Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
Конспект интегрированного урока
математика-окружающий мир
во 2 классе
Будь природе другом. Закрепление по теме Сложение и вычитание чисел в пределах 100
(устные приемы), решение задач
Подготовила
учитель начальных классов
Солдатова Оксана Александровна
р.п.Юганец, 2013
Цели урока: | 1) Формировать осознанное применение полученных знаний о родной природе, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека; расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой. 2) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел, решения задач изученных видов. |
Задачи урока: | образовательные: - Показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей; -в ходе проблемного исследования выяснить вместе с учащимися, что нужно делать, и о чем необходимо знать, чтобы участвовать в охране природы; - показать детям, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит встать на защиту собственного здоровья; - создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания в пределах 100 и умения решать составные задачи; развивающие: - создать условия дляразвития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы, -развивать умение работать в парах, -развивать произвольное внимание, память, мышление, связную речь; воспитательные: -на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе, -воспитывать интерес к математике; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
| |
Оборудование: динамическая таблица, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие к царице Природе», интерактивная доска, карточки с текстами задач, с данными для составления задач, для рефлексии и домашнего задания, рисунки знаков поведения в природе.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята! Тихо садитесь. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать эти открытия?
(быть внимательными, наблюдательными, активными, уметь помочь другому или поддержать его)
- Сегодня наш урок будет необычным: урок окружающего мира мы соединим с уроком математики.
2. Мотивация. Постановка учебной задачи.
- Нам пришла телеграмма, но она зашифрована и чтобы ее прочитать, нужно расположить числа в порядке возрастания (На доске выставляются карточки с числами)
34, 95, 78, 13, 10, 46, 33, 57
о е т о п г м и ( ПОМОГИТЕ )
- Кто же просит нас о помощи?
РАБОТА С ДИНАМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕЙ на доске
- Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Этот мир называется … (природа)
(На листе ватмана изображен прекрасный уголок природы)
- А почему же она просит о помощи? Что же ей угрожает?
- Решив примеры, мы это узнаем. (примеры на перевернутых знаках, изображающих то, что грозит природе: ружьё, рыболовная сеть, сачок и т. д.)
Устный счёт.
76 – 40 82 – 80 50 – 14 26 + 10
30 + 6 49 – 9 29 + 7 15 + 16 ( открываю знаки )
- Всегда ли человек относится к природе как к другу?
Природа оказалась в большой беде. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Человек веками выступал ПОТРЕБИТЕЛЕМ
- А сегодня каждый человек должен понять, что это может привести к непоправимым последствиям.
- Давайте предположим, что может случиться, если человек продолжит …
( по знакам: бесконтрольно убивать, ловить, выпиливать, загрязнять …)
Дети озвучивают возможные последствия пагубного влияния на природу, опираясь на знаки, а учитель постепенно убирает с динамической таблицы элементы , изображающие красивые уголки природы, а за ними открываются совсем неприглядные пейзажи с дымящими трубами, опустевшими, загрязненными водоемами и т. д.
- Земля превратится в безжизненную пустыню. (Слайд 2,3,4 )
- Охрана животных и растений – проблема государственная, но и мы можем помочь природе и стать ей другом.
3. Объявление темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как этого избежать?
- Что нужно сделать людям, чтобы спасти свой зеленый дом?
- Что можете сделать вы – ее маленькие жители?
Тема нашего урока «Будь природе другом»
- Сейчас мы превратимся в ЭКСПЕРТОВ и отправимся в путешествие в гости к царице Природе, чтобы оценить размер вреда, нанесенного природе и наметить ряд мер по ее защите.
- В путешествии нам поможет математика, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи.
4. Работа над темой урока.
А) Актуализация знаний
- Сначала мы держим путь… отгадайте, куда?
Нам этот дом всегда открыт,
Там летом пёстрый стол накрыт.
И ждут нас там ручьёв прохлада,
Грибов и ягод сколько надо,
А можно встретить и лису
В большом и солнечном (лесу). (Слайд 5 )
- Первой на лесной опушке нас встречает яблонька.
Давайте соберем с нее спелые яблочки. А яблочки непростые: на них слова, встречающиеся в задачах, которые мы научились решать. Распределим яблоки в две корзинки ( + и - )
(на яблоках карточки со словами «на… больше», «на… меньше» и тд. )
- Зачем мы повторили это? (Чтобы правильно решать задачи)
- Значит, что мы будем сейчас делать? ( решать задачи)
- Сегодня мы – маленькие экологи и задачи мы будем решать экологические
Б) Решение математической цепочки
- Давайте узнаем, какие деревья первыми обратились к нам за помощью. (Слайд 6 )
На слайде математическая цепочка : 17 * * ^ ? Решить ее можно, воспользовавшись кодом: * - уменьшить на 20
^ - увеличить на 30
Вторая цепочка: 23 ~ { * ^ код : * - +7 { - +12
~ - -3 ^ - -9
- По какому принципу расположились числа?
- Какое число будет следующим?
Ответ первой цепочки связан с картинкой «ель» , ответ следующей цепочки – с картинкой «сосна»
( ЕЛЬ и сосна)
В) Решение задач.
Задача ( 1 уч. у доски )
К новогодним праздникам за день в лесу спилили 30 елей, а сосен на 25 штук больше. Сколько всего елей и сосен спилили?
Елей – 30 шт.
Сосен - ? на 25 шт. больше.
- Хорошо ли поступили люди?
- Но ведь праздник без новогодней елки будет некрасивым… (проблема)
- Защитники, предложите выход из этой ситуации.
Г) Самостоятельная работа по учебнику.
- Прочитайте правила, которые составили ребята по поведению в лесу.
