Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [ль] в слогах, словах, предложениях.
«Щенок Булька»
Цель: автоматизация звука [ль] в закрытых слогах, в конце слова, предложениях.
Задачи:
- Автоматизировать звук [ль] в закрытых слогах, в конце слова, предложениях.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
- Закрепить умения употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с числительными.
- Развивать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать внимание, самоконтроль.
Оборудование:
Компьютерная презентация Microsoft Power Point, зеркало.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня ты познакомишься с щенком Булькой.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я ведь тоже так могу,
Вот смотри, сейчас.
- Вместе с щенком выполни упражнения:
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
«Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы и произносить: бл-бл.
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
3. Характеристика звука [ЛЬ] по артикуляторно - аккустическим признакам.
- Щенок Булька очень любит слушать звон колокольчиков: ль-ль-ль. Чтобы правильно произносить звук [ль], что должны делать губы, зубы, язык?
Губы - в легкой улыбке.
Зубы - сближены.
Кончик языка - упирается в альвеолы.
Средняя часть языка поднимается.
Боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки – работают.
- У Бульки хороший слух. Проверим, чутко ли слышат твои ушки. Я буду называть звуки, если ты услышишь звук [ль], хлопни в ладоши: а, ль, и, ль, у, м, ль й, ль, …
4. Автоматизация звука [ЛЬ] в слогах, словах.
Слайд 2. Игра «Осенние листья»
- щенок Булька любит наблюдать, как опадают осенние листья. Щелкни мышкой по листочку и произноси:
аль – оль
уль – ыль
яль – ёль
юль – иль
ель - аль
аль – оль – уль
оль – уль – ель
оль – ёль – аль
яль – юль – иль
ыль – иль - ель
Слайд 3. Упражнение «Назови картинки»
- Щенок любит рассматривать картинки. Помоги Бульке назвать их правильно. Щелкни мышкой по картинке и произноси: ноль, соль, тюль, моль, шмель.
Слайд 4. Упражнение «Закончи слово»
- Поиграй с Булькой. Щенок называет начало слова, а ты закончи его. Щелкни мышкой по картинке и назови слово. (Ме…даль , то…поль, со…боль, ме…тель).
Слайд 5. Игра «Жадина»
- Поиграй с щенком. Щелкни мышкой по картинке и произноси: мой кисель, мой пудель, моя фасоль, моя шаль.
5. Пальчиковая гимнастика «Щенок»
Крутит хвостиком щенок
Увидал в саду цветок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем, то же самое – пальцем левой руки).
6. Автоматизация звука [ЛЬ] в предложениях.
Слайд 6. Упражнение «Закончи предложения»
- Помоги щенку закончить предложения. Подбери слово, щелкни мышкой по картинке и произнеси все предложение.
Дедушка получил… (медаль).
Мама вешает… (тюль).
Вова пьет… (кисель).
Папа сажает… (тополь).
У Вани … (пудель).
Слайд 7. Игра «Четвертый лишний»
- Назови картинки: костыль, бутыль, морковь, учитель. Помоги Бульке найти лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Морковь).
Слайд 8. Игра «Большой - маленький»
- Щенок Булька любит маленькие предметы. Щелкни мышкой по картинке и произноси по образцу.
Образец. У меня большой апельсин, а у Бульки маленький апельсинчик.
Слайд 9. Игра «Посчитай»
- Булька не умеет считать до пяти. Помоги посчитать дельфинов. Щелкни мышкой по слайду и произноси: один дельфин, два дельфина…. пять дельфинов.
Слайд 10. «Произнеси чистоговорки»
- Булька любит веселые чистоговорки. Попробуй и ты повторить:
Аль-аль-аль, весной цветет миндаль.
Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль.
Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль.
Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.
Иль-иль-иль, у свечи фитиль.
Ель-ель-ель, капает капель.
7. Итог.
Слайд 11.
- Молодец. Бульке понравилось с тобой играть.