СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного занятия по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" (литература, МХК)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой  конспект занятия, к которому даны приложения: Опорный конспект, сообщения учащихся, карточки с заданиями. Подробно расписана деятельность учителя и примерные ответы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" (литература, МХК)»

Конспект интегрированного учебного занятия «Рассказ Куприна «Гранатовый браслет»» в 11 классе

Образовательное учреждение

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно-заочная)»

Учитель

Краузе О.А.

Должность

Учитель русского языка, литературы, искусства (МХК)

Предмет, класс

Литература, 11 класс

УМК

Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой – Москва, «Дрофа», 2011

Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ.

Тема

Рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Цель

сформировать представления учащихся о художественном своеобразии прозы А.И.Куприна;     провести комплексный анализ рассказа; раскрыть трагическую историю любви «маленького человека»; развивать навыки творческого чтения; воспитывать нравственную культуру учащихся.

Задачи


обучающие

развивающие

воспитательные

  • формирование представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

  • ознакомление учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;

  • расширение сведений о комплексном анализе произведения на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа, рассмотрение проблематики рассказа, его сюжетно-композиционных особенностей, своеобразия художественных образов,

  • закрепление знаний о понятии «художники-передвижники»; углубление и расширение представления об их творчестве.


  • совершенствование навыков учащихся по анализу художественного произведения: развитие умения выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;

  • развитие навыков исследования художественного текста, сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы;

  • формирование у учащихся собственного отношения к событиям и героям рассказа, умения отстаивать собственную точку зрения; развитие приёмов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

  • развитие навыков ассоциативного мышления, музыкального образного мышления, познавательного интереса через произведения искусства.

  • воспитание нравственных качеств учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);

  • формирование эстетического восприятия через различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;

  • воспитание внимательного отношения к слову.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по элементам рассказа.

Тип урока

Интегрированный урок (литература, МХК), урок изучения нового материала (анализ прозаического текста)

Используемые технологии

Элементы технологии критического мышления, ИКТ, проблемно-диалогической технологии, индивидуально-дифференцированной технологии

Приемы

Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог, приемы «кластер», «чтение с остановками», «чтение с пометками»

Время реализации урока

2 урока по 45 минут (Литература и МХК)

Оборудование

Ноутбук, проектный экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки), фрагменты текста рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. Ван Бетховена, романса Л.Квинт «Гранатовый браслет», фрагмент видеофильма «Гранатовый браслет».



еизвестная


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный, мотивационный

Цель: включение учащихся в учебную деятельность; актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Приветствие учащихся, проверка наличия необходимого оборудования. Обеспечение положительной обстановки на уроке: психологического настроя, привлечения внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности: работа с опорным конспектом (Приложение №1)

Ангелы называют это небесной отрадой, черти — адской мукой, а люди - ... 

Мы посмотрели фильм «Гранатовый браслет» Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Составьте ассоциативный ряд к слову «Любовь»

У каждого из вас свое понимание значения этого слова.

А для героев повести Куприна?

А для автора?

На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе урока.

Для работы на сегодняшнем уроке у нас будет опорный конспект (ОК). Запишите, пожалуйста, наш вопрос.

Подготовка к уроку





Любовью



О любви


Зачитывают

Герои повести тоже по-разному понимают. Что такое любовь.

Высказывают разные точки зрения



Запись в ОК

№1

ЭТАП 2

Определение темы урока, целеполагание

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется тема и цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Перед вами карточки, на которых содержатся высказывания героев и самого автора о любви (Приложение №2)

Какое из них вам ближе?

Опираясь на данные высказывания, определите тему сегодняшнего урока.



Какое из высказываний соответствует теме?

Запишем тему урока в ОК.

Попробуем сформулировать цели нашего урока?




