СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Скорбные фиалки Холокоста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа "Скорбные фиалки Холокоста", посвященного Международному дню памяти жерт Холокоста, содержит полное описание целей, форм, методов, а также этапов проведения мероприятия. Структура соответствует требованиям ФГОСа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Скорбные фиалки Холокоста"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»













Конспект

открытого классного часа в 7 классе

«Скорбные фиалки Холокоста»,

посвященного Международному дню памяти

жертв Холокоста








Автор: учитель математики 1 категории

МКОУ СОШ с. Биджан

Парыгина Ирина Анатольевна















с. Биджан, 2018 г.

1. Дата проведения: 24 января 2018 года

2. Место проведения: кабинет математики № 39 МКОУ СОШ с. Биджан

3. Возраст участников: основная аудитория - учащиеся 7 класса (12-14 лет), в качестве гостей могут присутствовать учащиеся 5-11 класса, родители, педагоги школы.

4. Тема: Скорбные фиалки Холокоста.

5. Форма: открытый классный час

6. Триединая цель:

  • Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма, геноцида на примере изучения истории Холокоста; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи с возрождением антисемитизма и нацизма в мире; способствовать укреплению связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.

  • Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

  • Образовательная – актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте; познакомить учащихся с малоизвестными страницами всемирной истории, истории Холокоста, истории своей страны; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма.

7. Планируемый результат:

  • Личностный – обучающиеся крайне негативно относятся к любым проявлениям жестокости, расизма, национализма, фашизма, с состраданием относятся к его жертвам.

  • Метапредметный –обучающиеся демонстрируют коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

  • Предметный – учащиеся знакомятся с понятиями: «геноцид», «национализм», «фашизм», «Холокост».

8. Оформление и оборудование: плакат с названием мероприятия, размещенный над школьной доской; плакат, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста; плакат «Письмо скорби и памяти»: мультимедийный проектор и экран для показа авторской презентации, авторские печатные буклеты для всех участников мероприятия, фиалки, изготовленные учениками из бумаги, для всех участников мероприятия.

9. Список литературы:

  1. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

  2. Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.

  3. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.

  4. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

  5. Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. – 2005. - N 5. - С. 46-48.

  6. Зеленин А. В. Холокост // Русская речь. – 2000. - N 2. - С. 36-42.

  7. Кудряшов С. Пожертвование через огонь // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 160-165: ил.

  8. Поникарова Н. М. Международная конференция "Уроки Холокоста и современная Россия" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 4. - С. 62-63.

  9. Ротерштейн В. М. Урок "Бабий Яр: память общества или забвение? "// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - N 5. - С. 50-57.

  10. Соколова О. Место памяти и скорби // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 156-159: ил.

  11. Тень Холокоста. - М.: Фонд Холокост, 1998. - 303 с.
    СОУНБ; КХ; Шифр 66.5(0.8)+63.3(2)622.8; Инв. номер 2227351-КХ

  12. Трагедия Холокоста // Защити меня! – 2007. - N 1. - С. 46-49.

План:

  1. Организационный этап – 2 мин.

  2. Мотивационно-целевой этап – 5 мин.

  3. Основной этап – 33 мин

  4. Рефлексия- 5 мин

Ход классного часа

Этап классного часа

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Словесный;

Метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)


На экране выведен титульный СЛАЙД № 1 презентации.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Тема нашего классного часа «Скорбные фиалки Холокоста» всегда была и будет одной из самых актуальных и значимых. Почему? На этот вопрос мы с вами ответим немного позднее. Давайте для начала сядем поудобней, уберем телефоны и все лишнее с парт.

Настраиваются на работу

Регулятивные УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сообща сформулировать цель классного часа



Словесный (беседа)





Слайд № 2

























Слайд № 3




























Слайд № 4






























-Сегодня мы поговорим с вами о массовом истреблении фашистами еврейского народа во время Второй мировой войны, о Холокосте.

-Ребята как вы думаете с какой целью люди вспоминают эту страшную трагедию?

-Какие цели нашего классного часа?

СЛАЙД № 5 Правильно основными целями являются:


Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам геноцида; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи.

Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

Образовательная – актуализировать знания о Второй мировой войне и Холокосте; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма

В кабинет, держа зажженные свечи, входят 4 учащихся, выстраиваются у школьной доски.

Ученик № 1

Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…

Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…

Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…


Ученик №2

Фиалки нежные проклюнулись не сразу,
и трудно, и непросто из земли.
Согрело солнце их не по приказу…
Как не хватает нам такой любви!

Никто цветы не положил от сердца
тут, в лагере, где погибал народ.
А можно светлой памятью согреться
в часы душевных болей и невзгод.

Приди сюда, мой современник милый,
и на фиалки посмотри весной.
Они взошли, где скорбные могилы,
где  мученики обрели покой…


Ученик № 3

Во мне печалью стынет сердце,
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться,
когда сминает душу горе?..

Вот я узнал, что в здешнем крае
и дети в лагерях томились.
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской слезы лились.


Ученик № 4

Могли они понять, кто правый,
кто виноват, когда их разум
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу?!...

Душа любая ждёт на свете
покоя, и любви, и воли...
Но плачут, ещё плачут дети
от ненависти, зла и боли…






Ученики отвечают

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);

Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)

Познавательные УУД:анализ информации; развито критическое мышление.


3. Основной

Словесный (беседа, рассказ, объяснение);

Наглядные методы (демонстрация презентации);

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

- Что вам известно о Холокосте?

СЛАЙД № 6 В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек. В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей.

СЛАЙД № 7 Символом этой страшной трагедии выбрана фиалка.

- Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке?

СЛАЙД № 8 -У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.

СЛАЙД № 9 По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами 
смертное ложе молодых девушек.

СЛАЙД № 10 Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал одну из красавиц дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок 
Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался 
бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя,
прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно 
отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю. 

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери 
забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс 
решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а
одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом. 

Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков:

с одной стороны, фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы. 
 
Учитель Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев.



СЛАЙД № 11

Всё в жизни тленно,

Всё в земле схоронят…

Для памяти не вырыто могил.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий

-Как вы понимает слова эпиграфа?

-Так что же такое Холокост?

СЛАЙД № 12

Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 столетия и символизировал крематорий крупнейшего нацистского концлагеря Освенцима.

«Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг.

СЛАЙД № 13 Ежегодно 27 января отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших не удалось установить, так как многие документы были уничтожены.

СЛАЙД № 14 Как такое могло случиться в цивилизованной Европе? В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.

В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.

В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог (еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

Слайд № 15 В 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц Германии, «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»).

В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков.

На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев). Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России.

На карте мира начали появляться гетто и концлагеря.

Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад…

СЛАЙД № 16

Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни.

Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.

Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.



-Прочтем отрывок из дневника Анны? Кто из девочек поможет мне?

СЛАЙД № 17





















































































СЛАЙД № 18 Утром 4 августа 1944 года перед домом Анны остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности. Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь, где скончались от тифа в конце февраля-начале марта 1945 года.

СЛАЙД № 19 Известны не только концлагеря, но и места массовых расстрелов людей, такие как Бабий Яр. Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

СЛАЙД № 20. В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

-Зачем нужна память о Холокосте?

СЛАЙД № 21 Известный историк Иегуда Баур писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями».

Ученики отвечают










Ученики отвечают









































































Ученики отвечают






































































































сценка – ученица читает дневник Анны Франк:

«В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на

трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"





























































































Ученики отвечают







4 учеников, читавших стихи, помогают учителю раздать буклеты и бумажные фиалки всем участникам



Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);

Регулятивные УУД (саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (усвоение новых знаний; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)


4. Рефлексия

Словесный (беседа);

Метод развития психических функций (творческое задание)

Наше мероприятие подходит к концу.

Достигли мы поставленных целей?

Я предлагаю подвести итоги в необычной форме – мы напишем их в письме памяти жертвам Холокоста. А затем разместить на информационном стенде на 1-ом этаже нашей школы. Есть желающие?



Ученики отвечают

Ученики (человек 4-6) пишут свои мысли на специальном плакате – письме памяти, закрепленном магнитами на доске

Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности)



По окончанию мероприятия все участники приглашаются для коллективного фото на память.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!