СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока биологии, ИЗО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по биологии и ИЗО в 6 классе "Берегите хвойный лес"

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока биологии, ИЗО»

Интегрированный урок ИЗО, биологии в 6 классе

Тема: Путешествие в хвойный лес

Цель: Формирование учебной мотивации через интеграцию предметов естественно-гуманитарного цикла.

Задачи: образовательная:

  • активизировать знания по биологии - отдел голосеменных растений: раскрыть характерные признаки строения деревьев и условий произрастания, показать их роль в природе и в жизни человека, с использованием художественных образов;

  • формировать навыки выполнения художественно – прикладных работ;

  • формировать навыки мышления;

развивающая:

  • развивать художественные способности, образное мышление детей ;

  • развивать познавательный интерес к природе родного края;

  • способствовать творческой самореализации школьников.

воспитательная:

  • воспитывать чувство доброты и отзывчивость;

  • воспитывать духовно – эстетические ценности;

  • развивать аккуратность;

  • создать радостную атмосферу праздника, комфортности;

  • дать детям возможность участвовать в творческом процессе.

Метод обучения:

  • рассказ, беседа, дискуссия, просмотр компьютерной презентации, практическая работа.

Интеграция:

  • биологии;

  • изобразительного искусства;

  • музыки;

  • литературы.

Учебное оборудование:

  • репродукции картин художников;

  • учебные таблицы;

  • мультимедийный проектор, экран.



Структура урока

Занятие рассчитано на один академический час. Указанное время каждого этапа ориентировочное.

1.Организационный – 0.5 мин.

2.Психологический настрой-1 мин.

Закройте глаза и представьте себе, что вы вдруг очутились в лесу. Светит яркое солнце, дует легкий ветерок, доносящий до вас аромат воздуха, напоенного «духом» хвои, услышьте музыку ветра в хвойном лесу. Вокруг вас возвышаются стройные, пирамидальные красавицы- ели. А немного в стороне, на самом краю скалы раздается скрип могучего дерева с толстой ажурной кроной, крепкими ветвями. Кажется , что этот великан о чем –то задумался. Вы повернули в право по тропинке, и увидели «королеву тайги»- лиственницу. Однако титул этот она получила не только за свою красоту, а за то, что почти половину наших лесов занимает это дерево.Лиственница весело улыбалась нам и мы ей улыбнулись. И на душе стало так светло и радостно.

-Откройте глаза.

3.Изучение нового материала (интеграция знаний по биологии и ИЗО)-10 мин.

Как вы думаете, что нам предстоит изучить сегодня на уроке? (хвойный лес)

-Формулировка темы и цели урока:

«Путешествие в хвойный лес»

Цель:

Мы попытаемся передать свои ощущения, нарисовав представившуюся вам картину, наиграв и напев навеянные образы.

-Какие деревья мы с вами представляли?

-хвойные.

-Вспомните особенности голосеменных растений

(использование компьютерной презентации)


-Какие виды хвойных растений вы знаете? По каким биологическим особенностям их можно отличить друг от друга!

-Чем отличаются условия обитания сосны обыкновенной и ели сибирской?

(Сосна- светолюбивая, неприхотливая, произрастает в горах , на скалах.

-Ель- теневыносливая порода, произрастает на богатых питательными веществами почвах.

-Лиственница - светолюбивая, холодостойкая, неприхотливая, растет на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах).

-Каково значение хвойных растений в природе?

-Каково значение в жизни человека?

-Сколько лет живет хвоя у сосны, ели, лиственницы?

(у сосны- по две хвоинке, опадают через 2-3 года, у ели- по одной хвоинке, опадают через 5-7 лет, у лиственницы хвоинки пучками расположены, сбрасывают ежегодно, хвоя мягкая, светло- зеленая, у пихты –хвоинки плоские, мягкие, тупые.)

- Почему сильные бури ели выкорчевывают с корнем, а сосны только ломают?

- В хвойных лесах легко дышать, воздух обладает целебными свойствами.

С чем это связано?

-Из каких древесных пород добывают живицу и что из нее вырабатывают?

-С какой фигурой ассоциируется хвойные деревья:

елка-треугольник,

сосна-овал с ажурным краем,

лиственница- овал (зарисовать на доске)

-Как вы думаете, смогли бы люди жить без природы? Что бы происходило с их

душами? Даем учащимся понятие пейзажа, рассказываем о творчестве художников-пейзажистов.


Назовите художников- пейзажистов, которые на своих полотнах изображали преимущественно хвойный лес (Г.Чорос- Гуркин, И.И.Шишкин, М Бабаков и др.)

Просмотр картин Г.Чорос- Гуркина ( «Хан-Алтай», «Озеро горных духов» и др.)