Зачитывают высказывания:

Это любовь или сумасшествие

Любовь …одна дороже самой жизни

Любовь … не боится смерти

Любовь … великий дар или проклятие

Любовь должна быть трагедией


Ученики формулируют цели урока (с коррекцией учителя):

- проанализировать рассказ Куприна;

- раскрыть трагическую историю любви героя;

№2

ЭТАП 3

Содержательный

Цель: согласование учебной деятельности, направленной на достижение целей урока, побуждение к чтению, саморазвитию и самообразованию

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1.Мы познакомились с содержанием рассказа, прочитав важные эпизоды, а также просмотрев художественный фильм-экранизацию произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Назовите режиссера этого фильма?



Краткое сообщение-справка заранее подготовленного учащегося о режиссере А.Рооме (Приложение №3)

№3

2.Рассказ «Гранатовый браслет» - это произведение о самом главном - о любви, о том, ради чего и во имя чего на свете стоит жить.  К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви». А вы знаете,   что в основе  этого произведении положена  реальная история? 





Сообщение учащегося об истории создания рассказа

(Приложение №4)

№4

3. Посмотрите на картину И.Е.Репина. Она называется “Торжественное заседание Государственного совета”. Какое же отношение она имеет к теме урока?



Сообщение учащегося о картине Репина (Приложение №5)

№5

4. Какова главная цель нашего урока?

Можно ли сделать это без обращения к тексту произведения?

Обратимся к эпиграфу рассказа (на слайде)

В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа?



Правильно. Тема Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2) сопряжена с темой истинной любви и истинной жизни; это один из приемов кольцевой композиции.

Эта музыкальная тема дает исключительную завершённость произведению – от эпиграфа к последней сцене.

А что мы знаем об этом великом произведении Бетховена?

Проанализировать произведение.

Нет.


- Эпиграф связан с историей написания рассказа.

- Это музыкальное произведение очень важно для героя, влюбленного в княгиню.

-Эта музыка завершает произведение.




Сообщение-справка учащегося о произведении Бетховена на фоне музыки (Приложение №6)

№6

5.Обратимся непосредственно к тексту произведения. Перед вами фрагмент начала рассказа – описание пейзажа.(Приложение №7)

Прочитайте и сделайте пометки: подчеркните художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), с помощью которых А.И. Куприн передает состояние природы.

Выпиши в ОК по одному примеру.



Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности - запахов. Подтвердите текстом.







Какова общая тональность пейзажных зарисовок? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?


Работа с текстом: чтение с пометками

эпитеты (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый  ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафоры (тяжело лежал  густой туман), сравнения (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворения (сад покорно засыпал: звезды дрожали). 

Запись в ОК

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой − наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою  георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый,  грустный запах.

Пейзажные зарисовки во многом  предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний   мир героев, передают их настроение. Противопоставляется   скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бедного   чиновника.

№7

6.В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина ждет гостей. Кто приезжает в ней в гости?




Попробуем составить кластер «Система образов героев». Он может получиться у всех разным.

Что-то вызвало затруднения при составлении кластера?

Вера Николаевна Шеина

Василий Львович- муж

Анна Николаевна – сестра

Николай Николаевич – брат

Генерал Амосов – дедушка

Георгий Желтков (Г.С.Ж.)

Составление кластера в ОК и проверка

Не вызвало затруднений определить место главной героини, круга близких ей людей, вызвал затруднение следующий вопрос: «Куда поместить влюбленного Желткова?» Обсуждение.

№8

7.Кого автор противопоставляет главной героине рассказа?

Я вам прочту фрагмент рассказа – характеристику сестер. (Приложение №8)

В процессе чтения заполните сравнительную таблицу – характеристику.

Какие ощущения возникают при сравнении двух сестер? 

Почему же Желтков полюбил недоступную, гордую Веру, а не веселую    жизнерадостную Анну?



Сестру Анну.



Работа с таблицей в ОК.


Слушая описание внешности Анны, возникает чувство жизни, жизненной силы.   В Анне всё напоминает пламя, огонь, искры.  

 Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но   холодную и недоступную.

Наверное, у каждого есть свой идеал женщины.

Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви.

№9

8. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? Соотнесите героя и подарок в ОК



Имеют ли эти подарки какой-то смыл? Говорят ли об отношении этих людей к Вере Николаевне? 







