СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока математика-окружающий мир во 2 классе "Будь природе другом. Закрепление по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (устные приемы), решение задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

1) Формировать осознанное применение полученных знаний о родной природе, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека;

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой.

2) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел, решения задач изученных видов.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока математика-окружающий мир во 2 классе "Будь природе другом. Закрепление по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (устные приемы), решение задач"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44







Конспект интегрированного урока

математика-окружающий мир

во 2 классе




Будь природе другом. Закрепление по теме Сложение и вычитание чисел в пределах 100
(устные приемы), решение задач








Подготовила


учитель начальных классов

Солдатова Оксана Александровна





р.п.Юганец, 2013


Цели урока:


1) Формировать осознанное применение полученных знаний о родной природе, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека;

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой.

2) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел, решения задач изученных видов.


Задачи урока:



образовательные:

- Показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей;

-в ходе проблемного исследования выяснить вместе с учащимися, что нужно делать, и о чем необходимо знать, чтобы участвовать в охране природы;

- показать детям, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит встать на защиту собственного здоровья;

- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания в пределах 100 и умения решать составные задачи;

развивающие:

- создать условия дляразвития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
-развивать умение работать в парах,
-развивать произвольное внимание, память, мышление, связную речь;

воспитательные:

-на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе,

-воспитывать интерес к математике;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.



Оборудование: динамическая таблица, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие к царице Природе», интерактивная доска, карточки с текстами задач, с данными для составления задач, для рефлексии и домашнего задания, рисунки знаков поведения в природе.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.
-
Доброе утро, ребята! Тихо садитесь. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать эти открытия?

(быть внимательными, наблюдательными, активными, уметь помочь другому или поддержать его)

- Сегодня наш урок будет необычным: урок окружающего мира мы соединим с уроком математики.

2. Мотивация. Постановка учебной задачи.

- Нам пришла телеграмма, но она зашифрована и чтобы ее прочитать, нужно расположить числа в порядке возрастания (На доске выставляются карточки с числами)

34, 95, 78, 13, 10, 46, 33, 57

о е т о п г м и ( ПОМОГИТЕ )

- Кто же просит нас о помощи?

РАБОТА С ДИНАМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕЙ на доске

- Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Этот мир называется … (природа)

(На листе ватмана изображен прекрасный уголок природы)

- А почему же она просит о помощи? Что же ей угрожает?

- Решив примеры, мы это узнаем. (примеры на перевернутых знаках, изображающих то, что грозит природе: ружьё, рыболовная сеть, сачок и т. д.)

Устный счёт.

76 – 40 82 – 80 50 – 14 26 + 10

30 + 6 49 – 9 29 + 7 15 + 16 ( открываю знаки )

- Всегда ли человек относится к природе как к другу?

Природа оказалась в большой беде. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Человек веками выступал ПОТРЕБИТЕЛЕМ

- А сегодня каждый человек должен понять, что это может привести к непоправимым последствиям.


- Давайте предположим, что может случиться, если человек продолжит …

( по знакам: бесконтрольно убивать, ловить, выпиливать, загрязнять …)

Дети озвучивают возможные последствия пагубного влияния на природу, опираясь на знаки, а учитель постепенно убирает с динамической таблицы элементы , изображающие красивые уголки природы, а за ними открываются совсем неприглядные пейзажи с дымящими трубами, опустевшими, загрязненными водоемами и т. д.

- Земля превратится в безжизненную пустыню. (Слайд 2,3,4 )

- Охрана животных и растений – проблема государственная, но и мы можем помочь природе и стать ей другом.


3. Объявление темы урока. Целеполагание.

- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как этого избежать?

- Что нужно сделать людям, чтобы спасти свой зеленый дом?

- Что можете сделать вы – ее маленькие жители?

Тема нашего урока «Будь природе другом»

- Сейчас мы превратимся в ЭКСПЕРТОВ и отправимся в путешествие в гости к царице Природе, чтобы оценить размер вреда, нанесенного природе и наметить ряд мер по ее защите.

