Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ОНР
Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать навыки звукослогового анализа слов;
- совершенствовать навык составления и чтения слов.
- совершенствовать навыки составления предложения и схем;
- совершенствовать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное внимание, восприятие, память.
- развивать мелкую и общую моторику;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; картинки с изображением предметов к сказкам; звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед организует детей на ковре и предлагает встать в круг.
Дети проходят к магнитной доске. На ней закреплены предметные картинки: Логопед. Ребята, вы любите сказки? По первым звукам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним.
Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин». 2. Упражнение «У лукоморья…»
Логопед предлагает выполнить упражнение. Дети выполняют
У Лукоморья дуб зеленый;
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Златая цепь на дубе том:
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
И днем и ночью кот ученый
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Все ходит по цепи кругом;
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
Идет на право – песнь заводит,
(Правую руку отвести в правую сторону)
Налево – сказку говорит.
(Левую руку отвести в левую сторону)
3. «Составь подписи к картинкам»
Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Логопед. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.
Дети выполняют задание. Логопед. Прочитайте подпись под картинкой и объясните, как догадались, что это за произведение. 1 ребенок. «Сказка о». Это картинка к сказке, потому что на ней нарисована
4. Игра «Составь и прочитай слова»
Логопед. Какие герои упоминаются в сказках А.С.Пушкина? Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте слова.
Дети составляют и читают слова: Гви - дон, Сал – тан, Ба - ба - ри – ха, Чер -но – мор, тка - чи – ха, по - ва - ри – ха, бо - га - ты – ри, рыб – ка, ста – рик, пе -ту – шок, ста - ру – ха, ца - ри – ца. .
5. Упражнение «Подбери схему к слову» (Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа слов.)
Логопед помещает на магнитную доску картинки: бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. Назовите их.
Дети. Бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. У каждого на столе есть звуковая или слоговая схема. По очереди подходите к доске и помещайте свою схему к картинке.
Дети подбирают звуковые и слоговые схемы к названиям предметов из сказок.
6. Звукослоговой анализ слова
царица Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Логопед. Вот царица, наряхаясь Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Логопед. Составьте звуковую схему слова
царица. Дети выкладывают схемы предложений. Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? На какой слог падает ударение? (И т. п.)
7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыка анализа предложений.)
Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».
Логопед.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Логопед. Рассмотрите картинку и составьте предложения.
1 ребенок. Белка сидит под высокой елью.
2 ребенок. Белка грызет золотые орешки.
3 ребенок. Белка поет веселые песенки.
Логопед. Определите, сколько слов в предложении «Белка живет в хрустальном доме», выложите схему предложения.
Дети выкладывают схемы предложений. Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)
8. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет» (Координация речи с движением.)
Дети выходят на ковер и становятся в круг для выполнения упражнения.
Ветер по морю гуляет
(Плавные волнообразные движения рук)
И кораблик подгоняет;
(Ладони сложить лодочкой)
Он бежит себе в волнах
(Плавные волнообразные движения рук)
На поднятых парусах
(Руки соединить над головой)
Мимо острова крутого,
(Руками показать круг)
Мимо города большого;
(Ладони сложить в виде крыши дома)
Пушки с пристани палят,
(Топнуть ногой)
Кораблю пристать велят.
9. Дыхательная гимнастика «Море шумит» Логопед. Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки - вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.
Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места. 10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения»
Логопед помещает изображение золотой рыбки. Логопед. Приплыла к нему рыбка – спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Логопед. Возьмите конверты со словами и составьте предложения из сказки.
Дети составляют из слов предложения: Золотая рыбка живет в океане. Царица смотрится в зеркальце. Старик забросил невод в море. Старик поймал золотую рыбку. Старик идет к синему морю. Старик отпустил золотую рыбку. Старуха сидит у разбитого корыта. 11. Упражнение «Составь слова»
На доске напечатано слово ГОСУДАРЫНЯ. Логопед. Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха…» Логопед. Составьте слова из букв ГОСУДАРЫНЯ
Дети составляют слова: дыня, рог, гора, град и др. 12. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)