Чтение с остановками

Обратимся к тексту и прочитаем описание браслета (Приложение №9)

1)Чем отличался этот подарок от остальных?

2)В чем достоинство браслета?

Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

3) Что мы понимаем о хозяине подарка? Какие ассоциации с героями русской литературы вызывает каллиграфический почерк героя?


Можем ли мы отнести героя к типу «маленького человека»?

4)Чем браслет был дорог Желткову?

Какой мистической силой, по мнению Желткова, обладает браслет?




5) Какие слова вносят тревожную ноту в это описание? Подтвердилась ли вера Желткова в силу браслета?



6) Как вы думаете, почему гранатовый браслет вынесен в название рассказа?

Какова дальнейшая судьба браслета? Где он останется? Почему?

Работа в ОК

От сестры маленькую записную книжку в удивительном переплете.

От мужа прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин.

От Желткова – гранатовый браслет.

Дорогая записная книжка, подаренная Анной, переделана из молитвенника (кощунство)

Пылкие чувства Василия Львовича  прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок   только некоторое количество «презренного металла». Кроме того, считается, что жемчуг приносит несчастье и слезы.

А Желтков подарил самое дорогое, что у него было.



Все остальные подарки были дорогими, а этот «был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами»,

но посередине был очень редкий зелёный гранат.



Говорит возвышенно. Человек грамотный, образованный. Уважительно обращается к Вере.

Такой же почерк был у героя повести Гоголя «Шинель» Башмачкина.

Да.

Это семейная реликвия.

Женщин наделяет даром предвидения, а мужчин ограждает от насильственной смерти.

Браслет в сравнении выглядит низкопробной безделушкой, но Желтков в отличие от других дарит самое ценное, что у него есть.

Да, Вера Николаевна почувствовала тревогу с первого взгляда на браслет «точно кровь», «алые кровавые огни», а после разговора мужа и брата с Желтковым почувствовала, что «этот человек убьет себя».

Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя.

В церкви у иконы Богоматери.

Вера Николаевна обожествляется Желтковым.

№10














№11

9. По-настоящему   серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией   автора? Какую роль играет этот персонаж в повести?


Да, именно ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”.

Как вы думаете, со взглядом на любовь кого из героев созвучно мнение Куприна?




Это мужественный, честный, благородный человек. Отношение к нему героев и Веры, в первую очередь, вызывают доверие. Потому прозвучавшее в устах   Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно.


Генерала Аносова.


№12

10. Перед смертью Желтков оставляет прощальное письмо для Веры Николаевны. Вспомним его содержание (прослушать отрывок).

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?




Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывает Желтков в слова «Да святится имя Твоё». Почему слово «Твоё» написано с прописной буквы?

Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека, его социального положения или “любовь” выпадает человеку как выигрыш в лотерею?

Выразительное чтение фрагментов письма подготовленным учащимся (Приложение №10)


Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Он нисколько не винит Веру в своей смерти и даже не сообщает о ней.


Он почитает Веру, как Бога. Она – его божество


По мнению А.И. Куприна, любовь выпадает человеку случайно.

Это божественный дар.


№13

ЭТАП 4

Контроль и коррекция усвоения изученного

Цель: организация первичного контроля усвоения изученного материала, способствование устранению личностных затруднений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы:

1. Слабый или великий Желтков? В чем заключался талант любви Желткова?

2. Нужно ли было Желткову уходить из жизни?.

3. Сила или слабость героя проявляется в его поступке?

4. Осуждаете или оправдываете вы Желткова?





5. Почему автор закончил рассказ трагической развязкой?

6.Какой видит писатель истинную любовь? 







Вернемся к теме нашего урока. Вам ничего не хочется изменить в теме урока? Почему?


У Жана Батиста Мольера есть такие слова:

В душе померк бы день,

И тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно

Что не жил…

Дискуссия

-Желтков слабый , безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь.

-Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности.

-Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.

