Конспект занятия по развитие речи.
Тема: Рассказывание по картинкам детских книг «Детский книжный магазин»
Цель: Учить рассказывать знакомые сказки по картинке, вызвать интерес к сказочному жанру, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Задачи: 1.Вовлекать детей в содержательное общение, в диалог;
2.Учить рассуждать, кратко пересказывать отрывки из любимых сказок;
3. Продолжать работу по развитию у детей воображения, умению сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться .
4. Подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
5. Развивать чувство юмора.
Ход занятия.
Дети стоят у стульчиков.
Вьется сказка по дорожке,
И куда-то нас ведет,
Даже боязно немножко,
Что там впереди нас ждет?
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос. (игра «Скажи наоборот»)
-Баба –Яга злая, а крошечка- Хаврошечка… (добрая)
-Заяц трусливый, а петух…(смелый, храбрый)
-Емеля веселый, а Несмеяна…(грустная)
-Лиса хитрая, умная, а волк… (глупый, простоватый)
-Ленивица ленивая, а Рукодельница …(трудолюбивая)
-Снегурочка холодная, а колобок …(горячий)
-заяц шустрый, ловкий, а медведь…(неуклюжий)
-У лисы хвост длинный, а у зайца… (короткий)
-Волк побежал по короткой дороге, а Красная Шапочка…(по длинной)
-Ребята, вы любите сказки? А вы знаете, что сказки были придуманы давным-давно? Каждый народ сочинял свои сказки и рассказывал их детям. А те, когда вырастали, рассказывали своим детям. Так сказки дошли до наших дней. Во всем мире дети любят сказки В нашем книжном магазине сегодня очень много сказочных книг. (воспитатель обращает внимание на выставку книг, с которыми они уже знакомы)
-Вот какие замечательные книги в нашем магазине! Сейчас попробуем побывать в роли продавца-консультанта. Надо постараться, так рассказать о книге, чтобы ее захотелось купить.
(воспитатель предлагает примерный план консультации)
-Как называется сказка?
-кто написал (автор)
-какие главные герои
-о чем эта сказка (краткое содержание)
-чему может научить сказка?
Дети по желанию рассказывают «покупателям» о сказке, рекомендуют купить ее для чтения… «Покупатели» могут задать вопрос (н-р: «Кто написал эту сказку?» -если продавец не назвал.)после двух-трех рассказов – оценивают ,какую захотели купить книгу и почему.
- На какие две группы можно разделить эти сказки (русские народные и авторские). Девочки выберут и поставят на верхнюю полочку р. н. сказки. Мальчики –на нижнюю-авторские.
Физкультминутка- игра с мячом «Добавь словечко»
-Мышка ...норушка, шапка……невидимка
-Лисичка…сестричка, скатерть……самобранка
-Волчок…серый бочок, Емеля…..дурачок
Иван ...царевич, жар…..птица
-лягушка…царевна, конек….горбунок
- сапоги….скороходы, красная…шапочка
-ковер- ….самолет, Михайло…Иванович
Цветик…семицветик, Настасья…..Петровна
-зайчик….побегайчик,
-лягушка…квакушка,
- Как вы думаете, трудно ли сочинять сказки? А интересно? Сейчас вы попробуете сочинить свою сказку.
Воспитатель предлагает взять детям карточки, определить из какой сказки его картинка. (карточки из двух сказок «Заюшкина избушка» и «Заяц- хваста») и разделиться на команды по 3-4 человека.
Задача каждой команды вспомнить сказку (воспитатель добавляет каждой команде дополнительную картинку, не относящуюся к этой сказке), посоветоваться друг с другом и переделать за 2-3 минуты ее содержание так, чтобы пятая (лишняя) картинка нашла свое место в тексте, и представить эту старую сказку на новый лад другой команде. Каждая команда выбирает своего представителя, который будет рассказывать сказку, другие члены команды помогают ему по мере необходимости.
Наборы картинок могут быть такими:
- заяц, ворона, собаки, зайцы на гумне+ вертолет;
Заяц, собака, лиса, петух +воздушный шарик.
Анализ занятия. (на доске солнышко и тучка, отдельно лучи и капельки)
- Подойдите к доске. Если у вас все получилось и было интересно –поставьте луч к солнышку, если не со всем справились и было скучно-поставьте капельку к тучке), объясните свой выбор.
-