Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №18 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
учителя-логопеда с детьми подготовительной
группы компенсирующей направленности.
Тема «В гостях у бабушки Федоры»».
Составила учитель-логопед
Архипова О.И.
г. Новокуйбышевск 2016 г
План- конспект
непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Логопедическое заключение: ОНР II- III уровня.
Тема «В гостях у бабушки Федоры»
Интеграция образовательных областей:
Цель: уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении.
Задачи:
Развивающие:
- активизировать словарь - предметов по теме «Посуда»;
- упражнять в дифференциации видов посуды: чайная, столовая, кухонная;
-упражнять в образовании относительных прилагательных;
- упражнять в образовании существительных путём слияния основ двух слов;
- совершенствовать навык составления предложений различной конструкции.
- закреплять умение согласовывать числительные с существительным.
- упражнять в речи слов –антонимов
-упражнять в правильном употреблении в речи существительных творительном падеже ед. числа.
- отрабатывать практическое усвоение простых предлогов.
-воспитывается доброе, отзывчивое отношение к окружающим.
-закреплять умение употреблять в речи глаголы в настоящем и прошедшем времени.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать доброе, отзывчивое отношение к окружающим;
- воспитывать умение проявлять активное участие в судьбе персонажа.
Образовательные:
- закреплять умение вступать в речевое взаимодействие с педагогом и друг
с другом;
- закреплять умение выражать свои мысли законченными фразами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Посуда»; чтение стихов, рассказов по теме, просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши», дидактические игры «Что лишнее», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда» и т. д.
Методы и приёмы:
Практические – собирание разрезных картинок, сервировка стола.
Наглядные – демонстрация предметных картинок, слайдов презентации,.
Словесные – ситуативный разговор, проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения: «Для чего нужна посуда», «Собери посуду», «Поможем Федоре помыть посуду», « Из чего сделана посуда», «Чаепитие»
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, мяч, разрезные картинки по теме: «Посуда», чайная посуда, кондитерские изделия.
Планируемые результаты: правильное звукопроизношение, умение оперировать лексико-грамматическими категориями по теме «Посуда».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Помощники» |
Коммуникативная | Рассказывание стихотворения «Для чего нужна посуда?» Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На неё еду кладут, Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут! Дидактические игры и упражнения: «Для чего нужна посуда», «Собери посуду», «Поможем Федоре помыть посуду», « Из чего сделана посуда», «Чаепитие», |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации: помочь бабушке Федоре вернуть посуду. |
Логика образовательной деятельности
№ слайда презен-тации | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
2 | 1. Организационный момент. Сегодня я приглашаю вас в гости Чтобы узнать к кому, вы должны отгадать загадку: Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт, И в дороге слёзы льёт. Нас в гости пригласила бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? Про Федору расскажите и слова назовите: Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе: Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла), Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила), Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала. Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите. Логопед предлагает детям помочь Федоре вернуть посуду
| Дети отгадывают загадку и соглашаются помочь найти посуды. «Федорино горе». К. Чуковский Дети договаривают слова –антонимы. | Проявляется активное участие в судьбе персонажа. Развивается слуховое и зрительное восприятие. Употребление в речи слов –антонимов. |
| 2. «Для чего нужна посуда». Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла. Напомним Федоре, для чего нужна посуда. Чтение стихотворения «Для чего нужна посуда?» | Дети рассказывают стихотворение « Для чего нужна посуда?» | Закрепляется знание о назначении посуды. Закрепляется умение читать выразительно стихи . |
| 3.Игра «Собери посуду» - Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она. Я предлагаю вам помочь Федоре собрать посуду из осколков. У вас на столах разрезные картинки. Вы соберите и назовите, что у вас за посуда. | Дети собирают разрезные картинки с изображением посуды. У меня сахарница. Это чайная посуда и т. д. | Закрепляется название посуды, её виды. |
3 | 4. Игра «Магазин посуды». У Федоры вся посуда разбилась. А из разбитой посуды есть нельзя. Надо подарить Федоре новую посуду. И напомнить Федоре , что можно в ней приготовить, или что из неё можно есть, пить. | Дети называют предметы посуды . Составляют предложения о посуде: Я куплю (подарю) Федоре кастрюлю, чтобы варить грибной суп и т. д. | Закрепляется умение составлять предложения сложной конструкции. |
4 | 4. Игра «Поможем Федоре помыть посуду» К Федоре в гости на кухню пойдем, На кухне все вместе уборку начнем. Ох, посуду не любили, Закоптили, запустили. Будем чистить, будем мыть, Чтоб посуде угодить.
