СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Царства живой природы" география- биология

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география -биология на тему "Царства живой природы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Царства живой природы" география- биология»

  1. Организационный блок – вводная часть

  2. Мативационный блок. – заинтересовать. – Проблемный вопрос, яркое пятно – в начале урока.

  3. Информационный блок – подача информации - сравнение, объяснение, схематичность. сведения о понятиях- аудиальный, визуальный, кинестический. – видео о животных, картинки бактерий и грибов, живые растения – микроскоп.

  4. Аналитический (практический) блок. – ответы на вопросы, предположения, работа с микроскопом. Обсуждение, сравнение, выбор. Обмен мнениями, эксперимент

  5. Оценочный блок – оценки за урок., закрепление новых понятий. Взаимооценивание.

  6. Рефлексивный блок.- подведения итогов. Что узнал, что полезно, оценка в творческой форме.


Тема: Царства живой природы.

Цель: Познакомить учащихся с понятием биосфера и с царствами живой природы.

Задачи: 1. сформировать представление об организмах, как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, бактерии и грибы.

2. Ознакомить с ролью которую играют организмы разных царств живой природы.

3. создание условий для формирование бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: учебник, атлас, электронное интерактивное приложение, мультимедийный  проектор, карточки и стикеры для подведения итогов. 

Орг. Момент.

Добрый день ребята! В ходе изучения географии мы с вами познакомились с 3 оболочками нашей планеты. Сегодня мы начинаем изучать 4 оболочку. Она очень хрупкая, самая молодая и сильно отличается от остальных. Как называется эта оболочка? Внимание на экран.

Мотивационный блок: показ небольшого видеоролика о живой природе.

Прежде чем перейти к изучению новой темы. Мы поделимся с вами на группы.( Учащиеся получают карточки с загадкой . Ответ на загадку может быть либо какое то животные, птицы, рыбы, растения, грибы. Отгадав загадку ребята делятся на группы по 5-6 человек, в зависимости от ответа. Учитель проверяет правильно ли ребята поделились на группы.)

- Скажите а где впервые появилась жизнь на Земле? (В воде)

- Как  называется наука, занимающаяся изучением живых организмов? (биология)

- Назовите свойства живых организмов?

- Какие  царства выделяют в живой природе?

Итак как все уже догадались речь пойдет о биосфере.

Учитель географии - Что мы знаем о биосфере? (ответы учеников)

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Поэтому она самая молодая! (рассказ учителя сопровождается показом слайдов)

Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных? (учащие описывают как бы предположительно выглядела бы планета)

К счастью, около 3 млрд. лет назад (возможно и раньше) на нашей Земле в древнем Океане зародились простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. Постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тыс. лет назад появился Человек разумный.

Нынешний состав атмосферы — результат многовековой работы растений. И сейчас человек может существовать только потому, что земная растительность, особенно леса, выделяет кислород в атмосферу

Живые организмы распространены очень широко — от верхних слоев тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы) до глубин Океана (глубоководные рыбы) и земных глубин в несколько километров (микроорганизмы, способные существовать без воздуха).

  Итак,  биосфера - это  земная оболочка, в которой существуют живые организмы (живое вещество) и продукты их жизнедеятельности. Впервые этот термин был применен в 1883 г. австрийским геологом, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский.

Область обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои литосферы, гидросферу и нижние слои атмосферы.

Можем ли мы четко провести границы биосферы? (нет)

Какой мы можем сделать вывод из выше сказанного. (Биосфера охватывает все оболочки Земли в тех пределах, где могут существовать живые существа.)

- Какие живые организмы обитают в биосфере? (ответы учеников)

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые подразделяются на четыре основных царства: бактерии, грибы, растения и животные.

Все вместе они образуют органический мир нашей планеты. Человек тоже часть этого мира. Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе ЭВОЛЮЦИИ сформировался тот разнообразный органический мир, который сегодня существует в биосфере Земли и который вы изучаете на уроках биологии.

Рассмотрим каждое царство живой природы в отдельности.

Бактерии.

Учитель биологии.

Все мы знаем что бактерии очень маленькие. Вот так они выглядят по микроскопом. (показ слайдов).

Давайте рассмотрим строение бактериальной клетки.

А теперь задания используя текст учебника, найдите ответы на вопросы.

