СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Урал в произведениях П.П.Бажова" (8 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный (география + литература) урок, который можно провести при изучении природного района - Урала. Урок рассчитан на два часа. Требуется предварительная подготовка с обучающимися (сообщения, выступления). К данному уроку прилагается презентация, которая опубликована отдельно. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Урал в произведениях П.П.Бажова" (8 класс)»


Каварзина Л.А., учитель географии МБОУ «Бокситогорская СОШ № 3»


Тема урока: «Урал в произведениях Павла Петровича Бажова»


Класс: 8

Тип урока: интегрированный (география + литература), бинарный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, атласы, карточки с текстами, сборники произведений П.П.Бажова, коллекция минералов и горных пород, рисунки по сказам, рельефная карта Урала, плакат с изображением природы Уральских гор, раздаточный кроссворд «Занимательные минералы», плакат с эпиграфом к уроку.


Цели урока:

образовательные - сформировать у обучающихся знания о природе, населении, хозяйстве природного района Урала посредством литературных произведений – сказов П.П.Бажова;

воспитательные – продолжить формирование жизненно необходимых качеств: работоспособности, самостоятельности, способности к сотрудничеству, уважения к другим;

развивающие – формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы.


Задачи урока: изучить особенности Урала с помощью разнообразных методов и приёмов организации работы на уроке, включая парную работу; закрепить навыки работы с картами и литературными текстами; продолжить развивать умения осуществлять межпредметные связи на уроке.


Ход урока:


Уважаемые, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - интегрированный по географии и литературе.

На уроках географии вы изучаете природные районы России. И вот наступила очередь познакомиться поближе с Уралом. Я предлагаю вам рассмотреть величие, красоту и значение Уральского природного района глазами замечательного человека Павла Петровича Бажова, который родился и жил на Урале, создавал уникальные произведения, описывающие родной край и народ.


СЛАЙД № 1 (название темы урока)


Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда….



СЛАЙД № 2 (ГП Урала на физической карте)


Мы знаем, что Урал является границей между двумя частями света Европой и Азией. Он протянулся вдоль меридиана 60-ого градуса восточной долготы почти на две тысячи километров. Переводится название «Урал» как «пояс» с тюркского языка. У герцинских гор было много названий: в античные времена их называли «Рифейские горы», до 17 века – «Камень», «Каменный пояс». Название «Урал» с 18 века мы можем найти в работах историка и географа Василия Никитича Татищева, который заимствовал это название с языков местных народов: «ур» - по – мансийски, и «урэ» - по-эвенски переводятся как «гора».

Древними обитателями района были башкиры, удмурты, коми, ханты, манси, местные татары. Первые поселения русских появились в верховьях Камы. Поселенцы занимались охотой и рыболовством. В 15 веке купцы Калинниковы открыли на Урале первые солеварни (ныне город Соликамск). С середины 16 века наблюдается увеличение числа русских, проживающих на территории, в связи с открытием залежей железных руд и дальнейшей их добычей. В 18 веке отмечается развитие горнозаводской промышленности. И надо отметить, что именно В.Н.Татищев выбрал место промышленного центра – ныне город Екатеринбург. История развития будущей металлургической промышленности неразрывно связана и с семьей Демидовых.

Предлагаю отметить одну из уникальных ролей Урала на карте не только России, но и мира: «Он азиатскому материку пришёлся каменным порогом»!


Слайд № 3 (обелиски и памятники на уральской «границе» между частями света Европой и Азией)


Уникальна природа гор. Они имеют плоские или округлые вершины, покрытые каменными россыпями. По особенностям рельефа, геологическому развитию, климату Урал делится на следующие природные районы: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Некоторые географы отдельно выделяют Пай-Хой. На Полярном Урале – тундра и снега. На Среднем Урале – леса. Южный Урал находится в лесо-степной зоне.

Урал богат своими реками, но здесь они маловодные, так как текут по горам своими верховьями. Всем известны реки: Печора, притоки Камы – Чусовая, Белая, Уфа, Вишера; реки Тобол, Тагил, Урал. Озёр на Урале мало. Поэтому проблема водных ресурсов, нехватка чистой воды в районе ощущается очень остро (работа с физической картой Урала в атласе).