-Желтков покончил жизнь самоубийством, так как у него не было выхода.

-Всегда есть выход, и кончать жизнь самоубийством – глупость.

Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

-Смысл жизни есть любовь - основа всего земного. Это высшая истина.

-Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

- Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к  идеалу.

-Это величайшая тайна в мире. 

Предлагают убрать последнее слово, поставить восклицательный знак

Любовь должна быть!

№14


















№15

Произведение Куприна вдохновило многих писателей, поэтов, художников на создание ими произведений. Мы посмотрели фильм, на сценах театров идут спектакли, художники создали иллюстрации к рассказу.

Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма (поездка Веры к Желткову). Какое произведение живописи напомнила вам эта сцена?

А что вы знаете об этом художнике?




А что вы можете сказать о картине «Неизвестная»?



В чем состоим мастерство художника? Используйте в своем ответе известные вам искусствоведческие термины.











Мы прослушаем сейчас романс в исполнении М.Аверина «Гранатовый браслет».  Музыка Лоры Квинт, стихи Ольги Клименковой. Видеорядом служат иллюстрации художников

В. Якубича, П. Пинкисевича, А. Айдиевой, В. Конопкина к рассказу, кадры из фильма.

Мы познакомились с историей чистой, наивной любви, на пути  которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели  проникнуть в мысли и чувства героев. После прочтения произведения осталось  много вопросов:

Чем было чувство Желткова – настоящей любовью, или   сумасшествием?

Чем была смерть героя – малодушием или силой? Как   сложится жизнь Шеиных через 10, 20 лет?  

Ни одного человека не оставляет равнодушным эта история любви. 





Просмотр фрагмента фильма.


Картина И.Н.Крамского «Неизвестная»

- художник 2 половины 19 века,

- художник-передвижник,

- возглавлял движение художников-передвижников,

- писал много портретов.

Картина вызывает много вопросов, на которые невозможно ответить: Кто эта женщина? Куда или откуда направляется? Почему у нее на глазах слезы?

Фон картины - зимний городской пейзаж: дома - словно в дымке, небо - нейтрально белого цвета. Лёгкий прозрачный фон контрастирует с тёмным пятном силуэта  женщины в коляске. Интересна композиция картины. Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект - главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Потом мы обращаем внимание на то, что героиня одета дорого и со вкусом. Темно-синяя шуба, отороченная серым мехом, украшенная шелковыми лентами в тон шубы. Кокетливая муфта, тонкие перчатки и тяжелые золотые браслеты на изящной ручке. Берет украшен белым пером и жемчужинами. Мастер прекрасно передает фактуры шелка, бархата и меха.

Просмотр видеоролика







№16




















№17-20

ЭТАП 5

Рефлексия. Оценка. Итог

Цель: инициация рефлексии собственной деятельности учащихся; фиксация неразрешённых затруднений как направления будущей учебной деятельности;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

В заключение нашего урока я предлагаю вам выполнить творческое задание по опорному конспекту на тему «Любовь в рассказе Куприна». Выполните одно из заданий в течение 5 -7 минут:

  1. Написать синквейн

  2. Свободное письмо

Оцените сами свою работу на уроке

Итоговая отметка за урок будет состоять из оценки:

- за творческое задание (после проверки учителя),

- за работу с опорным конспектом,

- самооценки деятельности в течение урока.

Спасибо за работу.

Звучит  фрагмент “Аппассионаты” Л.В.Бетховена, ученики работают над творческим заданием.



