Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Звуки Г, ГЬ и буква Г"
Учитель-логопед Майорова Е.В., МБДОУ № 32 «Буратино»
Задачи:
Коррекционно-развивающие: познакомиться со звуками Г, ГЬ; учить выделять звуки среди других звуков, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости; познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г; совершенствовать навыки звукового анализа: умение определять место звука в слове; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные: продолжать учить детей правильному употреблению в речи; прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; продолжать работу по профилактике дисграфии;
Воспитательные: воспитывать любовь к спорту, организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи; воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование: картинки (гиря, гантели, штанга, кегля, мяч, обруч; кастрюля, расческа, помидор), картинки-символы звуков, органайзеры со звуковыми кассами, звуковыми дорожками, карандашами и т.д., бархатная бумага, сухой горох, мяч, аудиозапись «Веселая зарядка», магнитная доска.
Ход занятия:
Вступительная часть. Орг. Момент.
- Давайте поздороваемся и назовем свое имя, прохлопывая его в ладоши, и скажем сколько слогов в вашем имени.
(Здравствуйте. Меня зовут Саша. В моем имени 2 слога)
Основная часть. «Заклинание».
- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в волшебную страну Звукобуквию. Для того, чтобы туда попасть, нам необходимо взять свои волшебные палочки - карандаши и произнести заклинание:
Звуки говорим и слышим,
Буквы видим мы и пишем.
(Дети проговаривают слова, прокручивая карандаш между ладонями на каждый слог, затем делают в воздухе круг карандашом и кладут его на место).
Введение в тему. Характеристика звуков.
- Встаньте те, чье имя я назову: Гриша. Глеб.
- Какой первый звук в этих именах? Садитесь.
-Сегодня мы познакомимся еще с двумя звуками-братиками. Я знаю, где мы их найдем. Они любят проводить все свободное время в спортзале. Он любят заниматься спортом. Как называются люди, которые занимаются спортом? (спортсмены.) Пока они переодеваются, давайте посмотрим, с какими спортивными снарядами занимается каждый из них, и сможем угадать, как зовут наших новых друзей.
(На доску вывешиваются картинки ГИРЯ и ГАНТЕЛИ). Назовите их.
- Назовите первый звук в слове Гантели.
- Повернитесь друг к другу и произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
- Ещё раз произнесите звук Г и скажите, встречается ли преграда при произнесении звука Г?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
- А если встречается преграда, значит звук Г какой? (согласный)
-А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
-А в слове ГАНТЕЛИ звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г и найдите в своих кассах нужный домик для звука Г. Нужно ли повесить колокольчик на домик? (Нужно повесить колокольчик, потому что звук Г звонкий).
(На доске вывешивается картинка-символ твердого звонкого согласного звука)
- А теперь произнесем слово ГИРИ.
(Проводим аналогичную работу с мягким звуком)
Артикуляционная гимнастика «Спортсмены».
- Чтобы стать такими же сильными, как наши новые друзья, нужно много тренироваться. Давайте потренируем наш язычок – сделаем гимнастику. Какой первый звук в этом слове?
(Выполняются упражнения «Дудочка», «Заборчик», «Качели», «»Часики», «Горка», проводится самомассаж языка).
Дифференциация звуков Г-Гь.
- А сейчас покажем, какие мы сильные и ловкие. Выстроимся в шеренгу. Если услышите в слове звук Г – поднимите руки вверх, а если ГЬ – присядьте.
ГОРОД, ГИРЯ, ГИТАРА, ГОРОХ, ГРИБ, ГНОМ, ЛУГА, ОГУРЦЫ, ГЕРОЙ, ВАГОН, РАДУГА, ГОЛУБЬ, ПОПУГАЙ
Игра с мячом « Один - Много»
Сапог – сапоги
Нога –
Дорога –
Флаг –
Рог –
Радуга –
Луг –
Враг –
Пирог –
Книга –
Штанга –
Бумага –
Физминутка «Веселая зарядка» (выполняется под музыку из мультфильма «38 попугаев»)
- А сейчас отправляемся вместе с нашими друзьями Звуками Г и Гь в спортзал.
Определение места звука в слове
- Ребята, посмотрите, кажется в нашем спортзале небольшой беспорядок. Как вы думаете, все эти предметы можно встретить в спортзале? Давайте назовем только те, которые необходимы для занятий спортом.
(На столе разложены картинки с изображением спортивного инвентаря и другие. Дети выбирают только те предметы, которые необходимы для занятий спортом: обруч, штанга, гантели, гиря, мяч, кегля – и вывешивают их на доску, называя их).
- Молодцы! Остальные предметы лишние. Давайте назовем те предметы, которые мы выбрали.
- А теперь назовите только те, в названии которых есть звук Г или Гь.
- Давайте возьмем свои звуковые дорожки и попробуем определить, где спрятался звук в этих словах.
- Гантели. Какой звук мы слышим в этом слове? (В этом слове мы слышим звонкий твердый согласный звук Г). Квадратик какого цвета нам понадобится? (Нам нужен синий квадратик с колокольчиком). Где спрятался звук Г в слове гантели?
(Разбираем все слова)
Игра «Сосчитай-ка»
- Молодцы. Раз-два-три, кассы убери.
- А теперь давайте посчитаем, сколько спортивных снарядов в нашем спортзале.
(Дети считают, поочередно загибая пальцы на руке: одна кегля, две кегли, 3 кегли, 4 кегли, 5 кеглей. И т.д.)
Знакомство с буквой Г.
-Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
- Настало время нашим новым друзьям надеть свой волшебный буквенный костюмчик. Он у них один на двоих – звук Г и звук Гь обозначаются одной буквой «Гэ».
Напечатать Г несложно.
Аккуратно осторожно
Букву Т сотру чуть-чуть
И помчится буква в путь.
(На доске пишу изображение буквы Г – через Т)
- На что похожа буква Г?
- Напишите букву Г в воздухе;
- на своей ладошке;
- двумя большими пальцами в воздухе в зеркальном отражении.
- Давайте выложим букву Г из горошин.
(На бархатной бумаге дети выкладывают букву Г из горошин, проговаривая (считая) горошины: одна горошина, две горошины и т.д.).
10. Заключительная часть. Итог.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.
- Пожалуйста, оцените свою работу на занятии. Если вам было интересно и все понятно, поднимите веселый смайлик, если у вас были какие-то трудности, или вам не понравилось занятие – поднимите грустный смайлик. Всем спасибо, вы молодцы.
Используемая литература:
Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 55-56
Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков и букв», с. 105-106