Предлагаю сравнить природные районы Уральских гор и определить по фотографиям, где находится Полярный, Приполярный, Северный и Южный Урал.

СЛАЙД 4 (фото)

Обучающимся раздаются карточки с таблицей «Сравнительная характеристика зон Урала». Организуется работа с таблицей, делаются выводы, определяется соответствие района Урала и фотографии.

На карточках следующая информация:


«Сравнительная характеристика зон Урала»


Черты природы

Приполярный Урал

Средний Урал

Южный Урал


1. Расположение на Урале


К югу от Полярного до Северного Урала, до горы Тельпосиз



Между Северным и Южным Уралом от горы Конжаковский камень до горы Юрма



К югу от горы Юрма


2. Высшие вершины


Гора Народная 1895 метров, самая высокая часть Урала



Гора Качканар 878 метров, самая низкая часть Урала, наиболее освоен



Гора Ямантау, самая широкая часть Урала


3. Общий характер рельефа


Дик и суров горный узел, глубокие ущелья, склоны крутые. Вершины острые, ледники, каменные поля, курумы (каменные реки)


Сглаженные хребты, округлые вершины


Особенно красив, среднегорье, сглаженные вершины, живописные долины рек, много озёр


4. Высотная поясность


Снега, гольцы, тундра, лесотундра, северная тайга


Темнохвойные леса


Тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи



Ребята, вы знаете, что Уральские горы богаты минеральными ресурсами? Это настоящая кладовая полезных ископаемых страны. Здесь около тысячи видов минералов, расположено более десяти тысяч месторождений полезных ископаемых! В Предуралье залегают нерудные полезные ископаемые (каменный уголь, калийные соли, нефть), а в Зауралье – рудные (железные руды, медные руды). Много месторождений золота, асбеста. В бассейне реки Вишера найдены алмазы. Урал занимает первые места в мире по запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей. Здесь находятся комплексные руды, такие как, железные руды с титановыми, никелевыми и хромовыми примесями, медные руды с цинковыми добавками, серебром, золотом, а также расположены месторождения бокситов и марганца.


На территории Урала много охраняемых территорий. Но сегодня особо хочется сказать о самом известном заповеднике – Ильменском, где под охраной находятся минералы и горные породы.


Сообщение обучающегося об Ильменском заповеднике и минералогическом музее (готовится до урока).


СЛАЙД № 5 (схема Ильменского заповедника)


Ребята, а теперь предлагаю познакомиться с некоторыми минералами, которые встречаются на Урале.


СЛАЙД № 6, 7, 8. 9, 10, 11

На парты обучающимся выдаются коллекции горных пород и минералов.


Пришло время поразмышлять над содержанием четверостиший и угадать, о каком минерале идет речь.

( выдаются листочки с названиями минералов)


СЛАЙДЫ № 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Самый красивый,
Самый богатый.
На весь мир знаменит
Весь зелёный МАЛАХИТ

На мрамор он похож в природе,
Его используют в народе,
Красивый он имеет вид
Уральский камень РОДОНИТ

Голубого и неба чистого
Камень цвета морской волны.
Красотою он одарит
Небесно красивый наш ЛАЗУРИТ.

От болезней всех излечит,
Утолит печали вмиг,
Самый яркий он в шкатулке
Наш Уральский СЕРДОЛИК

Камень полудрагоценный,
Цветом, словно, малахит,
Красотой своей прекрасной
Удивит АМАЗОНИТ

Словно солнечное утро -
Так прекрасен его вид.
Это камень всем известный.
Он зовётся РИОЛИТ

Сколько блеска и сиянья
Этот камушек собрал.
В гости нас к себе позвал
Прозрачный камушек ОПАЛ

Будто в сказку попадаешь,
Озаряет светом он.
Полюбуйтесь все ребята
Это камень ХАЛЦЕДОН

Чтобы получился минерал,
Он годами под землёй лежал.
На возникновение его природа повлияла,
Она его, то грела, то ветром обдувала.