Работа в ОК


Самооценка деятельности в течение урока. (Оценка выставляется в ОК)




№21-22








№23



Вниманию учащихся представляется репродукция или слайд картины

«Неизвестная

Индивидуально-дифференцированные задания к интегрированному уроку:

  1. История создания рассказа “ Гранатовый браслет”

  2. Выразительное чтение предсмертного письма Желткова

  3. Сообщение о художнике И.Е.Репине и его картине

  4. Сообщение о сонате Бетховена “Аппассионата”

  5. Сообщение о режиссере А.Рооме

  6. Сообщение о картине И.Н.Крамского «Неизвестная»





























Опорный конспект урока по теме:______________________________________________________________ Приложение №1


    1. Ассоциативный ряд к слову «Любовь» _______________________________________________

    2. Главный вопрос урока _____________________________________________________________

    3. Особенности композиции __________________________________________________________

    4. Пейзаж в начале рассказа. Выпишите примеры изобразительно-выразительных средств:

эпитет_________________________________________________

метафора_______________________________________________

сравнение______________________________________________

олицетворение _________________________________________

    1. Кластер «Система образов героев»





    1. Сравнение героинь рассказа

      Анна

      Вера





  1. Подарки для Веры

Василий Львович Шеин

Гранатовый браслет

Анна Николаевна Фриесе

Серьги с жемчугом

Георгий Степанович Желтков

Записная книжка


  1. Творческое задание «Любовь в рассказе Курина»

Свободное письмо________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

или Синквейн ______________

______________ ______________

______________ ______________ _______________

______________________________________________

______________

  1. Самооценка:

  • Я работал на уроке активно (2 балла)

  • Я ответил на несколько вопросов (1 балл)

  • Я был пассивен (0 баллов) Оценка за урок _____


Приложение №2

1.Генерал Аносов «… мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной».

«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано – «сильна как смерть»!» 

2.Куприн: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».  

3.Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» 
4.Желтков: «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Да святится имя Твое…» 
5. Василий Львович Шеин: «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования» 

«Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».


Приложение №3

Абра́м Матве́евич Ро́ом — советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР. В 1935 году, после фильма «Строгий юноша», вызвавшего недовольства советского руководства, он был лишен всех постов и наград. Был реабилитирован после смерти Сталина и назначен на должность режиссёра киностудии «Мосфильм». Абрам Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах. Вместе с тем режиссер постоянно искал новые решения и формы в кино, пытаясь расширить границы классического искусства. Абрам Ромм сравнивал профессионального актера с мастером техники, некой машиной, сконструированной по последнему слову биомеханики. Однако Абрам Ромм прославился не только как режиссер, он также был талантливым сценаристом . В 1956 году Роом обратился к теме ответственности врачей, которые во чтобы то ни стало должны спасать человеческие жизни. В итоге появился фильм «Сердце бьется вновь…». В 60-е маэстро режиссировал картины по мотивам произведений русских классиков. В частности, речь идет о лентах «Гранатовый браслет» (по Куприну, 1964 год), «Цветы запоздалые» (по Чехову, 1969 год). Последний свой фильм «Преждевременный человек» он снял в 1971году.

Умер 26 июля 1976 года. 


Приложение №4

Эта история произошла в реальной жизни. Княгиню Веру Николаевну Шеину – предмет безответной любви Желткова, звали Людмилой Ивановной Любимовой. Княгиней она, правда, не была, но относилась к знатному роду и в девичестве носила фамилию Туган-Барановская. Предки ее были татарскими князьями, служившими у литовских и польских королей, а затем у русских царей. Муж Людмилы Ивановны, Дмитрий Николаевич Любимов, был камергером двора Его Императорского Величества, Помощником статс-секретаря государственного совета. В рассказе Куприна это князь Василий Львович. Известный в России экономист, профессор Туган-Барановский, автор монографий “Русская фабрика”, “Периодические экономические кризисы” был родным братом героини повести и автору повести приходиля свояком, т.е. они были женаты на родных сестрах. История, случившаяся в семье Любимовых, стала известна Куприну и послужила сюжетом для “Гранатового браслета”. А началась она так. Людмила Ивановна стала вдруг получать от неизвестного человека письма с признанием в любви. Прочитывая их, можно вполне представить себе личность влюбленного, его сословие и профессию. Вполне осознавая свое социальное неравенство с предметом обожания и не рассчитывая на взаимность, он продолжал писать, не получая при этом не только знаков внимания, но и ни одного ответа. Так продолжалось два или три года, почти каждый день – новое письмо.

