Занятие по развитию речи (система ТРИЗ).
Тема: «Посуда»
Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать учить классифицировать посуду: чайная, столовая, кухонная, развивать логическое и образное мышление, творческое воображение ,расширять словарный запас детей, воспитывать умение проявлять активность мысли.
Оборудование: Сказка К.И. Чуковского «Федорено горе», схематическое изображение посуды (на каждого), карточка с изображением посуды для игры «Четвертый лишний», цветные карандаши, загадки.
Мотивация: В группе появляется коробка , на которой наклеен листок с загадкой. Воспитатель предлагает детям узнать, что находится в этой коробке.
Содержание:
1.Вос-ль: Давайте узнаем, что находится в этой коробке? Для этого мы отгадаем загадку:» Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь» Что это? (посуда).
- Давайте заглянем внутрь… Здесь лежат волшебные картинки с изображением посуды. Рассмотрите их , назовите предметы посуды.(дети перечисляют: кастрюля, стакан, чайник, кружка, вилка, нож, ложка, чашка, тарелка, сковорода, утюг). – Какой предмет здесь лишний?(утюг) Почему?
Задание: Дети называют все предметы, обводя их контур на картинке, проговаривая: «Я вижу кастрюлю, это посуда. Я вижу стакан, это посуда».
2. А сейчас я загадаю вам загадки о посуде. Вы отгадайте их и скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная).
* При виде еды не считаю ворон, бросаются дружно с обеих сторон.
* Один разрезает, другая хватает, обоим в тарелке работы хватает. (нож и вилка)
*На огне я стою, еду вкусную варю. (кастрюля)
*Новая посуда, а вся в дырках. (друшлаг, решето)
* Из горячего колодца через нос водица льется. (чайник).
- Нож, вилка – это столовые приборы.
- Кастрюля, друшлаг – это кухонная посуда.
- Чайник может быть заварочный, может быть кухонный.
3. Физминутка: Сейчас мы с вами превратимся в большой чайник. Представьте , что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает закипать, бурлить. И вот – нет терпения! Кипит вода! Из носика валит пар! Вода вся выкипела!
4. А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. В нашей коробке столько сюрпризов. Посмотрите, сколько картинок посуды. Сейчас я перемешаю эти картинки, и раздам вам по одной. Каждый из вас рассмотрит свой предмет и подробно расскажет о нем. (детям раздаются карточки с изображением посуды и они составляют свой рассказ).
Например: Это кастрюля- она большая, удобная, красная, металлическая, с ручками, крышкой.
- Это стакан – он большой, вместительный, стеклянный, граненый, тонкий, холодный, с подставкой.
- Это чайник – он небольшой, пузатый, железный, синий, пустой, полный, заварочный, с ручкой, с круглой крышкой.
- Это чашка –она белая, цветная, маленькая, большая, чайная, удобная, фарфоровая, хрупкая, тонкая.
- Это тарелка – она суповая, мелкая, глубокая, одноразовая, пластмассовая, стеклянная, глиняная, расписная, и т.д.
- Это сковорода – она чугунная, антипригарная, железная, глубокая, большая, круглая, с крышкой, ручкой, и т.д.
5. Итог: Молодцы! Сколько всего придумали, и как интересно описали свою посуду. Теперь мы знаем, что посуда бывает кухонной, столовой. Давайте все свои картинки соберем в волшебную коробку, и встретимся с ней в другой раз.