2. | Основная часть | — Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. -Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? -Как мы себя чувствуем дома? — Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Правильно – это печь. Печь – это сердце дома. С печью связан весь быт, вся жизнь русского народа. Люди недаром наделяли печь волшебными свойствами. Даже в сказках печка играет не маловажную роль. