СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  НОД  по познавательному развитию « Арктика. Путешествие  к Северному полюсу» в подготовительной  группе, с использованием  приема  ТРИЗ «Системный  оператор».

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».»

Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».


г. Черногорск

МБДОУ Детский сад «Журавушка»

Цель: Создание условий для формирования целостного представления о Северном полюсе ; для развития системного мышления детей.


Задачи: Образовательные задачи:
- Создать условия для формирования  представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-Создать условия для обобщения представления об особенностях географического положения Арктики; для знакомства с ее природными условиями  и обитателями;
- Уточнение и активизация словарного запаса  по теме «Арктика» ( глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие);
-  Упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;

- Создать условия для продолжения формирования умения ориентироваться на плоскости: вверх, вниз,вправо,влево.
Развивающие задачи:
-Создать условия для развивития логического мышления, смекалки,  умения рассуждать, доказывать, делать выводы;
- Способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные задачи:
-Создать условия для воспитания интереса к исследовательской  деятельности;
- Побуждать к сотрудничеству  и самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: Глобус, изображения(рисунки, фотографии) животных, растений, птиц и т.д., аудиозапись шума метели, мультимедийное оборудование, мультфильм «Мама для Мамонтенка», «Системный оператор»-девятиэкранка.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. На улице стало тепло и в ваших сердечках поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего нашего путешествия.

Звучит музыка. Появляется Умка.

- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка. Он у нас уже целую неделю гостит. Только сегодня он почему – то загрустил и не хочет  шалить и веселиться. Как вы думаете дети, что же с ним случилось? Может мы  можем ему помочь?(Ответы детей)

Умка: Я у вас играл, резвился,

            Рисовал. Но загостился.

            К маме мне уже пора.

            Помогите, детвора!

            Где мне мамочку найти,

            Как не сбиться мне с пути?

Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где он живет?(Заслушиваются ответы детей) А поможет нам это узнать наш «Волшебный экран»( Используется прием ТРИЗ (Системный оператор) девятиэкранка)

Воспитатель: Открывает центральный экран с изображением Северного полюса.

Правильно. Но где же находится Севенный полюс? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что?

Дети: Глобус.

Воспитатель: На центральном верхнем экране появляется картинка с изображением глобуса.

Воспитатель: А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

   Короной снежной с двух сторон

   Наш шар прекрасный окружен!

   Два полюса, два братика –

   Антарктика и Арктика.

Воспитатель: Ребята, а где расположена Арктика?(Ответы детей) Правильно, на самом севере Земли, где очень холодно.

Предлагаю  нам  вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?(Ответы детей)

Дети: Читают стихотворение про Арктику
Как бьется сердце Арктики? 

Оно стучит как маятник.
  Отважные полярники 

Хранят биенье в памяти.
  Под северным сиянием ,

Что прячет льды суровые
   Слагаются сказания- 

Вершатся судьбы новые.
   Но что-то гостья редкая 

Весна в том крае северном-
    Газетными заметками 

Приходит неуверенно.

Воспитатель: Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на льдине, согласны ?

 Мы отправимся с вами туда,

 Где царство холода и льда!

Воспитатель: На Земле есть места, где льдины в морях плавают в любое время года, это Арктика и Северный полюс.

Звучит аудиозапись шума метели.

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и приплыли с вами в Арктику, а что это за звуки? (Ответы детей)

 Воспитатель: Вспомним, какая погода, климат  преобладают в Арктике? Поможет в этом наш «Волшебный экран» (на центральном нижнем экране появляются картинки с изображением природы Арктики , после чего заслушиваются ответы детей).
 Воспитатель: Действительно, погода здесь ветренная, холодная, морозная, множество айсбергов, льдов, снега.
 Ребята, а что вам известно о растительности этих краёв? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Очень скудная растительность, преобладают мхи, лишайники, ягель, карликовые березы, небольшие кусты. На центральном нижнем экране появляются картинки с изображением растений)
-А еще здесь произрастает удивительно растение - камнеломка. (Появляется картинка с ее изображением).  Как вы думаете, почему люди дали растению такое название? (Ответы детей)

-За удивительную способность и стремление к выживанию в суровых условиях, приспособленность расти среди камней.