(У каждой группы свой вопрос. Нужно вставить пропущенное слово в предложение. В итоге должен получиться следующий текст. )

1 гр. Бактерии обычно одноклеточные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра, которые относятся к ___________кариотам.

2 гр.Они заселили все среды жизни: Бактерии разнообразны по форме и способам питания. 3гр. Размножаются путем деления клетки на …….

4 гр. В неблагоприятных условиях некоторые бактерии способны образовывать……..

5 гр. Насчитывается около__________ видов бактерий.

Учитель биологии подводит итог.

Учитель географии.

Казалось бы такой маленький организм как бактерии легко обидеть. Ну это не так. Бактерии приспособились к жизни в таких условиях, в которых то и жить не возможно. Например в горячих источниках. Там они чувствуют себя превосходно.

Какова же роль бактерий в природе жизни человека? Они способствуют разложению и превращению органических остатков в питательные вещества для растений.

Учитель биологии.

Давайте приведем примеры.

Каждой группе учитель дает название бактерии, а учащиеся отвечают какова ее роль.

1гр. Молочнокислые бактерии.

2гр. Болезнетворные бактерии для человека

3гр. Бактерии гниения.

4гр.Почвенные бактерии.

5гр.Болезнетворные бактерии для растений.


Растения.

Учитель географии.

Количество существующих видов растений очень велико. Их насчитывается примерно 500 тыс. растения приспособились к разным климатическим условиям. Где то растений очень много, а где то мало. Давайте сравним растительный мир пустыни и леса. (показ слайдов) каждая группа говорит по одному высказыванию. Например- Расстения в лесу высокие, в пустыни низкие. В лесу растительность густая, в пустыне редкая, в лесу лиственные, в пустыне листья заменены на колючки. У лесных растений корни длинные, у пустынных короткие.

Роль растений велика они выполняют роль посредника между солнцем и Землей. Используя энергию солнца способны производить органическое вещество и выделяют кислород. Учитель биологии.

Зеленые растения оказывают большое влияние на состав воздуха: они выделяют кислород. Некоторые растения выделяют не только кислород, но и особые вещества, присутствие которых можно ощу­тить, вдохнув аромат соснового бора, цветущего луга, полынной степи.

А дышат ли растения? Да дышат. При этом, как и животные, используют для дыхания кислород воздуха, перерабатывая его в углекислый газ, который они выдыхают. Но при дневном свете под действием солнечных лучей в листьях растений происходит и обратный процесс — соединение воды с углекислым газом и образование углеводов, а также кислорода, который выделяется в воздух. Процесс этот называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза в воздух выделяется гораздо больше кислорода, чем поглощается при дыхании; зеленые растения — основной поставщик кислорода в атмосферу. (Показ слайда)

А какие вы знаете классификации растений по продолжительности жизни?

Ответы учеников. – однолетние, двулетние, многолетние. (показ слайдов)- цветы и травы, морковка, деревья долгожители.

Каково значение растений в природе, в жизни человека? (ответы учеников)

Учитель географии.

А вот еще несколько удивительных фактов о растениях.

Вся растительность земного шара на протяжении года забирает из атмосферы около 550 млрд т углерода и возвращает 440 млрд т кислорода.

Один гектар хвойного леса в день выделяет до 30 кг эфирного масла, которое уничтожает вредные микроорганизмы в атмосфере и очищает воздух. За год гектар леса очищает 18 млн м3 воздуха. К тому же, подобно гигантскому пылесосу, он забирает из воздуха ежегодно 36 т пыли.

Животные.

Учитель географии.

В римской мифологии покровительницей животных считалась богиня по имени Фауна. Поэтому животный мир планеты называют еще и фауной. Мир животных очень разнообразен и насчитывает 2,5 млн. видов. Их роль в биосфере относительно не велика. Некоторые опыляют растения, многие питаются растениями и таким образов превращают растительные белки в животные, некоторые животные являются защитниками растений. Не смотря на то, что влияние животных не так заметно, однако большинство растений не могло бы существовать без животных.

Учитель биологии.

Между организмами существуют несколько видов взаимоотношений. Это

Симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция.

Давайте вспомним что это такое?

Работа по группам. Составления простой цепи питания.

Каждая группа показывает свою цепь питания?

Грибы.

Учитель географии.

