Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Группа : подготовительная
Тема: «Моя семья»
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
образовательные.
Учить детей дорожить близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением.
Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека.
Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.
воспитательные .
Воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Словарная работа: члены семьи, родственники, традиции, семейные заповеди, ценности .
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие,
художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. речевое развитие.
Предварительная работа:
чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»;
рисунки детей на тему «Моя семья»;
рисунки родителей «Моя радость»;
совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;
Оборудование и материал: изображение тучки и солнышка по количеству детей, фломастеры, альбомные листы, трафареты лепестка, ножницы.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь, влетает Карлсон. Здоровается с детьми. Ребята, а о чем вы здесь беседуете.
Воспитатель: мы беседуем о семье.
Карлсон: а что это такое семья? (Ответы детей: это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).
Воспитатель: Кто знает стихи про членов семьи.
Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый.. (дед)
Я братом своим очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны ,
Поэтому очень друг другу нужны!
У меня есть папа!
Спросите, какой он?
Самый сильный папа,
Добрый. Умный самый.
Как не похвалиться.
Папой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Всё равно, какой он!
Лучший в мире папа,
Потому что МОЙ ОН!
Карлсон: у меня нет семьи. А вы будете моей семьёй.
Воспитатель :дети расскажите, пожалуйста, Карлсону как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
- Как можно назвать их всех , одним словом?
(Ответы детей: семья).
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
(Ответы детей: только родственники).
Карлсон: я не могу быть членом вашей семьи.
Воспитатель : Карлсон не расстраивайся, ты будешь нашим другом.
Игровое упражнение «Какая у вас семья?»
Большая , маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая , веселая , добрая ,
хорошая, строгая, крепкая, счастливая.
Карлсон: что же надо сделать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ответы детей: не обижать, не ссориться, помогать , дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…
Воспитатель: сейчас мы поиграем. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали мамин портрет;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Это пальчик дедушка…»
Воспитатель:
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? Ответы детей (помогать друг другу, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству)
Воспитатель:
Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? Ответы детей: (слышать их, выполнять их поручения, просьбы)
Карлсон: вы можете сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (у своих родителей)
В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Но почему, же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи, все равно подчиняться непросто.
Как с этим бороться? (сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди)
Воспитатель:
А какие же заповеди должны жить в семье?
Ответы детей.
Почитай отца, мать,
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе.
Не огорчай никого.
Воспитатель: Дети, давайте Карлсону, сделаем подарок.
Создание образа семьи. У каждого на столе заготовки. Дети вырезают лепестки цветов и составляют образ своей семьи в виде цветка, подписывая лепестки именами членов семьи. Из лепестков мы сделаем большой цветок и подарим Карлсону.
Карлсон: спасибо, теперь у меня много друзей, я очень рад. Теперь мне пора домой, до будущих встреч.