Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях
«Как Лунтик подружился с Милой»
Цель: автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Закрепить произношение звука [л] в прямых слогах, словах, предложениях.
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
3. Формировать фонематический слух.
4. Закрепить умение употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с числительными.
5. Развивать мышление, самоконтроль.
Оборудование:
Компьютерная презентация Microsoft Power Point, зеркало.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы встретимся с одним знакомым героем. Я думаю ты узнаешь с кем, если послушашь меня внимательно. «Однажды на Луне родился необычный малыш. Привет, я родился…» Кто же произнес эти слова? (Лунтик).
- Лунтик не умеет разговаривать так, как умеем мы с тобой. Чтобы все слова получались красиво и правильно надо выполнять гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
«Пароход гудит» - улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы и произносить: бл-бл.
«Маляр» - рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
« Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает).
СЛАЙД 2.
- Лунтик любит кататься на пароходе. Когда пароход гудит, Лунтик слышит свой любимый звук. Щелкни мышкой на пароход и гуди: «л-л-л» .
3. Характеристика звука по артикуляторно - аккустическим признакам.
Губы - в легкой улыбке.
Зубы - сближены.
Кончик языка, средняя часть языка поднимается.
Боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки – работают.
4. Автоматизация звука [л] в слогах, словах.
СЛАЙД 3.
- Лунтик плывет на пароходе. Щелкни мышкой на пароходы и произноси: ла, ло, лу, лы.
СЛАЙД 4.
- Лунтик познакомился с Милой. Они приветствовали друг друга на лунном языке. Произнеси слоги со звуком [л]:
Ла-ла-ла ла-ло-лу
Ло-ло-ло лы-лу-ла
Лу-лу-лу лу-лы-ло
Лы-лы-лы ло-ла-лы
СЛАЙД 5.
- Мила играла с Лунтиком в игру и учила его правильно произносить новые слова со звуком [л]. Щелкни мышкой по слайду и назови предметы. (Лак, лама, лапа, лампа).
СЛАЙД 6.
- Щелкни мышкой по слайду и правильно произноси слова: лавка, ласты, лампочка, ласточка.
СЛАЙД 7.
- Щелкни мышкой по слайду и правильно произноси слова: лом, лось, локоть, лодка.
СЛАЙД 7.
- Щелкни мышкой по слайду и правильно произноси слова: лук, луг, луч, лупа.
СЛАЙД 9.
- Лунтик и Мила любят считать. Щелкни мышкой по слайду и вместе с Лунтиком посчитай лампы от 1 до 5. (Одна ламапа, две лампы,..пять ламп).
СЛАЙД 10.
- Щелкни мышкой по слайду и вместе с Милой посчитать лодки от 1 до 5. (Одна лодка, две лодки, .. пять лодок).
СЛАЙД 11.
- Мила и Лунтик любят играть в игру «Один – много». Мила называет один предмет, а Лунтик несколько. Щелкни мышкой по слайду и изменяй слова. (Лапа – лапы, ласточка – ласточки, лодка – лодки).
СЛАЙД 12.
Щелкни мышкой по слайду и изменяй слова. (Лампа – лампы, лавка – лавки, ладонь – ладони).
5. Пальчиковая гимнастика
Лодочка
Мила в лодочке плывет,
Песни весело поет.
(Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо).
6. Автоматизация звука [л] в предложениях.
СЛАЙД 13.
- Мила помогает Лунтику закончить фразу. Щелкни мышкой по слайду и произнеси предложение.
У льва… (лапы).
Светит… (лампа).
В небе… (ласточка).
У Пети болит… (локоть).
СЛАЙД 14.
- Мила любит задавать вопросы. Вместе с Лунтиком ответь на вопросы.
У кошки не ноги, а мягкие … (что?) … (лапы)
Мама красит ногти … (чем?)… (лаком)
Лодочник плывет на … (чем?)… (лодке)
В лампу вкрутили … (что?)… (лампочку)
Лед и ящик ломают … (чем?).. (ломом)
СЛАЙД 15. «Найди картинку»
- Лунтик ищет слова, в которых живет звук [л]. Найди картинки на звук Л. Отстучи слова со звуком [л]. (Лось, ло-па-та, лас-точ-ка, лод-ка, лу-на).
7. Итог.
СЛАЙД 16.
- Вместе с Лунтиком учились произносить слова и предложения со звуком Л. Молодец! Ты хорошо работал. У тебя все получилось!