СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку "Численность населения Крыма"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по курсу Крымоведение. Отражает основные этапы изменения численности населения, содержит практическое задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку "Численность населения Крыма"»

9 класс __________________


Тема: НАСЕЛЕНИЕ КРЫМА: ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВВ.


Цель: сформировать знания о численности населения Крыма и тенденция в ее изменении

Задачи:

образовательные

  • организовать работу с обучающимися по усвоению знаний о динамике численности населения Крыма, естественному движению населения, естественному приросту населения, депопуляции, миграции

развивающие:

  • развивать умение анализировать и сопоставлять информацию

  • развивать графические навыки при построении графиков динамики численности населения

воспитательные:

  • формировать интерес к предмету и потребность в получении новых знаний

  • способствовать расширению кругозора о «малой» Родине-Крыме


Тип урока: изучение нового материала


Ход урока


Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


Сегодня на уроке нам предстоит изучить динамику численности населения Крыма, демографические показатели на рубеже 20-21 века, естественное и механическое движение населения.


Мотивация учебной деятельности


С 14 по 25 октября 2014 года в Крыму была проведена первая перепись населения в составе Российской Федерации. Я думаю, что каждому человеку интересно знать: сколько людей проживает сегодня в нашем «крымском доме», в нашей «крымской семье», тем более, что с 2001 года этим вопросом никто не занимался!


Изучение нового материала


Вспомним:

1.Что называется населением?

2. Как Вы понимаете словосочетание «динамика (состояние движения) численности населения»?

3.Что называется естественным движением населения? (РТ, с.25)

4. Что называется естественным приростом населения, рождаемостью, смертностью, депопуляцией? (РТ, с.25)

5. Что такое миграции и какие виды миграций вы знаете? (РТ, с.26)


Рассказ учителя.


На 1 января 2015года численность постоянно проживающего населения составила 2 284,8 тыс. человек, из них 83% проживает в Республике Крым, а 17% - в городе федерального значения Севастополь. По сравнению с предыдущей переписью 2001 года численность населения Крымского полуострова уменьшилась на 116 тысяч человек (примерно население города Евпатория).

На 2016 год численность населения Крыма составила 2 323 369 чел. По численности населения РК занимает 27 место среди субъектов РФ, а ГФЗ Севастополь – 77 место.


Задание 1. В 2014 году в Крыму число родившихся на 1000 человек населения составило 12,4‰, а умерших-14,7‰. В 2001 году эти показатели составляли 7,4‰ и 14,7‰ соответственно. Рассчитайте естественный прирост населения.


Естественный прирост населения – это превышение количества родившихся над умершими.

По предложенным показателям естественный прирост населения сохраняет отрицательное значение - 2,3‰, что свидетельствует о естественной убыли населения (в 2001 году этот показатель составлял - 6,7‰).


Проблемный вопрос.


Какие положительные тенденции присутствуют в обществе, позволяющие предполагать дальнейшее изменение демографической ситуации в Крыму, которая приведет в перспективе к превышению рождаемости над смертностью?


Задание 2. Охарактеризуйте современную динамику численности населения Крыма, учитывая процессы и естественного, и механического движения

(Сохраняется тенденция естественной убыли населения. Продолжается процесс старения населения. Основным источником прироста являются миграции. С 2012 года наметился слабый рост рождаемости на основе денежных пособий по рождению ребенка)


Миграционный отток населения:

1860-1862 гг. (в Турцию эмигрировали более 130 тыс. крымских татар)

1941-1945 гг. (депортация немцев, армян, крымских татар, греков, болгар)

с 1985г. – репатриация народов

с 1991 г. – миграции на историческую родину

с 2014 г. – трудовая миграция

Положительное сальдо с 2004 года. После 2014 года во внутрироссийской миграции Крым теряет население: наиболее активно крымчане выезжают в такие регионы как Москва, Севастополь, Санкт-Петербург, а также в Московскую область и Краснодарский край. Однако этот отток с лихвой компенсирует приток граждан Украины, Узбекистана, Индии, Нигерии и Израиля.


Практическая работа № 4.

Построение и анализ графика изменения численности населения Крыма в ХХ-ХХI в.


Задание: выполнить задания на с.27-28 РТ, сделать вывод


Закрепление изученного материала.


1. Почему изучение темы «Население Крыма» актуально?

2. Почему в Крыму наблюдается высокий уровень миграций? Назовите их виды. Как они влияют на динамику численности населения Крыма?

3. Почему в Крыму сегодня наблюдается естественная убыль населения? Какую демографическую программу Вы могли бы предложить для изменения ситуации?


Итоги урока.


Домашнее задание: параграф 9 повторить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!