Конспект интегрированного логопедического занятия
в 1 классе для детей с системным недоразвитием речи, обучающихся по программе VII вида,
на тему «Гласные звуки и буквы»
Цель: Закрепить акустико-артикуляционные образы гласных звуков, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- закрепление правильной артикуляции гласных звуков
- совершенствовать умение различать гласные звуки на слух и по артикуляции;
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
- совершенствовать умения выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков и букв;
- упражнять в словоизменении;
- упражнять в написании прописных гласных букв.
2)коррекционно-развивающие:
- развитие фонематических процессов;
- развитие речеслуховой, зрительной памяти, внимания;
- развитие речевого дыхания и голоса;
- развитие артикуляционной ,общей и мелкой моторики;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- закрепление понятия: «гласный звук», «гласная буква»;
коррекционно-воспитательная:
- формирование коммуникативных способностей, навыков самоконтроля, самооценки;
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, модель «Звуковик», песочница, аудиозаписи, компьютерная программа Art Rage, графические планшеты
Ход занятия
1. (Под музыку появляются Звукоша и Буковка)
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте знакомиться.
- Меня зовут Звукоша. Я хозяин всех звуков.
- А меня зовут Буковка. Я хозяйка всех букв.
- Давайте совершим удивительное путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Но попасть в эту страну можно, если вы правильно ответите на вопросы:
А) Чем гласные звуки отличаются от согласных?
(Гласные звуки можно произносить, петь, воздух выходит свободно и нам ничего не мешает - ни губы, ни зубы, ни язычок. А когда мы произносим согласные, то воздух выходит и встречает преграду.)
Б) Каким цветом обозначают гласные звуки?
Вы правильно ответили на вопросы, продолжаем путь.
2. ЛОГОРИТМИКА
Трудностей вы не боитесь? (нет) Тогда друг за другом становитесь. В волшебную страну надо идти по разным дорожкам.
1. По извилистой дороге
Пусть шагают ваши ноги: ТОП-ТОП-ТОП ( змейкой, руки вдоль туловища)
2. По болоту мы идём,
Еле ноги достаём. ХЛЮП- ХЛЮП (с высоким подниманием колен, руки согнуты в локтях)
3. По песку идти придётся,
Кто замедлит – обожжется. ОЙ-ОЙ- ОЙ (бегут быстрым шагом)
4. Перед нами бурелом,
Мы полезем напролом. УХ-УХ-УХ( приставным шагом, руки разгребают)
5. Сквозь деревья проползайте, (проползают под ногами)
От меня не отставайте.
Вот дороге и конец. Кто дошёл, тот молодец. (встали в круг)
3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА (дети стоят в круге у доски)
Ребята, мы пришли на поляну Загадок . Отгадайте загадки про гласные звуки:
*Широко откроет рот, песню первую споет – (А-А-А.)
Какой буквой обозначаем звук А?
*Как откроет рот баранкой, встанет солнце спозаранку – (О-О-О).
Какой буквой обозначаем звук О?
*Сдвинет губы трубочкой, пропоет он дудочкой – (У-У-У).
Какой буквой обозначаем звук У?
*Гудеть, как пароход начнет, тут уж каждый запоет – (Ы-Ы-Ы).
Какой буквой обозначаем звук Ы?
*Любит голосок резвиться, любит голосок дразниться. – (Э-Э-Э)
Какой буквой обозначаем звук Э?
*Всегда улыбка, весельчак, он смеется звонко так- (И-И-И )
Какой буквой обозначаем звук И?
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (с элементами биоэнергопластики
Ребята, гласные звуки очень важны. От гласных зависит красота нашей речи, поэтому их нужно четко проговаривать. А для этого нужно делать зарядку для губ и язычка. Отправимся в гости к Веселому Язычку.
За алыми губами, за белыми зубами жил-был веселый язычок (покажите)
- а) Наш веселый Язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо, наш веселый Язычок. (тик-так)
- б) А потом наш Язычок пошел гулять, на крылечке загорать:
Язык широким положи и спокойно подержи. (Блинчик )
- в) На качелях он катался: поднимался, опускался. (Качели)
г) На лошадке поскакал и копытцами стучал (Лошадка)
д) Мама это увидала, язычок наш наказала: Пя-пя-пя-пя
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Язычок пошел домой, а мы продолжаем путь.
3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ( дети стоят)
Чтобы четко говорить, должен быть сильный выдох.
Дыхательное упражнение «Фокусник» ( по системе Стрельниковой А.Н. )
Ноги поставьте на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как у фокусника.
Делаем резкие вдохи- «шмыги» носом, одновременно хватаем воздух руками, 3 раза по 8.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА+РАБОТА НАД РИТМОМ
(под муз. Пам-Пам-Американо) (дети сидят за столами)
Чтобы правильно писать, надо пальцы упражнять.
Степ руками
5. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (дети стоят)
Упражнение « Найди гласную букву и напиши ее»
6. А теперь мы отправимся на песчаный остров. Перейти речку можно будет, если:
- назовешь все гласные в слове;
- подберешь подходящий предмет;
- повторишь песенку
7.СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ « ПРЕВРАЩЕНИЕ БУКВ» ( Арт-технология)
Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие в страну гласных звуков и букв.
Вам на память мы хотим подарить подарок, гласные буквы. (Показывает чистые листочки бумаги) Но что случилось? Буквы пропали.
- Ау меня есть волшебная вода. Сейчас я поколдую, проведу по листочку волшебной водой, буква и появится!
З. и Б. «колдуют»), рассматривают буквы, называют их, дарят детям.
4. Игра « Поймай гласный звук» ( дифференциация гласных и согласных)
Я буду произносить разные звуки. Как только вы услышите гласный звук- хлопните в ладоши : м, с, а, и, р, ы, п, у, ш, э, к, ы
5. Игра «Эхо» Развитие фонематического слуха
На пути мы встретили эхо 1-2-3 без ошибок повтори!
АОУ , УЭЫ, АУОЭ
6. Игра « Найди место звука? ( в начале? в середине? в конце?)
6. Игра в песочнице. « Назови гласные в слове . Раздели слово на слоги» .
Сколько в слове гласных. столько и слогов,
Гласные- прекрасные образуют слог.
Назвать гласные в слове- подряд.
Разделите слова на слоги
( ут- ка, у-лит-ка, а-ист, ма-ши-на, кот, Бу-ра-ти-но. ли-мон)
«Повтори и место звука назови» (Развитие навыков звукового анализа).
Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, эы, иэы.
.