Тема: Автоматизация звука [Р] в словах.
Задачи:
- автоматизировать звук [Р] в словах.
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: игрушка тигр, предметные картинки, перфокарта, сюжетная картинка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй, сегодня к нам из зоопарка пришёл тигр Рома, он хочет посмотреть, как ты занимаешься. Как рычит тигр?
- Ррррррр
- Итак, сегодня мы будем продолжать упражняться в правильном произнесении звука [Р].
2. Повторение пройденного материала, уточнение артикуляции
- Какой звук [Р] — звонкий или глухой? Давай наденем «наушники» и проверим это.
- Итак, давай с тобой уточним артикуляцию этого звука:
губы в улыбке
между зубами широкое расстояние
язычок поднят вверх и дрожит
горлышко поёт
воздушная струя сильная и тёплая.
- Согласный.
- Потому что он не поётся, при его произнесении есть преграда.
- Язык и верхнее нёбо.
«Одевает» наушники, произносит звук. - Звонкий.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Давай с тобой разомнём язычок, чтобы правильно произносить звук [Р].
«Качели»
«Маляр»
«Лошадка»
«Грибок»
«Гармошка»
«Вкусное варенье».
- Молодец, нашему гостю тигру Роме понравилось, как ты делала эти упражнения!
4. Упражнение на мелкую моторику «Дождик».
Дождик капнул на ладошку «Тд, тд, тд».
На цветок и надорожку «Тд, тд, тд».
Застучал по крыше он «Тд, тд, тд».
Вдруг раздался частый звон «тд, тд, тд,тд.…..».
5.Автоматизация звука в словах.
- Давай порычим ещё раз как тигр
- Рррррр.
- Ой, ты так хорошо рычала, прямо как настоящий тигр, поэтому звук [Р] испугался и убежал из слов. Я буду называть слова, а ты должна подставить на первое место звук [Р], чтобы получилось новое слово.
адуга
акета
омашка
убашка
оза
от
ужьё
ысь
учка
ак
6. Развитие фонематического восприятия.
- Посмотри на картинку. Тигр Рома собирается на день рождения хотел купить в магазине подарки, в названиях которых встречается звук [Р], но он растерялся. Давай поможем ему.
- Молодец. Теперь давай построим с тобой пирамиду. Посмотри, в основании нашей пирамиды должны лежать картинки, названия которых состоят из 3 слогов (корова, карандаш), на второй ступеньки — из двух топор, рыба), а на вершине — из 1 слога (рог, торт). Как ты определила, сколько в слове слогов? (Определи, в каком слоге находится звук Р).
-Умница, ты отлично справилась с этим заданием!
7. Подведение итогов.
- Итак, где мы сегодня закрепляли звук [ Р ]? Правильно в словах!
- Сегодня ты очень хорошо позанималась. А на следующем занятии мы с тобой будем закреплять звук [ Р ] в предложениях.