В доме Любимовых история сначала была воспринята как забавный случай, затем к письмам телеграфиста потеряли интерес и перестали читать. И вдруг подарок – гранатовый браслет, что было воспринято в семье как оскорбление. Особенно возмущался брат Людмилы Ивановны – Николай, человек с барскими замашками, тщеславный и высокомерный. В повести Куприн так и оставил его Николаем. Брат и муж Людмилы Ивановны отправились для объяснений к дарителю. Дмитрий Николаевич Любимов, личность великодушная, аристократически тонкая, отнесся к чувствам человека из низов без гнева и осуждения.

У главного же героя повести телеграфиста Желткова в жизни была странная фамилия – Желтый. Браслет был возвращен, и телеграфист дал слово больше не писать. Тем и закончилась эта история. Трудно сказать, что побудило Куприна продолжить повесть и завершить ее так безнадежно.



Приложение №5

Именно Дмитрий Николаевич Любимов был консультантом Ильи Ефимовича Репина, когда художник работал над картиной “Торжественное заседание Государственного совета”.

Правительственный заказ на эту огромную картину Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине). Подобные работы предполагают наличие не только портретного, но и выдающегося композиционного мастерства. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения. Условия кратких портретных сеансов при выполнении этюдов требовали от художника чрезвычайной концентрации внимания - эти условия были почти экстремальными. Основополагающей в характеристиках большинства персонажей стала важная сосредоточенность, с которой высокопоставленные чиновники, величаво и в то же время деловито, несут бремя государственной службы. Колористический строй портретов, в сопоставлениях "официальных" цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого - сообщает изображаемому парадную торжественность. Кроме портретных этюдов Репин выполнил несколько эскизов великолепного интерьера Круглого зала Мариинского дворца в Петербурге, где происходило заседание. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. В осуществлении работы принимали участие ученики Репина из его академической мастерской: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов, затем они дорабатывались самим мастером. Центр картины целиком написан Репиным.

Репин нашел на полотне место и для Любимова – он у колонны в камергерском мундире.


Приложение №6

Соната для фортепиано № 2 ля мажор, op. 2 № 2 — сочинение Л. ван Бетховена, написанное в 1794—1795 годах в Вене и посвящённое Йозефу Гайдну.Соната для фортепиано № 2 Людвига ван Бетховена состоит из четырёх частей: 1) Allegro vivace, 2) Largo appassionato, 3) Scherzo. Allegretto, 4) Rondo. Grazioso.

Вторая часть сонаты, Largo appassionato, и упоминается в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

В этой сонате дает себя знать новый, не слиш­ком продолжительный этап развития творческой натуры Бетховена. Переезд в Вену, светские успе­хи, растущая слава пианиста-виртуоза, многочисленные, но поверхностные, скоропреходящие лю­бовные увлечения.

Душевные противоречия очевидны. Покориться ли требованиям публики, света, найти ли путь мак­симально верного их удовлетворения, или идти своим, тяжелым, трудным, но героическим путем? Есть, конечно, и третий момент — живая, подвижная эмоциональность юных лет, способность легко, отзывчиво отдаваться всему, что манит своим блеском и сиянием.

Приложение №7

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега. Обитатели пригородного морского курорта — большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, — поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков. Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.


Приложение №8

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.

Приложение №9

Она отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.

Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.

Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком:

«Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая КнягиняВера Николаевна!

Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение». «Ах, это — тот!» — с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо... «Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и — признаюсь — ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас.

Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал. Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Умоляю Вас не гневаться на меня … Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г. С. Ж.».

«Показать Васе или не показать? И если показать — то когда? Сейчас или после гостей? Нет, уж лучше после — теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним». Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов.


Приложение №10

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей. Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2.Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».

Приложение №11


Картина «Неизвестная» — одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской живописи второй половины XIX века. Появившись на 11-й выставке ТПХВ в 1883 году в Санкт-Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли произведение как обличающее моральные устои общества: В.В.Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске»; художник и критик Н.И.Мурашко — «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам; П.М.Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов». Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась

романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и

светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.






















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!