СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока физической культуры и биологии (для учащихся 8 класса)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока физической культуры и биологии (для учащихся 8 класса)

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока физической культуры и биологии (для учащихся 8 класса)»

Конспект интегрированного урока

физической культуры и биологии

(для учащихся 8 класса)



Тема: Значение и влияние физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы


Цель: Обеспечение условий для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья сердечно-сосудистой системы.


Задачи:

  1. (образовательная). Показать влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте самоконтроля состояния организма при выполнении физических упражнений. Научить пользоваться аппаратом для измерения артериального давления.

  2. (развивающая).

    • С точки зрения предмета «Биология» — развить умение применять теоретические знания на практике, оценивать результаты собственных действий, регулировать и контролировать свои действия.

    • С точки зрения предмета «Физическая культура» — развитие силы, а также силовой выносливости основных групп мышц; развитие общей выносливости. Продолжение работы над развитием умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

  3. (воспитательная). Продолжать формировать устойчивый интерес к собственному здоровью, убеждённость в том, что здоровье – одна из величайших ценностей.


Тип урока – интегрированный урок физкультуры и биологии.


Оборудование: тонометры, секундомер, листы самоконтроля, гимнастические скамьи, низкая перекладина, скакалки, гимнастические маты, эстафетные фишки, разноцветные флажки, лыжные эспандеры, набивной мяч 2кг, магнитофон и запись В. Высоцкого «Утренняя гимнастика».


Время проведения: 80 минут (сдвоенный урок).


Место проведения: школьный спортивный зал.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель включает магнитофон, под песню «Утренняя гимнастика» восьмиклассники входят в спортивный зал, строятся, как обычно, в шеренгу. Выключение музыки, приветствие.

Сообщение темы урока и его задач.

Тему урока и его задачи объявляет учитель биологии.

Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из лучших воинов-скороходов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42 км 195 м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво. Он умер от внезапной остановки сердца. Почему это случилось с древнегреческим солдатом, и почему сейчас дистанция 42 195м покоряется даже людям преклонного возраста, не говоря уже о спортсменах? Сегодняшний урок поможет найти нам ответы на эти вопросы.

Итак, тема нашего урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.


Задачи урока:

1.Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки

2.Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.

3.Научиться измерять артериальное давление и понять его зависимость от нагрузки.

4.Сделать для себя вывод о необходимости РЕГУЛЯРНО заниматься физическими упражнениями для сохранения и укрепления здоровья.


  1. Инструктаж по выполнению практической работы.

Его проводит учитель биологии: для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений (далее ЧСС), от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс и давление. Пульс удобнее измерять на внутренней стороне лучезапястного сустава или на шее, пониже челюстного сустава, в течение 10 секунд. Измерения пульса проводятся трижды, средний результат заносим в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту, среднее значение умножается на 6, результат записывается в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца.

Затем учитель показывает восьмиклассникам, как измеряется артериальное давление. Объясняет, что первый показатель тонометра – так называемое систолическое давление, а второй – диастолическое.

Учащимся сообщают, что сегодня они имеют возможность применить на практике знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности. Также, при желании, с помощью учителя физкультуры, ребята могут выбрать для себя вид и уровень нагрузки, для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

Лист самоконтроля ТАБЛИЦА №1

ЧСС в покое


ЧСС после разминки


ЧСС после бега


ЧСС после кроуговой тренировки


ЧСС после восстановления


10 сек

1 мин

10 сек

1 мин

10 сек

1 мин

10 сек

1 мин

10 сек

1 мин

1.










2.










3.










Среднее значение










ТАБЛИЦА №2

АД до физической нагрузки

АД после круговой тренировки

ВЫВОД




ТАБЛИЦА №3

Условия опыта

Результаты

ВЫВОД

Круговая тренировка



Результаты к таблице №3 определяются по формуле:

(M1 — M):M)*100%=X,

Где M1- пульс после максимальной нагрузки (круговой тренировки); M – пульс в покое (самое первое, донагрузочное значение); X – увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое. Вывод о тренированности организма делается на основании значения X.


