Региональный компонент.
Конспект НОД.
Старшая группа.
Составитель конспекта: старший воспитатель Ведерина Ирина Александровна.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
(Авторы программы: Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева, Л.М.Тригуб, Е.В. Феклистова).
Тема: Знакомство с крымскими писателями.
Поляков Ю. «С крыши нашего сарая…».
Козеева И. «Чёрное море».
Цель: создание условий для расширения знаний детей о красоте родного края – Республике Крым.
Задачи:
- обогащать читательский интерес и опыт детей, расширять знания детей о людях Крыма, о Родине; - вызвать интерес к крымским писателям и их произведениям; - развивать связную речь детей;
- развивать познавательную активность, поддерживать и развивать детскую впечатлительность, создать положительный эмоциональный настрой;
- знакомить детей с художественными произведениями, отражающими красоту родного края – Крыма;
- воспитывать гордость за свой народ, патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: видеоролик с сопроводительным чтением стихотворения и показом картин о природе Крыма, портреты писателей Ю. Полякова, И. Козеевой, географическая карта Крыма.
Ход НОД.
1. Мотивационно-побудительный этап.
На магнитной доске прикреплены картинки с изображением природных зон Крыма, море, река.
- Отгадайте загадки:
Чайки весело летают
И дельфины проплывают.
И кораблики идут,
Даже скаты там живут. (Море)
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Вся в вершинах эта местность,
Для людей не робких.
Здесь туристам интересно,
Вверх идти по тропке…(Горы)
Не видать её корней,
Вершина выше тополей.
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт…(Гора)
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала - опять побежала. (Река)
Падает со склонов гор река,
Слышен шум воды издалека.
Спросим мы давайте у ребят,
Как зовется это? (Водопад)
- Ребята, где можно увидеть всю эту красоту? (Ответы детей).
Наш Крым - чудесный уголок Отчизны.
Гостеприимны - эти берега.
Крым щедро дарит людям радость жизни
Земля любимая, ты сердцу дорога.
(Инна Козеева).
- Да, вы правы, такую красоту можно увидеть у нас в Крыму.
2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.
Демонстрирую географическую карту Крыма. Кратко рассказываю о природе полуострова.
- Крым – это удивительный и неповторимый уголок природы. Природа Крыма уникальна тем, что на малой территории сочетаются различные виды поверхности (рельефа), природных зон, большое разнообразие растительного и животного мира. Крым – это удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане. Побывав здесь однажды, люди стремятся попасть сюда снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Природа нашего полуострова необычайно красива, поэтому её воспевают в своих произведениях многие поэты и писатели. Демонстрирую портрет И. Козеевой (см. Приложение 1, с биографией). - Сейчас мы с вами послушаем, как воспевают наш Крым в поэзии.
Чтение стихотворение И. Козеевой «Чёрное море»:
Кто твердит упрямо в споре,
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором-
Удивит оно простором.
А разгладится слегка-
Отражает облака.
Море нежно-голубое.
Море дышит, как живое!
На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Все богатство светлых вод
Щедро людям отдает.
И, вбивая солнца жар,
Сберегает звездный дар.
Море, мы навек с тобою
Крепко связаны судьбою.
- О чём это стихотворение?
- Какое море? Какими словами автор описывает красоту моря? (Мрачно, удивит оно простором, отражает облака, нежно-голубое; дышит, как живое; ласковое, щедрое).
- Какими словами вы можете описать море? (Ответы детей: глубокое, синее, красивое, тёплое, и т.д.)
Игра «Продолжи стихотворение»
1.Повторное чтение стихотворения.
- Ребята, послушайте ещё раз внимательно это стихотворение, постарайтесь запомнить некоторые слова, выражения.(Читаю стихотворение, чётко проговаривая каждую вторую строку).
2.Чтение стихотворение по одной строчке: «Кто твердит упрямо в споре…,». Дети продолжают: «Будто мрачно наше море?» и т.д. всё стихотворение.
- Вы молодцы, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
У нас в Крыму горы высокие, (руки вверх-на носочки),
Моря глубокие, (наклоны вперёд – коснуться пола),
Степи широкие, (руки развести в стороны-назад),
Леса большие, (руки вверх – наклоны влево-вправо).
А мы ребята вот такие! (руки вперёд-жест «хорошо!»
В.: Ну, отдохнули немножко, внимание на экран.
Чтение стихотворения Поляков Ю. «С крыши нашего сарая…». Просмотр DVD (видеоролик с сопроводительным чтением стихотворения и показом картин о природе Крыма, соответствующих содержанию стихотворения):
С крыши нашего сарая
Ты увидишь свысока,
Как бежит, во всю сверкая,
В бликах солнечных река.
За рекой полей просторы,
А за ними темный лес,
А за ним синеют горы,
Подпирая край небес.
За горами, вся без края,
Разлилась морская гладь.
(Только с нашего сарая
Моря вовсе не видать).
Но зато увидеть можно,
Если глянуть за забор,
Как собака спит тревожно –
Стережет соседский двор.