| Дети берут карточки на которых нарисованы предметы посуды. Дети называют предметы посуды, которые они «помыли» (я помыла 2 тарелки и три чашки) | Закрепляется умение согласовывать числительные с существительным. |
| 5.Физминутка «Помошники» Раз, два, три четыре, Мы посуду перемыли: Кастрюли, Чайник, Ковшик Ложку И большую поварёшку Моем чашку, моем кружку Ставим высоко на сушку Ой! Упала чашка с полки Будем собирать осколки | Дети шагают и хлопают по коленям крест на крест. Руки на пояс. Одна рука на пояс, другая изображает носик чайника Руки в кольцо перед собой Кистью руки изобразить движение ложкой большой круг руками над головой и вниз. трут ладошки друг о друга) подняться на носочки руки вверх Ладошки к щекам прижать. Наклоны вперёд. | Активизируется двигательная активность. Совершенствуется слуховое внимание |
| 6.Игра «Из чего сделана посуда» Федора очень довольна, как вы помыли посуду. Была посуда грязной, а стала…. Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают. Ложка из дерева – Тарелка из фарфора –… Ваза из хрусталя – Вилка из металла – Графин из стекла – Масленка из пластмассы – Сковорода из чугуна – Кувшин из глины – Нож из стали – | -Чистой. Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают. деревянная… фарфоровая хрустальная металлическая стеклянный пластмассовый чугунная глиняная стальной | Закрепляется умение образовывать относительные прилагательные. |
5,6 | 7.Игра «Каждый продукт в свою посуду». Для каждого продукта есть своя посуда. Поможем Федоре разложить продукты. Масло сливочное положим в… Сахар насыплем в .. Молоко нальём в .. Соль насыплем в .. Хлеб положим в .. Конфеты положим в .. Сухари положим в.. Салат положим в Суп нальём в .. | Дети составляют предложения с предлогами: «в», Маслёнку Сахарницу Молочник. Солонку. Хлебницу. Конфетницу. Сухарницу. Салатницу. Супницу. | Употребление в речи простых предлогов. Закрепляется название посуды. |
7 | 8. Игра «Собери слово». Федоре подарим предметы -помощники на кухню, чтобы они помогли ей быстро и вкусно приготовить еду. Детям предлагается назвать посуду, соединив два слова в одно: Овощи режет Сок выжимает Мясо рубит Сок варит Хлеб режет Кофе молет Кофе варит Картофель чистит Сыр режет | Дети образуют слова: овощерезка, соковыжималка, мясорубка, соковарка, хлеборезка, кофемолка, кофеварка, картофелечистка, | Совершенствуется слуховое внимание. Закрепляется навык образования существительных путём соединения двух слов. . |
8 | Игра «Чаепитие» К Федоре пришли гости. А гостей по русской традиции всегда угощают. Поможем Федоре накрыть стол для чаепития. Какая посуда нужна для чая? Логопед и дети ставят на стол предметы чайной посуды. | Дети помогают ставить чайную посуду на стол, комментируют действия (свои и логопеда.) (Я ставлю на стол сахарницу. Даша поставила на стол сахарницу). Дети достают из большой корзины продукты и угощают гостей. Я угощу гостей конфетами, печеньем, вареньем, мёдом и т. д. | Закрепляется употребление существительных в Т.п. Закрепляется употребление предлога «на» Воспитывается доброе, отзывчивое отношение к окружающим. Закрепляется умение употреблять в речи глаголы в настоящем и прошедшем времени. |
9 | Итог. Логопед дарит детям силуэты посуды и предлагает в группе вместе с воспитателями придумать красивый узор для посуды. | Дети берут бумажные силуэты посуды, благодарят логопеда за подарок. | |