Если значение X выше 131%, — нагрузка слишком велика, её необходимо снизить., т. К. сердце недостаточно тренированное, и такая нагрузка принесёт не пользу, а вред.


Если значение Х ниже 131%, то сердце в порядке, нагрузку можно и нужно постепенно повышать.


4. Выполнение практической работы.

Учителя помогают школьникам измерить пульс за 10 секунд. Учащиеся заносят результаты измерений в таблицу №1. Затем дети разбиваются на группы по 2-3 человека и с помощью учителей измеряют друг другу артериальное давление. Результаты измерений заносят в таблицу №2. Учителя контролируют правильность записей в таблицах. Во время манипуляций с тонометрами учащимся предлагается вспомнить, какое артериальное давление считается нормальным и сравнить свои показатели АД с нормой.


Учитель физкультуры:

А сейчас мы проведем разминку в игровой форме.

Учащиеся делятся на три команды.

Одна из команд получает жёлтый флажок, вторая – синий, третья – красный. Капитанам вручаются флажки. Команды строятся в колонну по одному за капитанами, у контрольной линии. По свистку все члены команды, кроме капитана бегут до противоположной стены зала, обегают фишки и строятся: вокруг капитана, если у того флажок в поднятой вверх руке; в колонну за капитаном, если у него флажок в руке, вытянутой вперёд; в шеренгу справа от капитана, если флажок опущен вниз. Это задание выполняется на скорость («кто вперёд»). Во время выполнения задания, пока остальные члены команды выполняют упражнение, капитаны могут меняться местами. Также, важно в течение выполнения задания несколько раз менять капитанов, чтобы все дети имели возможность размяться основательно и подготовиться к основной нагрузке.

После разминки дети под руководством учителей производят замеры пульса и заносят результаты в третий и четвёртый столбцы таблицы №1.

Следующее задание – преодоление полосы препятствий:

2 круга – «гладкий» бег;

2 круга – «зигзаги», обегая кубики;

2 круга – «зигзаги», чередующиеся с «барьерами» (гимнастические скамьи, которые следует перепрыгивать);

4 круга – «зигзаги», «барьеры», «кочки» (небольшие круги на полу, нарисованные мелом на расстоянии 120-140 см друг от друга, по которым следует прыгать. Рекомендуемое количество «кочек» — 10-20);

2 круга – только «зигзаги»;

2 круга – «гладкий» бег;

1 круг – ходьба.

Темп выполнения упражнений – умеренный. После выполнения упражнений следуют замеры пульса, учитель биологии контролирует правильность записей в таблице. Пока учащиеся заполняют таблицу, учитель физкультуры готовит зал к выполнению круговой тренировки.

По окончании работы с таблицей, учащиеся делятся на пары, которые учитель физкультуры расставляет по «станциям». Быстро объясняется задание для каждой «станции». А с принципом круговой тренировки учащиеся уже знакомы по предыдущим урокам.

«Станция» №1. Прыжки через скакалку в умеренном темпе.

«Станция» №2. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа ( мальчикам рекомендуется располагаться, опираясь носками ног о стоящую сзади гимнастическую скамью).

«Станция» №3. Прыжки в длину с места. (туда-обратно).

«Станция» №4. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги слегка согнуты.

«Станция» №5. Растягивание лыжного эспандера в стойке лыжника, имитируя одновременный бесшажный ход.

«Станция» №6. Медленное поднимание до прямого угла и опускание прямых ног из положения лёжа на спине, руки за головой.

«Станция» №7.Подтягивание на низкой перекладине ( высота грифа – 80 см от пола) из виса лёжа.

«Станция» №8. Удержание поднятого туловища и поднятых прямых ног в положении лёжа на животе («рыбка»).

«Станция» №9. Прыжки на двух ногах через гимнастическую скамью боком (туда-обратно).

«Станция» №10. Броски баскетбольных мячей в стену из-за головы двумя руками из положения сидя на полу, ноги врозь, на расстоянии 3-4 метра от стены.