Минералы отличаются друг от друга красотой окраски, блеском, игрой цветов, характерным внутренним “огнём”, сверканием, прочностью, сохраняемостью при носке, для чего они должны быть твёрже кварца, быть редкими, незаурядными.

СЛАЙД № 20


Красоту, сущность и трудолюбие народа, проживающего на Урале, отразил в своих сказах Павел Петрович Бажов. И эпиграфом ко второй части урока я хочу взять слова Бажова «Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется».


СЛАЙД № 21 (портрет П.П.Бажова)


То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря,

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая, Урал-земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

(Людмила Татьяничева)



Далее, два подготовленных обучающихся, рассказывают о биографии П.П.Бажова, о его произведениях.


СЛАЙД № 22 (обложки книг с произведениями писателя)


Мысль написать художественное произведение на основе ещё малоизвестного уральского рабочего фольклора у Павла Петровича зрела давно. Вместе со своими старшими детьми он обошёл все заводские посёлки, близкие к его родине, беседуя со старожилами.

Всем нам известны сказы Бажова. Кому-то понравился сказ «Малахитова шкатулка», а кому-то, «Серебряное копытце» или «Голубая змейка». Все они завораживают, интригуют, напоминают сказку. Но это не сказки.

Чем же сказы отличаются от сказок? А отличаются они тем, что в описываемые в них события верили люди, особенно близкие своей жизнью, профессией, характером труда к героям этих произведений. В сказах, как и в сказках, есть чудеса, фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи. Для правильного понимания сказа важно обратить внимание на рассказчика, который обычно причастен к событиям повествования.

При чтении сказов, особенно вслух, создается впечатление, что слышен голос рассказчика, сказывающего интересную историю. Это и есть сказ как особая литературная передача живого языка повествователя, как особая форма литературного произведения. Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

И теперь обратим внимание на сказы П.П.Бажова. Я предлагаю игру: необходимо соотнести предложенную картинку и название сказа, к которому эта картинка относится. А проведёт игру Хозяйка Медной горы (одна из обучающихся в костюме Хозяйки Медной горы, который готовится специально для урока).


СЛАЙД № 23 (рисунок с изображением Хозяйки Медной горы)

Хозяйка Медной горы выносит малахитовую шкатулку, в которой лежат картинки, и предлагает ребятам узнать, кому принадлежат вещи на картинках, которые она в ней хранит:

картинки

герои, название сказа

малахитовые серьги

Танюшке,; «Малахитовая шкатулка»

дурман-цветок

Даниле-мастеру; «Каменный цветок»

веточка крыжовника

Митюхе; «Хрупкая веточка»

старая лопата

Федюньке; «Огневушка-поскакушка»

две подошвы

приказчику Северьяну; «Приказчиковы подошвы»

пёрышко

Илье; «Синюшкин колодец»

зеркальце

Таютке; «Таюткино зеркальце»

голубой платочек

Огневушке; «Огневушка-поскакушка»

маленькая пуговка

Танюшке; «Малахитовая шкатулка»

кошелёк с камешками

Ваньке Сочню; «Сочневы камешки»

СЛАЙДЫ № 24 (малахитовая шкатулка)

Ну, а теперь я предлагаю заглянуть в малахитовую шкатулку, в которой лежат драгоценности из минералов и драгоценных камней и попытаться угадать, какие материалы использовались для изготовления этих сокровищ.

СЛАЙДЫ № 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31

Пришло время познакомиться с Уралом по сказам Павла Петровича Бажова. Мы будем работать со сборником «Малахитовая шкатулка» (выдать на каждую парту), который вышел в свет в 1985 году и был выпущен издательством «Просвещение».

Работаем по следующим вопросам:

1) Природа Уральских гор, изменения природы, связанные с деятельностью человека: стр. 278, «Золотой волос»; стр. 106 в сказе «Две ящерки»; стр. 64, «Каменный цветок».

2) Поиск и разработка месторождений: стр. 200-201, «Золотые дайки»; стр. 242, «Синюшкин колодец»; стр. 170, 174 «Про великого полоза»; стр. 162-163 «Кошачьи уши».