- В путешествии нам поможет математика, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи.

4. Работа над темой урока.

А) Актуализация знаний

- Сначала мы держим путь… отгадайте, куда?

Нам этот дом всегда открыт,

Там летом пёстрый стол накрыт.

И ждут нас там ручьёв прохлада,

Грибов и ягод сколько надо,

А можно встретить и лису

В большом и солнечном (лесу). (Слайд 5 )


- Первой на лесной опушке нас встречает яблонька.

Давайте соберем с нее спелые яблочки. А яблочки непростые: на них слова, встречающиеся в задачах, которые мы научились решать. Распределим яблоки в две корзинки ( + и - )

(на яблоках карточки со словами «на… больше», «на… меньше» и тд. )

- Зачем мы повторили это? (Чтобы правильно решать задачи)

- Значит, что мы будем сейчас делать? ( решать задачи)

- Сегодня мы – маленькие экологи и задачи мы будем решать экологические

Б) Решение математической цепочки

- Давайте узнаем, какие деревья первыми обратились к нам за помощью. (Слайд 6 )

На слайде математическая цепочка : 17 * * ^ ? Решить ее можно, воспользовавшись кодом: * - уменьшить на 20
^ - увеличить на 30

Вторая цепочка: 23 ~ { * ^ код : * - +7 { - +12
~ - -3 ^ - -9

- По какому принципу расположились числа?

- Какое число будет следующим?

Ответ первой цепочки связан с картинкой «ель» , ответ следующей цепочки – с картинкой «сосна»

( ЕЛЬ и сосна)

В) Решение задач.

Задача ( 1 уч. у доски )

К новогодним праздникам за день в лесу спилили 30 елей, а сосен на 25 штук больше. Сколько всего елей и сосен спилили?

Елей – 30 шт.

Сосен - ? на 25 шт. больше.



- Хорошо ли поступили люди?

- Но ведь праздник без новогодней елки будет некрасивым… (проблема)

- Защитники, предложите выход из этой ситуации.

Г) Самостоятельная работа по учебнику.

- Прочитайте правила, которые составили ребята по поведению в лесу.

- А теперь выберите знаки, которые показывают, чего нельзя делать в лесу.

( На каждой парте карточка с отделяющимися запрещающими знаками, иллюстрирующими правила поведения в природе)

Д) Физкультминутка (Слайд 6 )

Встали! Шагом марш!

Посмотрите направо!

Посмотрите налево!

Как хорош лес!

Присядьте, загляните под кустик.

Кого вы там увидели?

Это маленький работяга муравей.

Не будем ему мешать.

А вон там за деревом кто-то виднеется…

Поднимитесь на носочки, чтобы лучше рассмотреть.

-Давайте попробуем изобразить этих животных (лиса, медведь и т.д.)

-Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах)

Дети выбирают на карточке нужный запрещающий знак и показывают его.

- Отправимся дальше.



- Но по какой тропинке нам пойти? (Слайд 11 )

Ж) Решение выражений «Зашифрованная тропинка»

Фронтальная работа по слайду.

- Почему в природе нужно ходить по тропинкам? ( Не вытаптывать растения и случайно не наступить на гнездо )

-По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе, если правильно найдем значения выражений. Записанных на тропинках и выберем верное направление.

Выполняем первое действие.( 20 )

-Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 30. В какую сторону пойдём?

-Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – найдите значение последнего выражения.(45)

- Вы правильно нашли значения выражений и выбрали путь.

- А вот и царица- Природа встречает нас. Она просит, чтобы вы отправились на водоем и помогли его жителям.



- А теперь мы остановимся на берегу реки. (картинка водоема) ( Слайд 10 )

Е) Самостоятельная работа с задачей.

- Ребята, найдите в задаче ошибки, исправьте их и решите задачу.

Задача 2.

Рыбак ловил рыбу сетью с моторной лодки. Он поймал 20 щук, 10 окуней и несколько лещей, всего 65 рыб. Сколько лещей поймал рыбак?



