считают символом России. Она воспета в музыке, живописи. О ней написано немало стихов, рассказов, сказок .

1)  … люблю русскую берёзу. 2)  Недавно … были в берёзовом лесу. 3)  Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл! 4)  А … , ребята сколько нашли?
  • 1) … люблю русскую берёзу.
  • 2) Недавно … были в берёзовом лесу.
  • 3) Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!
  • 4) А … , ребята сколько нашли?
5)  Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. 6)  Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала. 7)  На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки. 8)  Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
  • 5) Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.
  • 6) Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.
  • 7) На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.
  • 8) Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
1)   Я люблю русскую берёзу. 2)  Недавно мы были в берёзовом лесу. 3)  Какой Ваня молодец! Столько он подберёзовиков нашёл! 4)  А вы , ребята сколько нашли?
  • 1) Я люблю русскую берёзу.
  • 2) Недавно мы были в берёзовом лесу.
  • 3) Какой Ваня молодец! Столько он подберёзовиков нашёл!
  • 4) А вы , ребята сколько нашли?
5)  Вот выглянуло солнце из-за тучи. Оно осветило землю. 6)  Вот на ветку дерева села ворона. Она громко закаркала. 7)  На другой ветке сидел воробей. Он чистил свои пёрышки. 8)  Мы любим наблюдать за птицами, они помогают нам узнавать новое.
  • 5) Вот выглянуло солнце из-за тучи. Оно осветило землю.
  • 6) Вот на ветку дерева села ворона. Она громко закаркала.
  • 7) На другой ветке сидел воробей. Он чистил свои пёрышки.
  • 8) Мы любим наблюдать за птицами, они помогают нам узнавать новое.
- Местоимение- часть речи, которая указывает на…
  • - Местоимение- часть речи, которая указывает на…
1 лицо: - я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – он, она, оно, они
  • 1 лицо: - я, мы
  • 2 лицо – ты, вы
  • 3 лицо – он, она, оно, они


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!