3) Описание недр Уральских гор: стр. 23 «Медной горы Хозяйка»; стр. 66 «Каменный цветок».

4) Население, его занятия: стр. 21, «Малахитовая шкатулка»; стр. 60-61, «Каменный цветок»; стр. 84, «Хрупкая веточка»; стр. 161 «Кошачьи уши»; стр. 278, «Золотой волос».

5) История Урала: стр. 161 «Кошачьи уши»; стр. 170, 174 «Про великого полоза».

6) Характеры людей: стр. 173 «Про великого полоза».

Вот мы и познакомились с Уралом через произведения Павла Петровича Бажова. Теперь я хочу предложить вам сделать творческую работу, которая заключается в составлении словаря непонятных слов по сказам. Работать вы будете в парах. Но одно важное условие – вы должны работать только с географическими понятиями. Например, при описании горных шахт, речь идёт об «обальчике», который не привлекает людей, добывающих горное сырьё. Из текста мы понимаем, что «обальчик» – это пустая порода… Обучающиеся выполняют творческое задание: составление словаря географических слов, которые сегодня не применяются в речи. Если возникают трудности, то можно предложить рассмотреть тексты, в которых есть такие слова, как нязи (лесостепь в долине реки Нязь), жило (поселение), соковина (шлак медеплавильного и доменного производства), троицкая вода (летнее половодье), обманка (полезное ископаемое, которое обманывает своим сходством с другими), жужелка (самородок золота) и другие.

После выполнения работы, предлагается каждой паре обучающихся рассказать об одном географическом понятии, которое использовалось в текстах сказов Бажова. Подводятся итоги работы на уроке. Наиболее любознательным обучающимся предлагается выполнить домашнее задание – разгадать кроссворд «Занимательные минералы» (Приложение № 1).









Приложение № 1

Кроссворд “Занимательные минералы”









1о



















п





2д













1х

а

л

ц

е

д

о

н













л





л












3я




2з

м

е

е

в

и

4к









ш







р



в









м


5м





и



а









3а

м

а

з

о

н

и

т



р











л








ц








6р


4л

а

з

у

7р

и

т



и


8к


9а




о



х



и





т


в


г

5с

е

р

д

о

л

и

к


о







а


а




о



т



6л

а

б

р

о

д

а

р

и

т




н






и







ц





7м

и

а

с

с

к

и

т













т


















По горизонтали: 1. Одноцветный кварц, который помогает справиться с душевной слабостью и унынием.  2. Двухцветный камень, который является символом дружбы.  3. Минерал голубоватого или зеленоватого цвета с богатой внутренней игрой или шелковистым блеском, помогающий улучшить вид кожи и врачевать нервные истощения.  4. Камень цвета ультрамарина, который считается камнем Юпитера, а в народе этот камень называли “Лечебный камень”. 5. Камень, отпугивающий злых духов, оберегающий от колдовства; яркой оранжевой, жёлтой или красной окраски.   6. Серовато-чёрный гладкий камень, который приносит богатства; камень – амулет для путешественников.  7. Светло серый дымчатый камень, который приносит спокойный сон, отгоняет ночные кошмары, лечит заикание. 

По вертикали: 1. Переливчатый с радужным сиянием драгоценный камень, предохраняющий от чумы, который в качестве талисмана гарантирует успех во всех начинаниях; считается камнем Луны. 2. Абсолютно чёрный камень, как сажа.  3. Камень, который бывает почти всех цветов, постоянное ношение которого усиливает обоняние; считается камнем Марса.  4. Камень коричневого цвета, приносит счастье в сердечных делах, благоприятствует постоянству чувств.  5. Самый известный камень Урала, который ценится из-за своего цвета, а главное рисунка.  6. Камень цветом разводами марганца.  7. Камень тротуарного цвета, который обеспечивает симпатию окружающих и удачу в делах 8. Второе название камня “Кошачий глаз. ” 9. Полудрагоценный, разнообразной окраски камень с восковым блеском, разновидность кварца, спасает от сглазов, ядов, даёт долголетие и здоровье; считается камнем Меркурия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!