2. Мотивационно-целевой этап Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сообща сформулировать цель классного часа | Словесный (беседа) | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 -Сегодня мы поговорим с вами о массовом истреблении фашистами еврейского народа во время Второй мировой войны, о Холокосте. -Ребята как вы думаете с какой целью люди вспоминают эту страшную трагедию? -Какие цели нашего классного часа? СЛАЙД № 5 Правильно основными целями являются: Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам геноцида; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи. Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы. Образовательная – актуализировать знания о Второй мировой войне и Холокосте; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма | В кабинет, держа зажженные свечи, входят 4 учащихся, выстраиваются у школьной доски. Ученик № 1 Я не знаю, как писать о Холокосте, Чтобы не было потом страшно. Ведь взывают из земли кости, И не чьи-нибудь они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто, Что б не вздрогнули от слез руки, Эти дети навсегда – где-то… А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи В распахнувшихся вратах ада? Догорают в тишине свечи… Лучше, молча, посидим рядом… Ученик №2 Фиалки нежные проклюнулись не сразу, и трудно, и непросто из земли. Согрело солнце их не по приказу… Как не хватает нам такой любви!
Никто цветы не положил от сердца тут, в лагере, где погибал народ. А можно светлой памятью согреться в часы душевных болей и невзгод.
Приди сюда, мой современник милый, и на фиалки посмотри весной. Они взошли, где скорбные могилы, где мученики обрели покой… Ученик № 3 Во мне печалью стынет сердце, в смятеньи мысли, словно море. Куда от боли, гнева деться, когда сминает душу горе?..
Вот я узнал, что в здешнем крае и дети в лагерях томились. Как взрослые, во всём страдали, тоской недетской слезы лились. Ученик № 4 Могли они понять, кто правый, кто виноват, когда их разум не постигал всей страшной кары, но ощутил дух смерти сразу?!...
Душа любая ждёт на свете покоя, и любви, и воли... Но плачут, ещё плачут дети от ненависти, зла и боли… Ученики отвечают | Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное); Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме) Познавательные УУД:анализ информации; развито критическое мышление. |
3. Основной | Словесный (беседа, рассказ, объяснение); Наглядные методы (демонстрация презентации); Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием) | - Что вам известно о Холокосте? СЛАЙД № 6 В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек. В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей. СЛАЙД № 7 Символом этой страшной трагедии выбрана фиалка. - Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке? СЛАЙД № 8 -У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове. СЛАЙД № 9 По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами смертное ложе молодых девушек. СЛАЙД № 10 Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал одну из красавиц дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя, прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом.
Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы. Учитель Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев.
СЛАЙД № 11 Всё в жизни тленно, Всё в земле схоронят… Для памяти не вырыто могил. Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты. Владимир Высоцкий -Как вы понимает слова эпиграфа? -Так что же такое Холокост? СЛАЙД № 12 Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 столетия и символизировал крематорий крупнейшего нацистского концлагеря Освенцима. «Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг. СЛАЙД № 13 Ежегодно 27 января отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших не удалось установить, так как многие документы были уничтожены. СЛАЙД № 14 Как такое могло случиться в цивилизованной Европе? В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам. В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог (еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев. Слайд № 15 В 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц Германии, «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков. На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев). Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России. На карте мира начали появляться гетто и концлагеря. Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад… СЛАЙД № 16 Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни. Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.
-Прочтем отрывок из дневника Анны? Кто из девочек поможет мне? СЛАЙД № 17
СЛАЙД № 18 Утром 4 августа 1944 года перед домом Анны остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности. Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь, где скончались от тифа в конце февраля-начале марта 1945 года. СЛАЙД № 19 Известны не только концлагеря, но и места массовых расстрелов людей, такие как Бабий Яр. Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек. СЛАЙД № 20. В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме. -Зачем нужна память о Холокосте? СЛАЙД № 21 Известный историк Иегуда Баур писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями». | Ученики отвечают Ученики отвечают Ученики отвечают сценка – ученица читает дневник Анны Франк: «В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"
Ученики отвечают 4 учеников, читавших стихи, помогают учителю раздать буклеты и бумажные фиалки всем участникам | Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное); Регулятивные УУД (саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (усвоение новых знаний; осознанно строят речевые высказывание в устной форме) |