На самом краю скалы раздается скрип могучего, стройного дерева с толстой корой, крепкими ветвями, вечнозеленой кроной из мягких длинных игл.


Дружишь ты всегда с седой скалой

И стоишь наедине с собой.

Головой кудрявой, как метлой,

Разметаешь небо голубое,

Зелен кроной даже в пору вьюг,

Песни льешь серебряным потоком,

Гордый кедр, мой вечный юный друг,

Что ты вдруг вздыхаешь одиноко?

Туча, эй, давай посторонись!

Эй, опасный ветер, злясь и воя,

Кедра не клони и не кружись

Над его кудрявой головою.

(Аржан Адаров)


4. Практическая работа-30 мин.

- Что происходит в вашей душе, когда вы находитесь в хвойном лесу? Что вы обычно испытываете, возвращаясь домой после прогулки по лесу? Опишите и нарисуйте свои ощущения.

Изображение природного уголка, где главным действующим лицом являются хвойные деревья.

Объясняем учащимся основы композиции, последовательность рисования пейзажа:

1) Отделяем небо от земли, рисуем силуэты гор, воду.

Работу выполняем сразу красками. Мазки кладем слева направо, сверху вниз. Цвет подбираем на палитре, а затем сразу переносим его на лист бумаги.

2) Начнем рисовать главные предметы переднего плана крупно и ближе к нижнему краю листа.

З) Затем рисуем предметы, расположенные дальше от нас, выше от нижнего края листа.

4) Прорисовываем предметы переднего плана. Если это деревья — рисуем ветки, шишки, листья.

Как рисовать деревья? Посмотрите внимательно вокруг себя, прислушаемся к голосу леса.

Рисуем хвойное дерево.

Ствол у основания шире и карандаш бежит по листу бумаги немного наклонно к тонкой верхушке дерева, а затем вниз. Ствол к низу становится шире, мощнее. Ветки ели внизу опущены к земле, а на верхушке поднимаются вверх. Хвою рисуем короткими штрихами, плотно располагая ее друг с другом.

Рисунки можно выполнять на цветной бумаге гуашевыми красками, цветными мелками, карандашом, углем.

Самостоятельная работа обучающихся.

5.Демонстрации ученических работ, оценивание.-2 мин.


6.Задание на дом: Подготовить сообщения о творчестве алтайских художниках- пейзажистах.

7.Итог урока. Рефлексия – 1.5 мин.













































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Путешествие в хвойный лес

Сосна-дерево-скала

Это величавое дерево, достигающее порой сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые сосны!), встречается повсюду от западных до восточных

границ нашей страны. И северный ветер обдувает сосны, южное солнце золотит, на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда взбираются и на голые скалы. Налетит ветер, а сосна неколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней. Когда же корням становится тесно, они разламывают камни. Латинское название сосны- «пинус», что значит- скала. Может быть, названа она так

потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть, потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.

У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в три раза меньше, чем дуб, и в пять раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в двенадцать раз длиннее, чем у ели, и в двадцать четыре раза длиннее, чем у пихты. Вот почему сосне ничего не страшно.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чем не изменяла

Непобедимая сосна.

(А. Фет)

Только одно пугает сосну — темнота. Ей надо много света и солнца. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.

Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным и разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

Как говорили в старину: «Где сосна взросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали, наполненные ветром, паруса. Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы, служившие безотказно до полутораста лет.

С каждым годом прибавлялось число «профессий» у сосновой древесины, она становилась все более необходимой. Ведь сосна — это еще и крепежный лес в шахтах, и телеграфные столбы, и шпалы, и мебель.

Углублялись знания людей, а вместе с ними открывались и новые возможности древесины. Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе целлюлозу, искусственную кожу, шелк, пластмассы...

Это — из древесины. А из смолы получают скипидар — основу всевозможных лаков, красок, лекарств — и канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила — превратится в промокашку. даже трудно перечислить все, что получают из сосновой смолы.

Не пропадает и кора сосны — она содержит дубильные вещества. Из сосновых семян получают ценное иммерсионное масло. И конечно, не забыты целительные свойства хвои. Как и встарь, она служит источником получения витаминов, всевозможных хвойных экстрактов и настоев. Ни одна частичка сосны не пропадает, все идет в дело.

даже сосновый воздух — драгоценность. У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Поэтому с давних пор санатории для легочных больных стараются строить там, где много сосен.



Глава семейства

Можно было бы с полной уверенностью сказать, что кедр наше национальное дерево: девяносто девять процентов всех кедров растет в нашей стране и лишь один процент в Монголии. так можно было бы сказать, если бы не одно «несущественное» обстоятельство: кедра у нас., нет.

На Земле существует четыре вида кедра. И растут эти деревья вАфрике, Ливане, Турции, Сирии, на острове Кипр. А те деревья, которые занимают огромные пространства в Сибири, и которые называем кедрами, ботаники считают кедровой сосной, О ней-то мы и будем здесь говорить, условно называя ее принятым у нас именем кедр.