- А теперь выберите знаки, которые показывают, чего нельзя делать в лесу.
( На каждой парте карточка с отделяющимися запрещающими знаками, иллюстрирующими правила поведения в природе)
Д) Физкультминутка (Слайд 6 )
Встали! Шагом марш!
Посмотрите направо!
Посмотрите налево!
Как хорош лес!
Присядьте, загляните под кустик.
Кого вы там увидели?
Это маленький работяга муравей.
Не будем ему мешать.
А вон там за деревом кто-то виднеется…
Поднимитесь на носочки, чтобы лучше рассмотреть.
-Давайте попробуем изобразить этих животных (лиса, медведь и т.д.)
-Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах)
Дети выбирают на карточке нужный запрещающий знак и показывают его.
- Отправимся дальше.
- Но по какой тропинке нам пойти? (Слайд 11 )
Ж) Решение выражений «Зашифрованная тропинка»
Фронтальная работа по слайду.
- Почему в природе нужно ходить по тропинкам? ( Не вытаптывать растения и случайно не наступить на гнездо )
-По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе, если правильно найдем значения выражений. Записанных на тропинках и выберем верное направление.
Выполняем первое действие.( 20 )
-Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 30. В какую сторону пойдём?
-Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – найдите значение последнего выражения.(45)
- Вы правильно нашли значения выражений и выбрали путь.
- А вот и царица- Природа встречает нас. Она просит, чтобы вы отправились на водоем и помогли его жителям.
- А теперь мы остановимся на берегу реки. (картинка водоема) ( Слайд 10 )
Е) Самостоятельная работа с задачей.
- Ребята, найдите в задаче ошибки, исправьте их и решите задачу.
Задача 2.
Рыбак ловил рыбу сетью с моторной лодки. Он поймал 20 щук, 10 окуней и несколько лещей, всего 65 рыб. Сколько лещей поймал рыбак?
Щук – 20 штук.
Окуней – 10 штук 65 штук
Лещей - ? штук
20 + 10 = 30 (шт.) щук и окуней.
65 + 30 = 95 (шт.) всего.
Ответ: 100 штук.
Ошибки:
-неверно выбран знак во втором действии при решении задачи.
- неверное пояснение во втором действии.
- Но ошибки здесь не только математические, есть и экологические. Сформулируйте их.
Экологические ошибки:
-нельзя ловить рыбу сетями.
-нежелательно ловить рыбу с моторной лодки, т. к. бензин попадает в водоем и загрязняет его.
А кто может предложить другой вариант решения этой задачи?
-А как вы думаете, что еще может загрязнять водоем? (ответы детей)
- Выберите на карточке нужные запрещающие знаки, иллюстрирующие правила поведения на водоеме и вблизи него.
З) Работа в парах. Составление задач.
- А теперь сами попробуем составить задачи на экологическую тему, чтобы, решая их, люди задумались о необходимости помощи природе. (помогут подсказки на яблочках )
А) За последнее столетие исчезли 12 видов млекопитающих и 33 вида птиц.
На сколько больше исчезло видов птиц, чем млекопитающих?
Б) Взрослая кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц, а птенец – 30 гусениц.
Питается кукушка волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Этим спасает леса от вредителей. Ребята, не разоряйте гнезда птиц!
В) За час дятел находит 22 короеда, а личинок на 13 больше.
Сколько всего насекомых – вредителей истребляет дятел за час?
Д) Сейчас охота в нашей стране полностью запрещена на 47 видов зверей и птиц. Из них на 20 видов зверей.
На сколько видов птиц запрещена охота?
Е) Бумажный пакет разлагается в природе 2 года, а консервная банка – 70 лет.
На сколько лет дольше разлагается банка, чем бумага?
Заслушаем 2-3 задачи.
5. Закрепление пройденного.
Выполнение теста: работа в группах.
- А давайте проверим, являетесь ли вы защитниками природы или нет. Я предлагаю вам выполнить задание. Надо ответить на вопросы, выбрав один из ответов и записать его буквой в таблицу. ( таблицы распечатаны для каждой группы)
1. Почему нельзя загрязнять воду?
Д – Потому что в ней погибают организмы.
М – Потому что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Б – Да, например, комар. Он больно кусается.
Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
У- Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.
Я – Потому что их можно будет потом взять домой.
4. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
Г – Животные, которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
Я – Красивые.
- Проверим, что у вас получилось. Зачитывайте вопрос и вариант ответа.
- Как вы думаете, почему это слово появилось на нашем уроке? Как оно связано с нашей темой?
Вывод: Человек должен быть настоящим другом природы.
6. Итог урока.
- Сделайте вывод по теме урока. Важна ли для нас эта тема и для чего мы ее изучали?
- Наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя. Закончите фразы: ( Слайд 12 )
- Я понял ……
- Я узнал……..
- Я задумался……
- Я удивился…..
Рефлексия
- Перед вами цветные листки-лепестки. Если вам понравился урок и вы получили новые полезные знания, то поднимите зеленый листок. Если вам понравился урок, то поднимите желтый листок. Если вы ничего нового не узнали, то красный листок.
- Посмотрим, каких листиков больше.
- Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих учеников, каждый из них – это наше будущее, и каждый из них станет обязательно хорошим человеком».
– Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем!
7. Домашнее задание с элементами творчества.
- Перечитать правила друзей природы. Сочинить сказку-предупреждение о правилах поведения в лесу.
- Составить несколько задач на экологическую тему.
8. Выставление отметок.
Список использованной литературы
Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс: К УМК А.А. Плешакова.– М., 2012.
Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М., 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону, 2008.
Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. - М., 2011.
Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М., 2011.
Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2011.
Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2012.
.