Щук – 20 штук.

Окуней – 10 штук 65 штук

Лещей - ? штук

    1. 20 + 10 = 30 (шт.) щук и окуней.

    2. 65 + 30 = 95 (шт.) всего.

Ответ: 100 штук.

Ошибки:

-неверно выбран знак во втором действии при решении задачи.

- неверное пояснение во втором действии.

- Но ошибки здесь не только математические, есть и экологические. Сформулируйте их.

Экологические ошибки:

-нельзя ловить рыбу сетями.

-нежелательно ловить рыбу с моторной лодки, т. к. бензин попадает в водоем и загрязняет его.

А кто может предложить другой вариант решения этой задачи?

-А как вы думаете, что еще может загрязнять водоем? (ответы детей)

- Выберите на карточке нужные запрещающие знаки, иллюстрирующие правила поведения на водоеме и вблизи него.

З) Работа в парах. Составление задач.

- А теперь сами попробуем составить задачи на экологическую тему, чтобы, решая их, люди задумались о необходимости помощи природе. (помогут подсказки на яблочках )

А) За последнее столетие исчезли 12 видов млекопитающих и 33 вида птиц.

На сколько больше исчезло видов птиц, чем млекопитающих?

Б) Взрослая кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц, а птенец – 30 гусениц.

Питается кукушка волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Этим спасает леса от вредителей. Ребята, не разоряйте гнезда птиц!

В) За час дятел находит 22 короеда, а личинок на 13 больше.

Сколько всего насекомых – вредителей истребляет дятел за час?

Д) Сейчас охота в нашей стране полностью запрещена на 47 видов зверей и птиц. Из них на 20 видов зверей.

На сколько видов птиц запрещена охота?

Е) Бумажный пакет разлагается в природе 2 года, а консервная банка – 70 лет.

На сколько лет дольше разлагается банка, чем бумага?

Заслушаем 2-3 задачи.

5. Закрепление пройденного.

Выполнение теста: работа в группах.

- А давайте проверим, являетесь ли вы защитниками природы или нет. Я предлагаю вам выполнить задание. Надо ответить на вопросы, выбрав один из ответов и записать его буквой в таблицу. ( таблицы распечатаны для каждой группы)

1. Почему нельзя загрязнять воду?

Д – Потому что в ней погибают организмы.
М – Потому что будет некрасивый цвет воды.

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Б – Да, например, комар. Он больно кусается.
Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

У- Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.
Я – Потому что их можно будет потом взять домой.

4. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
Г – Животные, которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
Я – Красивые.

- Проверим, что у вас получилось. Зачитывайте вопрос и вариант ответа.

1

2

3

4

Д

Р

У

Г

- Как вы думаете, почему это слово появилось на нашем уроке? Как оно связано с нашей темой?

Вывод: Человек должен быть настоящим другом природы.

6. Итог урока.
- Сделайте вывод по теме урока. Важна ли для нас эта тема и для чего мы ее изучали?
- Наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя. Закончите фразы: ( Слайд 12 )

- Я понял ……

- Я узнал……..

- Я задумался……

- Я удивился…..

Рефлексия
- Перед вами цветные листки-лепестки. Если вам понравился урок и вы получили новые полезные знания, то поднимите зеленый листок. Если вам понравился урок, то поднимите желтый листок. Если вы ничего нового не узнали, то красный листок.
- Посмотрим, каких листиков больше.
- Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих учеников, каждый из них – это наше будущее, и каждый из них станет обязательно хорошим человеком».

– Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем!

7. Домашнее задание с элементами творчества.
- Перечитать правила друзей природы. Сочинить сказку-предупреждение о правилах поведения в лесу.
- Составить несколько задач на экологическую тему.

8. Выставление отметок.



Список использованной литературы


  1. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс: К УМК А.А. Плешакова.– М., 2012.

  2. Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М., 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)

  3. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону, 2008.

  4. Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. - М., 2011.

  5. Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М., 2011.

  6. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2011.

  7. Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2012.



.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!