Ведь это о нем, точнее, о кедре сибирском (сибирской кедровой сосне), писал д. Мамин-Сибиряк: «Он стоит на берегу, точно боярин в дорогой зеленой бархатной шубе».

«Шуба» у этого дерева действительно намного длиннее, чем у других хвойных пород, часто его темно-зеленая «бархатная крона начинается чуть ли не у земли и поднимается вверх метров на сорок такова высота этого дерева.

Красив кедр в любое время года, но особенно летом, когда на верхних ветвях его, среди длинных (двенадцать сантиметров) и мягких хвоинок «зажигаются» яркие лампочки-малиновые шишки.

Главное богатство кедра — его семена, которые часто называют орешками, причем не простыми, а золотыми. «Золотые» не только потому, что окрашены они в коричнево-золотистый цвет, а потому, что помимо ценных веществ, содержат более шестидесяти процентов масла, которое по многим качествам превосходит животные жиры. Люди давно оценили кедровые «орешки», не уступающие по питательности мясу и яйцам. При Петре 1 в России из них начали готовить целебное и укрепляющее средство — ореховое молочко.

Огромную роль играют кедровые «орешки» в жизни животных. «Где нет кедра,— говорят охотники,— там нет и соболя». Поедают орешки медведи и бурундуки, белки и разные птицы. В общем, всем хорош кедр: и красив, и урожаен, и к почвам не требователен, и мороза не боится — недаром леса кедровые (кедрачи) шумят на тридцати миллионах гектаров — от верхнего течения Печоры до Алдана. Один есть недостаток у него — растет медленнее, чем хотелось бы людям. За первый год поднимется от земли всего сантиметра на три, - а орешки появятся лишь на пятидесятом году. Зато живет лет до трехсот — трехсот пятидесяти, а некоторые деревья доживают до пятисот и даже до восьмисот лет. В урожайные годы каждое дерево дает по тысяче- полторы шишек, а в каждой шишке — восемьдесят — сто сорок орешков.

В Сибири это дерево называют не только кормильцем, врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен — эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов. Но это не все: еще в очень давние времена было известно, что настой кедровых хвоинок надежное средство против цинги. И сейчас, кстати, используется хвоя кедра для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов.

Целебна и кедровая смола — живица. В годы Великой Отечественной войны кедровый бальзам был одним из верных средств, спасающих при ранениях и ожогах, К тому же живица- необходимое сырье для получения такого ценного лекарства, как камфара. Нужна живица и в оптической технике.

Ценна древесина кедра — только из нее производят карандашные палочки. Из всех хвойных пород, идущих для изготовления мебели, кедр дает лучшую древесину: и красива она, и бальзамический запах ее изгоняет из квартир моль. У кедровой древесины отличные резонансные свойства, поэтому она идет на изготовление музыкальных инструментов, в частности роялей. даже опилки идут в дело из них получают скипидар и другие полезные вещества.






Королева тайги

Как прекрасна лиственница ранней весной, когда за один-два теплых дня каждое дерево расцвечивается щеточками ярко-зеленых хвоинок. Хороша она и осенью, когда ее золотисто-оранжевая хвоя озаряет все вокруг нежным, золотистым сиянием.

Однако титул «королева тайги» лиственница получила не только за свою красоту. Почти половину наших лесов занимает это дерево. Более чем на четверть миллиарда гектаров раскинулось оно светлой тайгой — от Онежского озера до Охотского моря.

Лиственница удивительно долговечна. Живет четыреста — пятьсот лет, а некоторые деревья и до семисот — девятисот доживают. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках пазырыкских курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенными из корней лиственниц. Все это было сработано более двадцати пяти веков назад топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Один из прекраснейших городов мира был построен на лиственничных сваях.

Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится. Поэтому при строительстве Зимнего дворца, где были использованы самые ценные сорта деревьев, рамы делали из лиственницы.

Во времена парусного флота древесина лиственницы считалась лучшим материалом для постройки кораблей, сейчас используют в судостроении, самолетостроении, автомобилестроении. Телеграфные столбы шпалы лиственницы без всякой дополнительной обработки служат десятки лет.

Древесина лиственницы почти уникальна: из одного ее кубометра изготовляют две тысячи пар чулок или полторы тысячи метров искусственного шелка, двести килограммов целлюлозы шесть тысяч метров целлофана. Сахар и скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски, дубильные вещества множество ценных продуктов учились люди готовить из древесины лиственницы.

Впрочем, и при жизни это дерево может сослужить немалую службу. Оно дает ценнейшую смолу- живицу, которую используют в электротехнической и лакокрасочной промышленности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!