-Ребята, а могут ли здесь расти деревья,густые травы? Почему?(Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается на Севере вечная мерзлота, поэтому здесь не могут расти большие деревья с мощьным, длинным стволом, но однако здесь тоже есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья(карликовые березки).Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето ускевают вырасти и поспеть ягоды: морошка, брусника.

-Можно ли вырастить на Севере виноград? Почему нет?

- А заняться садоводством?(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере она длиннее или короче?(Ответы детей)

-Зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.( появляется картинка с изображением Северного сияния)

- Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).

Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.

Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

Воспитатель: Наш Умка приглашает  совершить прогулку по его родной земле. А что мы знаем про белых медведей?
Игра"Закончи предложение"
У бурого медведя шерсть темная, а у северного медведя - ... ( белая). Бурый мишка спит в берлоге, а белый - ...( на льдине).
-Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Что вы слышите?
(Звучит мелодия вьюги)

Это дуют суровые арктические ветра. А еще я услышала чьи-то шаги. Попробуйте отгадать, какие животные пришли нас встретить.(Ответы детей,после чего на центральном нижнем экране появляются картинки с изображением животных и птиц: полярная сова, тюлени, моржи,белые медведи,песцы)

-Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы, .

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый (Морж)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Словно курдюки на пляже,

Эти звери все лежат,

Только в воду погружаются,

Словно чайки полетят! (Тюлени)

Игра "Как след называется?"
У медведя след - медвежий, у моржа- ...(моржевый), у тюленя-...(тюлений), у оленя-...(олений).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что представлял собой Северный полюс много, много лет назад? Жили ли там животные, и были ли они похожи на современных?(Размышления детей)

-В этом нам опять поможет наш «Волшебный экран» (На центральном левом экране появляется картинка с изображением Северного полюса в далеком прошлом; на нижнем левом экране появляется картинка с изображением древних животных-мамонтов)
Воспитатель: Ребята, когда-то очень-очень давно в Арктике жили  такие необычные животные, которых сейчас можно увидеть разве только на картинках и в некоторых музеях.
Предлагаю вашему внимаю фрагмент мультфильма, который даст ответ на этот вопрос.
Просмотр фрагмента мультфильма "Мама для мамонтенка".

-Так какие же животные водились в далекие времена в Арктике? (мамонты)
А сейчас я назову слова, которые относятся к Арктике. Внимательно послушайте и ответьте, всё ли было сказано правильно. Итак...
Игра "Исправь ошибку"

  Белая медведь, ценная мех, полярный сова, северный сияние.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами пофантазируем и представим, что же может случится с Северным полюсом через много, много лет?(По предположениям детей заполняются центральный правый экран и нижний правый экран)

Воспитатель:Ну вот ребята помогли мы Умке вернуться домой.

-Знаете, я думаю, что и нам пора возвращаться нам домой. У жителей севера есть свои дела и не станем им мешать. Лучше поблагодарим их за гостеприимство и доставленную нам радость. И отдельное спасибо нашему белому мишке за чудесную прогулку по Арктике.

-Проходите на льдину.(возвращение в детский сад)

Итог, рефлексия: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кому помогли? Что нового узнали?  

Понравилось ли вам наше путешествие?(С помощью экранов «Системного оператора» дети рассказывают о Арктике и Северном полюсе.)

Стук в дверь.

- Посмотрите. Умка прислал нам письмо и посылку. (Зачитывает) Он нас благодарит и хочет, чтобы вы попробовали конфеты " Мишка на Севере". А вечером расскажем мамам и папам, где вы сегодня были и что нового узнали.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!