«Станция» №11. Приседания, не отрывая от пола пятки.

«Станция» №12. Стойка на лопатках.

Работа на каждой станции выполняется в течение 45 секунд, 15 секунд даётся на смену «станции».

После проведения круговой тренировки восьмиклассники замеряют пульс и записывают показатели в таблицу. Затем измеряется АД, результаты записываются. Все измерения желательно проводить как можно более оперативно.

Следующее упражнение – совершенствование техники штрафного броска от головы двумя руками или одной, по выбору учащихся. Школьники делятся на группы по количеству баскетбольных колец в спортзале, на каждую группу – 1 мяч.

По окончании бросков учащиеся проводят под руководством учителей последнее измерение пульса, записывают результаты в таблицу №1, комментируют.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Учащиеся приступают к работе с таблицей №3, учителя направляют их действия.

Учитель биологии рассматривает результаты таблицы №3, комментирует. Затем обращается к таблице №2. Прокомментировать результаты таблицы предлагается ученикам.

Учитель биологии:

«Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение работающих мышц. Повышение эффективности сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают ею мышечные волокна самой сердечной мышцы. Вследствие чего волокна становятся толще, а сама мышца сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы тренируем не только соматические мышцы, но и сердечную мышцу. Умеренно тренированное сердце взрослого человека в покое за одно сокращение выбрасывает 100 мл крови, а при нагрузке – 300мл. Нетренированное сердце имеет показатели в два раза меньше.

А теперь ответьте на вопросы по теме.

Учитель выкладывает в середине спортзала знак вопроса из небольших бумажных сердечек. На обратной стороне сердечек написаны вопросы по теме урока. Дети берут по очереди сердечки, зачитывают вопрос и отвечают на него.

Вопросы:

1.Что называется артериями?

2.В чём особенность движения крови по венам?

3.Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке, погибает при первом же беге?

4.Какое давление должно быть у молодого здорового человека?

5.В чём биологический смысл медленного движения крови по капиллярам?

6.Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к физической нагрузке?

7.В чём суть автоматизма сердца?

8.Назовите гормон, выброс которого увеличивает ЧСС.

9.Какой орган вырабатывает адреналин?

10. Чем отличается сердце тренированного человека от сердца нетренированного?

11.Как изменится работа сердца при переходе от физической нагрузки к покою?

12.Что такое малый круг кровообращения?

13.Что называется венами?

14.Почему учащается пульс при физической нагрузке?

15.Может ли увеличиться ЧСС, если человек не получил физическую нагрузку? Почему?

16.В каких сосудах давление крови больше?

17.Чем грозит человеку повышенное артериальное давление?

18.Какая кровь называется венозной?

19.Какие фазы можно выделить в работе сердца?

20. Что такое большой круг кровообращения?

21.Чем определяется биение пульса?

22.Почему нагрузку нужно повышать постепенно?

23.Что называется капиллярами?

24.Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?

После ответов на вопросы учитель физкультуры приглашает одного из восьмиклассников к небольшой доске, установленной в зале. У ребёнка в руках лист самоконтроля. По таблице №1 строится «пульсовая кривая» урока. Она будет выглядеть примерно так. Вертикальная ось – отображает ЧСС в минуту, а горизонтальная – время.

Учитель физкультуры объясняет, что такая форма кривой отображает грамотно построенное спортивное занятие, и кратко объясняет, каких принципов стоит придерживаться, тренируясь самостоятельно.

Формулируем выводы. Учитель биологии: «Известный американский учёный Пол Дадли сказал: «…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца…»

Учитель физкультуры:

«А другой учёный подсчитал, что если посредством тренировки человек снизит количество ударов сердца в покое с 80 ударов в минуту до 60, то его сердце ежесуточно будет делать на 28000 ударов меньше, а, следовательно, будет больше отдыхать и дольше прослужит».

7.Рефлексия.

1).Что вы узнали на уроке о своём организме?

2).Планируете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем?

3). Стала ли для вас очевидной необходимость занятий физкультурой?

8.Подведение итогов урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!