Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
Конспект НОД
на тему:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Воспитатель старшей группы:
Пономарева Л.А.
г. Бокситогорск
2017 г.
Цель: Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, знакомить с разными видами игрового и потешного фольклора.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
2. Закрепить знания детей об осенних приметах.
3. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
4. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
5. Воспитывать любовь и уважение к обычаям предков, к их праздникам.
Материал и оборудование:
Предварительная работа: Знакомство с традициями, слушание русских народных песен, разучивание народных примет, шуток-прибауток и докучных сказок. Чтение произведений художественной литературы – русские народные сказки. Разучивание пословиц и поговорок об осени. Наблюдение за природой во время прогулки. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток», альбом «Коллекция ниток».
Ход НОД:
Дети приходят в «избу».
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад. (Обращаясь к ребятам)
Ребята отвечают известными пословицами.
Дети: - Хозяюшка в дому, что оладушки в меду.
- Много гостей, много новостей.
- Что есть в печи, все на стол мечи.
Воспитатель: Проходите, рассаживайтесь по удобнее. Вот сядем рядком, да и поговорим ладком. 16 ноября, по народному календарю, праздник «Анна холодная». На Руси с этого дня внимательно наблюдали за погодой, обращая внимание на приметы. Примечали: «Анна холодная – осень голодная». А вы знаете осенние приметы?
Дети: - Если в лесу много рябины, то осень будет дождливая, а зима суровая.
- Если листья на березе пожелтели с низу – то будет ранняя весна.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Много снега в ноябре – к хорошему урожаю.
- Кошка скребет пол – на ветер и метель.
- Кошка прячет нос – к морозу.
Воспитатель: Не зря в старину говорили: Примечай да проверяй, вот и мы проверим. «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Отгадайте загадку: Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?
Дети: Кот.
Воспитатель: Правильно – это кот Тимофей, гроза всех мышей, любит спать на печке, молочко лакать, да с клубочками играть. Давайте поищем кота Тимофея. Около печки нет, под лавкой нет, за печкой нет, вот он на печке, а в лапках клубок. Наигрался и нам предлагает поиграть.
Физминутка:
Ты катись, катись клубочек,
Быстро, быстро по рукам.
У кого в руках клубочек,
Тот сейчас станцует нам.
(Звучит народная музыка, выполняем 2-3 раза, в конце танцуют все вместе)
Воспитатель: Скучен день до вечера, коли делать нечего. А нам есть чем заняться. Как вы думаете, почему кот Тимофей на печке прятался?
Дети: Ему холодно, замерз.
Воспитатель: Мы можем ему помочь? А как?
Дети: Будем делать коврик для кота Тимофея.
Воспитатель: Вы уже знаете, что нитки используют для вязания и вышивания, но с помощью ниток можно делать красивые работы, нитками можно рисовать, использовать в аппликации. А как мы будем использовать нитки?
Дети: Будем приклеивать. Каждая цифра на треугольнике обозначает цвет, согласно этому и будем выполнять работу. Нанесем клей, сверху красиво расположим нитки, которые нарезали, прижмем и дадим подсохнуть, а остатки встряхнём. (Ребята выполняют работу. )
Воспитатель: А пока наши работы подсыхают, мы немного по озорничаем. «Делу время, а потехе час».
Дети рассказывают шутки – прибаутки и докучную сказку.
Дети: 1) -Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
-Не идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
2) - Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
-Очень.
3) -Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Петру помогаю.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
Докучная сказка:
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сказку с начала? (повторяем 3-4 раза)
Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Дети: Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
Дети: Да пока мы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.
Воспитатель: Вот и посидели, вот и поговорили. Молодцы, ребята. Ну, что пора коврик подарить коту Тимофею. С работой справились, много знаете и умеете, да гостей позабавили. А вам понравилось?
Дети: Понравилось. Еще придем в гости.