Как дорога вдаль стремится
Через поле напрямик,
Как по ней куда-то мчится
Допотопный грузовик,
Как часами ждут улова
Рыбаки на берегу,
Как рогатая корова
Щиплет травку на лугу.
С крыши нашего сарая,
Ты увидишь свысока,
Как земля твоя родная
Бесконечно широка,
Как огромен и прекрасен
Твой родной и тихий край...
Нет, сегодня не напрасно
Я забрался на сарай.
- Ребята, о чём нам автор рассказал в этом стихотворении? (Ответы детей).
- Кто любит наблюдать с крыши сарая за красотой окружающей природы?
- С высоты можно многое увидеть, давайте и мы с вами подойдём к окошку и с высоты второго этажа нашего детского сада полюбуемся природой, которая нас окружает.
- Что вы видите? (Ответы детей: степь, канал, Сиваш, …).
- Какое ещё море омывает берега Крыма? (Азовское).
- Озеро Сиваш — мелководный залив Азовского моря, отделенный от него узкой и низменной песчано-ракушечной косой — Арабатской стрелкой. Дно Сиваша покрыто толстым слоем вязкого темного ила. Озерные солёные воды обладают уникальными, целебными свойствами – это и является наиболее частой причиной посещения его большим количеством людей, приезжающих сюда с целью оздоровления. На первый взгляд Сиваш может показаться безжизненным, но на самом деле в нем произрастает много водорослей и других водных растений. Которые в свою очередь гниют выделяя сероводород, метан и другие газы. Именно поэтому Сиваш именуется ещё как «Гнилое море». А в переводе с татарского «сиваш» - грязь. В некоторых местах Сиваша найдена лечебная грязь.
- А теперь, давайте перейдём к южному окну и посмотрим, что вы видите теперь? (В дали виднеются горы, рядом школа, дорога, жилые дома,…)
- Молодцы, присаживайтесь вокруг меня на ковре.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
- Ребята, предлагаю поиграть, я буду говорить фразы, а вы говорить «ДА» или «НЕТ», будьте внимательны:
Дидактическая игра "Кто живёт в море?"
- А в воде живёт индюк? (Нет).
- А в воде живёт утюг? (Нет).
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? (Да).
- А большие мандарины? (Нет).
- В Чёрном море есть дельфины? (Да).
- Рыбы в нашем море есть? (Да).
- Крокодилов в нём не счесть? (Нет).
- Дети плещутся в воде? (Да).
- Мусор плавает в воде? (Нет).
- Молодцы!
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Какие стихотворения читали?
- Где бы вы хотели побывать у нас в Крыму?
В.: Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зелёным островом этим
Мирное, доброе солнце встаёт.
Козеева Инна Ивановна
Козеева Инна Ивановна родилась 21 октября 1940 года в Перми. В 1947 году семья переехала в Ялту. Будущая поэтесса училась в СШ №5 им. А.П.Чехова. Писала стихи, оформляла стенную газету. Заметки и информации школьницы стала печатать "Курортная газета".![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/14/s_5a5b6f6c1c547/797680_1.png)
После окончания физико-математического факультета Крымского педагогического института преподавала физику в школах Симферополя и Ялты. Работала референтом в обществе "Знание", научным сотрудником краеведческого музея, методистом "Поляны сказок". Сотрудничала на радио.
Стихи для детей стала писать, когда в детский сад пошел внук. Много раз произведения талантливого автора печатались в газетах, передавались по радио.
Член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым, Международного сообщества писательских союзов (г. Москва).
Инна Козеева - автор детских поэтических сборников "Расти, малыш!", "С любовью к природе", "Школьные звонки".
Живет и работает в Ялте.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/14/s_5a5b6f6c1c547/797680_2.jpeg)
Поляков Юрий Алексеевич
Поляков Юрий Алексеевич Родился и живет в городе Симферополе. В детстве мечтал о профессии учителя литературы или журналиста, пробовал писать стихотворения, небольшие рассказы. После окончания симферопольской школы N34 работал пионервожатым. Затем армия, служба в Туркменистане. Возвращение в родной город, работа в школе, увлечение журналистикой. Сотрудничал с крымскими газетами, был редактором приложений «Класс» и «Усадебка» в «Крымском времени». Сейчас Юрий Алексеевич преподает русский язык, литературу и художественную культуру в общеобразовательной школе N30 г. Симферополя.
Юрий Поляков - член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым (Международное сообщество писательских союзов), член Национального союза писателей Украины, главный литературный редактор Международного творческого объединения детских авторов.
- Обладатель Золотого диплома Национальной литературной премии "Золотое перо Руси" (Москва) в номинации "На лучшее произведение для детей", дважды: 2009, 2010 годы;
- дипломант Регионального конкурса Республиканского комитета Автономной Республики Крым "Крымская книга" в номинации "Мир детства" (2012 год);
- победитель творческого конкурса журнала "Весёлые картинки" (2013 год);
Крыму "за большой вклад в развитие литературного искусства Крыма".
Источники:
http://simfchildlibrary.ru/view_pisately.php?c=5
https://afez.ru/zagadki-dlya-detej-s-otvetami/priroda/more
https://podrastu.ru/zagadki/zagadki-o-prirode.html