СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки "Три чуда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкального занятия по слушанию музыки "Три чуда"»

МБДОУ д/с №3

Подготовительная к школе группа










Конспект занятия по слушанию музыки

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»































Муз/руководитель Нечаева Е.А.







Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
Задачи:

  • Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.

  • Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина

  • Развивать познавательные и творческие возможности детей.

  • Развивать культуру слушания классических произведений

  • Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….

Оборудование:

  • Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;

  • музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.

  • иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

Музыкальный материал: Песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве, «Ласковая сказка» Н. Гогина. Муз. движение «33 богатыря», «Царевна-лебедь». Оркестр «Белка».


Ход занятия

Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Дети заходят в зал и садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?
Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.


Исполнение песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве.

Музыкальный руководитель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель: А кто автор сказки? (А.С.Пушкин).
- А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Музыкальный руководитель: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Что такое опера?
Дети: Это музыкальное действие, в котором только поют.
Музыкальный руководитель: А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)
Музыкальный руководитель: Это великий русский композитор. Он написал много произведений на сказочные сюжеты. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.
Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.


Слушание отрывка город Леденец


Музыкальный руководитель: Какая музыка? Что она изображает?
Дети: музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Музыкальный руководитель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.

Дети слушают отрывок «Белка».

Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта).
О каком чуде рассказывал композитор? (белка).
Воспитатель: А как Пушкин описал это чудо?

Ребенок:

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Музыкальный руководитель:
Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.


Оркестр «Во саду ли в огороде».


Воспитатель: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво…»
Музыкальный руководитель: а какое же это диво? Слушаем.


Дети слушают отрывок «33 богатыря».

Музыкальный руководитель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети: 33 богатыря выходят из моря.
Музыкальный руководитель: какими изображены богатыри?
Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.
Музыкальный руководитель: какие у них одежды, оружие?
Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Музыкальный руководитель: какой пейзаж окружает богатырей?
Дети: море бурлящее, взволнованное, беспокойное.
Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Ребенок:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.

Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

Воспитатель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?

Музыкальный руководитель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь»

Музыкальный руководитель: О каком диве здесь идет речь?
Дети: Царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель: Какая она?
Дети: Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.
Музыкальный руководитель: Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
Ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель: А сейчас нам девочки покажут это чудо в своем исполнении.
Дети в движении передают образ царевны-лебеди.
Воспитатель: Вспомним, чем закончилась сказка.
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
… Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
33 богатыря.
… Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Золотой орех грызет.
…Княгиня-диво:
Под косой луна блестит
А во лбу звезда горит!
… Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол,
И веселый пир пошел!

Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто ее написал?
- А кто написал музыку к этой сказке?
- Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?
Музыкальный руководитель: Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню «Ласковая сказка».

Исполнение песни «Ласковая сказка».
Музыкальный руководитель: До свидания.
Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки.

Подведение итогов занятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!