Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область «Коммуникация».
Познавательно – речевое направление.
Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте
в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»
Цель:
Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о гласных звуках.
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
Закреплять умения составлять предложение с словами помощниками.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, мышление, речевое дыхание.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Четвёртый лишний», «Ветерок»).
Практический (упражнения у доски, на местах).
Наблюдение за работой детей, советы.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая, коммуникативная, познавательно-речевая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование: компьютер, магнитафон, музыка к игре «Найди пару», смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, вертушки.
Демонстрационный материал: знаки-символы звуков(звуковички), предметные картинками, буквы, сундук, схема с фишками, презентация.
Раздаточный материал: карточки с картинками и схемой, касса букв, пеналы, вертушки для игры «Ветерок».
Ход деятельности:
I. Организационный момент. 1 мин.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра. 2 мин.
К нам сегодня в детский сад принесли сундучок, а что внутри сундучка, узнаем если разгадаем ребусы.
Отгадывание ребусов.
III. Введение в тему занятия. 2 мин.
- Что это? Звуковички, так дружно сидят в сундучке, помогите узнать их. (логопед вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Давайте, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому, звуковички всегда в красных костюмчиках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
1. Игра «Найди пару». 2 мин.
- Посмотрите, сколько разных картинок. Давайте их соберём вместе по парам.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, и определите с какого звука начинается данное слово. Слушайте внимательно ответы детей. Ведь их ответ вам пригодится в следующей игре.
- А сейчас мы потанцуем с картинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с картинками; пары: арбуз-ананас, улитка-утюг, овощи-очки; игла, эскимо)
- Анна и Никита, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Логопед отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Роберт и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
2. Игра «Найди звук» 1 мин.
- Звуковички, заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .
- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.
- Каким цветом?
Дети выполняют задание.
- Пока мы с вами выполняли задание, наши снежинки загрустила, давайте с ними поиграем.
3. Игра на развитие дыхания «Ветерок». 1 мин
- Посмотрите, сколько много вертушек, давайте с вами поиграем с вертушками. А кто играет с вертушками на улице? Правильно ветерок. Но в группе ветерка нет как мы его с вами можем сделать? Правильно подуть на вертушку.
- Молодцы, у вас получилось изобразить настоящую ветряную бурю.
Игра «Выложи схему к слову»
- Ребята скажите, а вы знаете что это за слово «Звуковой анализ слова».?
(Логопед выслушивает ответы детей) - Когда мы фишками выкладываем это слово у себя на столе или на доске?
- Правильно называется это звуковой анализ слова.
Посмотрите и назовите мне эти слова.
4. Звуковой анализ слов дом, бананы. 4 мин
Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова.
- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово ДОМ
- Дом. Это длинное или короткое слово? Прохлопайте?
- Женя выйди к доске и выложи схему к слову дом. Сколько звуков в слове дом? Назови их. Поставь ударение в этом слове. (Ребёнок выкладывает схему слова, и ставит ударение) Логопед выставляет схему для проверки).
Давайте с вами проверим, правильно ли Женя выложил схему.
- Молодец Женя садись.
- Определим с вами, слово «бананы»
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
- Вспоминают правило: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
- Какие же звуки мы слышим в слове «бананы»?
Логопед вызывает 1 - ребёнка, который по очереди называет звуки.
2 – ой ребёнок выходит к доске и выкладывает фишками схему этого слова.
3 – ий ребёнок выходит делит на слоги и ставит ударение.
- Молодцы!
Логопед: Ребята мы с вами разговаривали о звуках. А кто же мне скажет, как мы обозначаем звуки на письме. Правильно буквами. Давайте с вами отдохнём а потом и поговорим о буквах.
5. Физкультминутка
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
А сейчас мы с вами всё о чём говорили ещё раз закрепим посмотрев презентацию.
Просмотр презентации. 6 мин
6. Игра «Четвёртый лишний».
Цель: Развитие фонематического слуха.
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
Буквы презентация…
Логопед выставляет звуковичков на доске и под ними предлагает детям поставить буквы.
Пальчиковая гимнастика с карандашом 2 мин.
Давайте с вами вспомним, как мы умеем играя с карандашами и изобразим гласные буквы.
Логопед читает стихи, а дети показывают букву.
БУКВА А![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/13/s_596712991436b/s660158_1_1.png)
Руки сложены в шалаш,
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва –
Появилась буква «А».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/13/s_596712991436b/s660158_1_2.png)
БУКВА И
Пальцы дружно вверх глядят,
Превратиться в «И» хотят.
Помоги ты им, дружок:
Карандаш наискосок
Между пальцами зажми –
Вот и будет буква «И».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/13/s_596712991436b/s660158_1_3.png)
БУКВА У
Распрямленную ладошку
Наклони теперь немножко,
Карандаш потом возьми.
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому –
Это будет буква «У».
Буква Ы
Сожмём руку в кулачок
Большой палец прямо
И ладошку справа ставим
Получилась Буква Ы
8. Работа над предложением. 3 мин
«Выложи схему».
- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
_ _ _!
_ _ _.
_ _ _?
Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники ( логопед рисует схемы предлогов, дети называют их).
- А что означает этот знак (зарисовывает) в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим мы, в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
А сейчас вам нужно будет придумать предложение и выложить к нему схему. Но не забывайте в своём предложении использовать маленькие слова (предлоги).
Дети составляют предложения со словами которые были на картинках в первой игре «Найди пару».
Логопед выслушивает ответы детей и предлагает на доске зарисовать схему составленного предложения.
- Молодцы вы справились и с этим заданием. Ребята, а как мы с вами называем слова, которые состоят из двух слов. Правильно такие слова мы называем сложные. Вот сейчас я вам и предлагая поиграть в игру "Отгадай, что получится?" , я буду говорить вам слова, а вы произносить слово которое получится.
9. Игра с массажным мячиком на словообразование
Вода падает – водопад.
Пар ходит – параход..
Мясо рубит – мясорубка…….
Кофе мелет – кофемолка….
Хлеб режет - хлеборезка
Овощи режет - овощерезка....
Кофе варит - кофеварка….
Листья падают – листопад…
Сок выжимает – соковыжималка....
Везде ходит - вездеход
10. Итог занятия. 3 мин.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
11. Рефлексия.
- Ребята, в сундучке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.