СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи Тема: Гласные звуки и гласные буквы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область «Коммуникация».

Познавательно – речевое  направление.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

в подготовительной группе  для детей с общим недоразвитием речи.

Просмотр содержимого документа
«??????? ??????? ????? ? ?????»

Непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область «Коммуникация».

Познавательно – речевое  направление.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

в подготовительной группе  для детей с общим недоразвитием речи.



Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о гласных звуках.

  2. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

  3. Продолжать учить определять количество слогов в слове.

  4. Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

  5. Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

  6. Закреплять умения составлять предложение с словами помощниками.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление, речевое дыхание.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Четвёртый лишний», «Ветерок»).

Практический (упражнения у доски, на местах).

Наблюдение за работой детей, советы.


Виды детской деятельности в НОД:

Игровая, коммуникативная, познавательно-речевая, продуктивная, музыкально-художественная.


Оборудование: компьютер, магнитафон, музыка к игре «Найди пару», смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, вертушки.


Демонстрационный материал: знаки-символы звуков(звуковички), предметные картинками, буквы, сундук, схема с фишками, презентация.


Раздаточный материал: карточки с картинками и схемой, касса букв, пеналы, вертушки для игры «Ветерок».



Ход деятельности:

I. Организационный момент. 1 мин.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра. 2 мин.

К нам сегодня в детский сад принесли сундучок, а что внутри сундучка, узнаем если разгадаем ребусы.

Отгадывание ребусов.

III. Введение в тему занятия. 2 мин.

- Что это? Звуковички, так дружно сидят в сундучке, помогите узнать их. (логопед вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Давайте, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому, звуковички всегда в красных костюмчиках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

1. Игра «Найди пару». 2 мин.

- Посмотрите, сколько разных картинок. Давайте их соберём вместе по парам.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, и определите с какого звука начинается данное слово. Слушайте внимательно ответы детей. Ведь их ответ вам пригодится в следующей игре.

- А сейчас мы потанцуем с картинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с картинками; пары: арбуз-ананас, улитка-утюг, овощи-очки; игла, эскимо)

- Анна и Никита, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Логопед отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Роберт и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук» 1 мин.

- Звуковички, заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

Дети выполняют задание.

- Пока мы с вами выполняли задание, наши снежинки загрустила, давайте с ними поиграем.

3. Игра на развитие дыхания «Ветерок». 1 мин

- Посмотрите, сколько много вертушек, давайте с вами поиграем с вертушками. А кто играет с вертушками на улице? Правильно ветерок. Но в группе ветерка нет как мы его с вами можем сделать? Правильно подуть на вертушку.

- Молодцы, у вас получилось изобразить настоящую ветряную бурю.

Игра «Выложи схему к слову»

- Ребята скажите, а вы знаете что это за слово «Звуковой анализ слова».?

(Логопед выслушивает ответы детей) - Когда мы фишками выкладываем это слово у себя на столе или на доске?

- Правильно называется это звуковой анализ слова.

Посмотрите и назовите мне эти слова.

4. Звуковой анализ слов дом, бананы. 4 мин

Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. 

- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово ДОМ

- Дом. Это длинное или короткое слово? Прохлопайте?

- Женя выйди к доске и выложи схему к слову дом. Сколько звуков в слове дом? Назови их. Поставь ударение в этом слове. (Ребёнок выкладывает схему слова, и ставит ударение) Логопед выставляет схему для проверки).

Давайте с вами проверим, правильно ли Женя выложил схему.

- Молодец Женя садись.

- Определим с вами, слово «бананы»

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Вспоминают правило: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

- Какие же звуки мы слышим в слове «бананы»?

Логопед вызывает 1 - ребёнка, который по очереди называет звуки.

2 – ой ребёнок выходит к доске и выкладывает фишками схему этого слова.

3 – ий ребёнок выходит делит на слоги и ставит ударение.

- Молодцы!

Логопед: Ребята мы с вами разговаривали о звуках. А кто же мне скажет, как мы обозначаем звуки на письме. Правильно буквами. Давайте с вами отдохнём а потом и поговорим о буквах.

5. Физкультминутка

Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

А сейчас мы с вами всё о чём говорили ещё раз закрепим посмотрев презентацию.

Просмотр презентации. 6 мин

6. Игра «Четвёртый лишний».

Цель: Развитие фонематического слуха.

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Буквы презентация…

Логопед выставляет звуковичков на доске и под ними предлагает детям поставить буквы.

  1. Пальчиковая гимнастика с карандашом 2 мин.

Давайте с вами вспомним, как мы умеем играя с карандашами и изобразим гласные буквы.

Логопед читает стихи, а дети показывают букву.

БУКВА А

Руки сложены в шалаш,

Между ними – карандаш.

Мы закончили едва –

Появилась буква «А».



БУКВА И 

Пальцы дружно вверх глядят,

Превратиться в «И» хотят.

 Помоги ты им, дружок:

 Карандаш наискосок

 Между пальцами зажми –

 Вот и будет буква «И».




БУКВА У

 Распрямленную ладошку

 Наклони теперь немножко,

 Карандаш потом возьми.

 Между пальцами зажми.

 Станет ясно самому –

 Это будет буква «У». 


Буква Ы

Сожмём руку в кулачок

Большой палец прямо

И ладошку справа ставим

Получилась Буква Ы


8. Работа над предложением. 3 мин

«Выложи схему».

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

_ _ _!

_ _ _.

_ _ _?

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники ( логопед рисует схемы предлогов, дети называют их).

- А что означает этот знак (зарисовывает) в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

- Что ставим мы, в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

А сейчас вам нужно будет придумать предложение и выложить к нему схему. Но не забывайте в своём предложении использовать маленькие слова (предлоги).

Дети составляют предложения со словами которые были на картинках в первой игре «Найди пару».

Логопед выслушивает ответы детей и предлагает на доске зарисовать схему составленного предложения.

- Молодцы вы справились и с этим заданием. Ребята, а как мы с вами называем слова, которые состоят из двух слов. Правильно такие слова мы называем сложные. Вот сейчас я вам и предлагая поиграть в игру "Отгадай, что получится?" , я буду говорить вам слова, а вы произносить слово которое получится.

9. Игра с массажным мячиком на словообразование

Вода падает – водопад.

Пар ходит – параход..

Мясо рубит – мясорубка…….

Кофе мелет – кофемолка….

Хлеб режет - хлеборезка

Овощи режет - овощерезка....

Кофе варит - кофеварка….

Листья падают – листопад…

Сок выжимает – соковыжималка....

Везде ходит - вездеход


10. Итог занятия. 3 мин.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?



11. Рефлексия.

- Ребята, в сундучке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Просмотр содержимого презентации
«??????? ?????»

Гласные звуки и буквы Косенко Ю.А. Учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4

Гласные звуки и буквы

Косенко Ю.А.

Учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4

Мы знаем 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]

Мы знаем 6 гласных звуков:

[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]

[А]

[А]

[О]

[О]

[У]

[У]

[И]

[И]

[Э]

[Э]

[Ы] Звук [ы] не может находиться  в начале слова.

[Ы]

Звук [ы] не может находиться

в начале слова.

Называем первый гласный звук в словах [О] [А] [У] [И] [Э]

Называем первый гласный звук в словах

[О]

[А]

[У]

[И]

[Э]

Называем гласный звук в середине слова [О] [У] [И] [А] [Ы]

Называем гласный звук в середине слова

[О]

[У]

[И]

[А]

[Ы]

Называем последний гласный звук в словах [О] [И] [А] [Ы] [У]

Называем последний гласный звук в словах

[О]

[И]

[А]

[Ы]

[У]

Поиграем? Игра «Четвёртый лишний»

Поиграем?

Игра «Четвёртый лишний»

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ

ЗВУК [А]  БУКВА ЗВУК [у]  БУКВА

ЗВУК [А]

БУКВА

ЗВУК [у]

БУКВА

ЗВУК [О]  БУКВА ЗВУК [И]  БУКВА

ЗВУК [О]

БУКВА

ЗВУК [И]

БУКВА

ЗВУК [Ы]  БУКВА ЗВУК [Э]  БУКВА

ЗВУК [Ы]

БУКВА

ЗВУК [Э]

БУКВА

Работа над предложением

Работа над предложением

У и

У

и

А у

А

у

МОЛОДЦЫ

МОЛОДЦЫ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!