Тема: «Что такое Обломов?»
Цели урока: 1. Подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Обломове.
Задачи урока:1. Формировать умение высказывать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь.
2. Воспитывать любовь к родной литературе, расширять кругозор обучающихся.
3. Развивать образное и логическое мышление.
Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку литературы по теме "Что такое Обломов?"»
Тема: «Что такое Обломов?»
Цели урока: 1. Подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Обломове.
Задачи урока:1. Формировать умение высказывать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь.
2. Воспитывать любовь к родной литературе, расширять кругозор обучающихся.
3. Развивать образное и логическое мышление.
Оборудование:
Ход урока.
1.Стадия вызова интереса.
«Пока остается хоть один русский, - до тех пор будем помнить Обломова».
( И.С.Тургенев).
-Согласны ли вы с мнением Тургенева?
- За что люди помнят других людей или литературных героев?
- О чем будет урок?
2.Стадия осмысления.
Работа в группах «Шесть шляп мышления».
А) « Белая шляпа».
Вопросы. | Ответы. |
Расскажите об основных этапах жизни Обломова: детство в Обломовке, жизнь в Петербурге, почему не стал служить, любовь к Ольге, Обломов и Пшеницына, почему рано умер). | (Заполняется учеником во время подготовки). |
Б) «Черная шляпа». (Негативные черты характера Обломова).
Вопросы. | Ответы. |
Назовите негативные черты характера Обломова. Подтвердите примерами из текста). | (Инертность, апатия, отвращение к серьезной деятельности, раб своих привычек, раб мошенника, раб своих прихотей, неспособность лицом к лицу встретить бури жизни, пугается мира страстей). |
В) «Желтая шляпа».
Вопрос. | Ответ. |
Положительные черты характера Обломова. | «…Обломов не тупая, апатичная фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже что-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий». (Он добр, но за добро не воюет, умеет глубоко любить, стремится к естественности, оставил службу, потому что не видел в ней смысла, добр с Захаром, имеет свое мнение обо всем, никогда на повторяет чужих мнений, ему свойственна мечтательность, презрение к пороку, лжи, клевете, к разлитому в мире злу, он совестлив, искренне признается в своих слабостях, понимает, что жизнь уходит бесплодно). (Подтвердить примерами из текста). |
Г) «Красная шляпа». (Какие чувства испытывали, читая роман, в связи с какими фактами, событиями из жизни Обломова?)
Вопросы. | Ответы. |
Какие чувства испытывали, читая роман? В связи с какими событиями, фактами из жизни Обломова? (Неприятие, радость, восхищение, огорчение, над чем задумались, возникло ли желание поспорить с героем?) | |
Д) «Зеленая шляпа».
Вопрос. | Ответ. |
Случайна ли фамилия героя Обломов? | (Вариант ответа). Фамилия приобретает символическое значение. Обломов от обломить. Читатель получает возможность , анализируя «Сон Обломова», осознать, где и в чем именно эта жизнь обломилась. |
Е) «Синяя шляпа». (Подведение итогов).
Вопрос. | Ответ. |
Перечислить и положительные, и отрицательные черты характера Обломова. | Итак, Обломов – сложная, неоднозначная натура. Это человек тонкой душевной организации, умный, способный глубоко любить, задумываться над сложными вопросами бытия. С другой стороны – он ленив, апатичен, инертен. Мудрый И.С. Тургенев увидел в Обломове истинно русского человека с его достоинствами и недостатками. Сам И.С. Гончаров писал: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя, и общество,- но и презирать, безусловно, - тоже нельзя: в них слишком много человеческого…» |
3. Рефлексия.
-Сегодня было интересно...
-Я научился…
(Ответить письменно.)
4. Выставление отметок.
5. Домашнее задание.
Написать эссе «Какие черты характера Обломова наиболее мне близки…» (Смотреть приложение).