Цель: продолжать учить детей анализировать предложения, проводить звуковой анализ слова, разгадывать ребусы, развивать навыки чтения, способность подбирать слова к заданной 5-ти звуковой модели, воспитывать навыки учебной деятельности и нравственные качества: желание помочь, оказавшимся в беде.
Материал: демонстрационный: доска, указка, кукла, сюрпризы, магниты, мольберт, посылка, карточки с заданиями, буквы, картинки с ребусами; раздаточный: фишки красного, синего цветов с пройденными буквами , карандаши, листы бумаги.
Словарь: предложение, звук, слово, буква.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, а хотите, я сегодня познакомлю вас с королевой Грамоты? Для этого я предлагаю вам отправиться к ней в гости. (поворачивается и видит на полу посылку) Ой, посмотрите, в наш детский сад пришла посылка, кто же нам её прислал? Здесь на ней что-то написано (читает) : г. , ул. д/сад «», подготовительной группе. Ребята, а давайте откроем посылку и посмотрим, что же там внутри (открывает посылку и достаёт оттуда письмо, читает)
Воспитатель: «Я очень злой и опасный. Со мной шутки плохи, к тому же, я похитил королеву Грамоты, и теперь все дети на земле вырастут глупыми, если вы хотите спасти королеву Грамоты, вам нужно преодолеть препятствия, все задания лежат в посылке. Если вы с ними справитесь и в конце пути узнаете, кто я такой, то я отпущу королеву Грамоты.» Ну, что, ребята, нам теперь делать?
Дети: будем спасать королеву Грамоты.
Воспитатель: Ребята, а здесь в посылке есть карточки с буквами, а на них задания, вот первая карточка, посмотрите, а какая здесь изображена буква? Посмотрим, что же там за задание на обратной стороне?
Дети: да, посмотрим.
Воспитатель: 1 задание, найдите «Заблудившийся звук»
Пять баранов скушал Толька,
И сказал: «Ещё бы столько!»
Забодал меня котёл,
На него я очень зол.
Поэт закончил строчку.
В конце поставил бочку.
Я рубашку сшила шишке
Я сошью ему штанишки.
Воспитатель: с одним заданием мы справились хорошо, мы приближаемся понемногу к спасению феи, а теперь давайте посмотрим другую карточку, а здесь какая буква изображена?
2 задание: отгадайте загадку
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
Воспитатель: разберите данное слово по звукам, проведите звуковой анализ слова «зима» (один ребёнок проводит звуковой анализ слова), Сколько слогов в данном слове? Сколько в этом слове гласных звуков? А сколько согласных звуков?
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, мы всё ближе к спасению королевы Грамоты, а теперь следующее задание, здесь тоже какая-то буква? 3 задание: составьте и запишите предложения. Ребята, для того, чтобы выполнить это задание, давайте мы пройдём с вами за столы (дети по одному выходят к доске, выполняя задание, остальные это делают на листочках).
Яблоки растут на дереве.
За окном весна.
Скоро в школу.
Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте последнее предложение «Скоро в школу» попробуем выложить буквами, для этого используйте буквы, которые мы с вами выучили (дети выполняют задание самостоятельно, один ребёнок это делает у доски).
Воспитатель: Итак, вы выложили предложение, давайте посмотрим, сколько слов в этом предложении?
Дети: предположительные ответы
Воспитатель: Правильно, в нём три слова. Первое слово?
Дети: Скоро.
Воспитатель: А второе? Правильно, короткое слово «в», а третье слово?
Дети: Школу
Воспитатель: А теперь повторим правила написания предложения. Предложение пишется с заглавной «С», заглавная буква пишется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов и рек, и так далее, а строчная буква пишется во всех остальных случаях. Ну, а теперь настала нам пора порезвиться, детвора.
Физминутка: Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Воспитатель: ну, что, отдохнули, ребята? Нам пора заглянуть в посылку, может быть там ещё задания для нас остались (заглядывает в посылку и достаёт задание с буквой «О») и правда, здесь ещё одна буква, какая, а ну-ка, кто подскажет?
4 задание: игра «Назови слова» (тв. согл., гл., тв.согл., тв., согл., гл.)
Дети придумывают слова на заданную 5-ти звуковую модель)
Воспитатель: молодцы, я думаю, что мы с вами скоро сможем освободить королеву Грамоты. Посмотрим в посылку, может там ещё что-то осталось? 5 задание на букве «У», называется «Измени по образцу»
Перо утки – (какое?) утиное перо
Юбка из шерсти –
Ботинки из кожи –
Суп из грибов –
Варенье из малины –
Стол из дерева –
Звонок телефона -
Воспитатель: Ну, вот и всё, ребята, все задания закончились, а кто украл королеву Грамоты, мы так и не узнали, давайте посмотрим, может быть в посылке ещё что-нибудь осталось. (достаёт красивый цветной конверт, в котором лежит ребус слова «Пират»). Наверное, если мы сможем разгадать этот ребус, тогда и узнаем, кто похитил королеву Грамоты.
Дети : разгадывают ребус
Воспитатель: какое слово у вас получилось?
Дети: пират
Воспитатель Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, посмотрите, мы с вами даже попали в страну королевы Грамоты, но где же она сама?
Стук в дверь, воспитатель идёт открывать и выносит куклу с буквами.
Королева: Здравствуйте, ребята, спасибо вам за то, что вы меня освободили, за это я вам подарю вот такие значки «Юным грамотеям». А вы догадались, кто меня похитил? а расскажите, пожалуйста, что вы сделали, чтобы меня спасти?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, ребята, но королеве Грамоты пора возвращаться, и нам пора с ней прощаться.