А). ПРЕДЛОГИ. Задание. - Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Птицы … клетке, Листики … ветке, Кошка … столом, Садик … углом. - Можно ли его оставить в таком виде? Почему? Слова связаны по смыслу? (Не понятно, слова не связаны по смыслу). - Кто хочет исправить? 1 чел. к доске. Вставьте слова – помощники ( в, на, под, за). Прочитай. - Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги). - Добавим в нашу таблицу. (пр.) - Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова теперь связаны). - Как пишутся предлоги со словами? - Найдите подтверждение своих слов в учебнике стр. 44. Прочитайте. ОБОБЩЕНИЕ: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. - Вместе с нами Джон изучает части речи. - Проверьте, всё ли у него получается? (Т. № 133.) - Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете? - Дайте совет Джону. (Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов). - Приведите пример по 1 картинке. -Обратите внимание, на предлоги в рамочке. Прочитайте. Что интересного заметили в их написании? -Поработайте в парах. - Исправьте подписи под картинками (устно), а затем правильно запишите их в тетрадь. *Проверка. Б). ЧАСТИЦА. - Ребята, сегодня в школе кто-то распространил вот такие советы. Прочитайте. На уроке не слушай учит . ля, в . ртись, см . три по ст . ронам, разг . вваривай с друз ? ями, заглядывай к ним в т . традь. - Дайте оценку советам. -Какое слово-помощник встало не на своё место и превратило полезные советы во вредные? (Не). - Учёные назвали его “Частица”. Добавим в нашу таблицу (ч.). - В парах решите орфографические задачи и сделайте советы полезными. *Проверка. - Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”? -Какими частями речи они являются? (Глаголами). -Прочитайте, как пишется частица “НЕ” с глаголами? - Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (вносит отрицательное значение) - Её так и назвали – отрицательная частица. - Запишите полезные советы в тетрадь. ОБОБЩЕНИЕ: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не всё. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо объединиться в группы по рядам. В). СОЮЗЫ. Работа в группах. Задание на карточках. - Соберите пословицу из данных частей и обсудите, чему она учит. Ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь, но один раз отрежь. Ученье и труд все перетрут. *Проверка. - Какую пословицу составили ребята первой группы? Когда так говорят? - Какое слово-помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? ( А) - Что получилось у ребят из второй группы? Чему учит пословица? (Прежде, чем браться за работу, хорошо подумай.) - Какое слово-помощник вы использовали? (НО) - Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят? Какое слово-помощник соединило части вашего предложения? (И) - Такие слова – помощники учёные назвали союзами. Добавим в нашу таблицу. Как вы думаете, для чего они служат? (Они связывают части предложений, и даже целые предложения). - Прочитайте правило о союзах. ОБОБЩЕНИЕ. С какой частью речи работали? Что узнали о союзах? |