Последнее царство. Которое мы сегодня рассмотрим. Это грибы. Это особая группа живых организмов, отличающаяся и от растений и от животных. Они занимают промежуточное положение между этими царствами живых организмов. Как и растения грибы ведут неподвижный образ жизни. Как и животные грибы не способны производить органическое вещество из неорганического. Подобно бактериям они питаются готовым органическим веществом, которое получают, разлагая остатки животных и растений.

Например в лесу грибы участвуют в разложении опавших листьев и занимают особое место в круговороте веществ.

Учитель биологии.

Грибы, они не подвижны, постоянно растут, питаются растворенными веществами. Размножаются. К грибам относятся около 100 000 видов.

Тело гриба строится из продолговатых, в виде колбасок, клеток, которые, образуя длинные цепочки, составляют нити-гифы. Из большого количества плотно переплетенных между собой гиф образуется так называемая мякоть. Из мякоти состоит то, что в обиходе называется грибом (ножка и шляпка), хотя на самом деле это лишь его небольшая часть, а именно — плодовое тело. Гораздо большая часть гриба скрыта, она находится под землей или в толще дерева и представляет собой сплетение тончайших, как паутина, нитей-гиф. Это грибница.

Плодовые тела грибов образуют споры, количество которых может достигать миллионов, а порой и миллиардов. Споры появляются на пластинках или в трубочках с внутренней стороны шляпки гриба. Здесь они надежно защищены от дождя в период своего созревания. Созрев, споры осыпаются. Споры грибов очень мелкие и легкие, поэтому малейшего дуновения ветра достаточно, чтобы разнести их и рассеять где попало. Для того чтобы из рассеянных спор появился новый гриб, необходимо несколько условий. Прежде всего, спора должна попасть именно в то место, где она сможет развиваться. Например, если для развития споры необходима почва, то, попав на листок или ствол дерева, спора останется бесплодной. Хотя есть грибы паразиты которые произрастают на стволах деревьев.

Каково значение грибов? Высказывание учащихся по группам.

Подведем итог. (показ слайдов) отрицательное и положительное значение грибов.

Хочется отметить еще один важный момент как отравление ядовитыми грибами.

Давайте поиграем в небольшую игру на столах у вас карточки, надо разложить их по группам: съедобные и ядовитые?

Учитель географии.

Сегодня мы узнали с вами много нового и интересного. Узнали что такое биосфераи какие царства живой природы ее населяют. И подводя итог поговорим о таком понятии как биологический круговорот.

Мы с вами говорили о круговороте воды в природе, но существует и биологический круговорот. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения — посредники между Солнцем и Землей. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Следовательно, растения — это организмы-производители. Животные питаются растениями или другими животными, т. е. готовыми органическими веществами; это организмы-потребители. Поедая органические вещества, животные перемещают их по земной поверхности. Попутно они разносят споры, семена и тем самым способствуют расселению растений и грибов.

Учитель биологии.

Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Таким образом, бактерии и грибы — это организмы-разрушители. При разложении органических веществ выделяется тепло, т. е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера, так как многие продукты распада органических веществ ядовиты.

Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот.

Учитель географии.

Давайте закрепим пройденный материал. Сейчас каждая группа сформулирует по 1 вопросы и задаст их другой группе.

1гр- 2 гр. 2гр. – 3 гр. И т.д..

Приблизительные вопросы –

1. Когда на Земле появились первые живые организмы?

2. Что такое биосфера?

3. какую роль играют растения в биологическом круговороте?

4.Равномерно ли распределены организмы в биосфере?

5. Какие участки биосферы заселены живыми организмами наиболее густо?



Вопрос ко всем группам. – Какое царство играет наибольшую роль в жизни природы? Почему?

Учитель биологии.

А теперь подведем итоги нашего урока.

цвета. У вас на столах есть стикеры разного Зеленый стикер- узнали много нового, оранжевый- хотел бы узнать подробнее, розовый стикер- уже знал.

Каждая группа подходит к доске где вывешены таблички с изображением всех 4 царств живой природы и наклеивают стикеры.

Например- много узнал про грибы, знал про растения и хотел бы узнать про животных.

Учитель географии.

В заключении хочется сказать. Ребята берегите и любите природу, относитесь к ней бережно, и будьте внимательны. Ведь у нас с вами одна общая родина наша планета Земля, которая на сегодняшний день является единственной живой и обитаемой планетой.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!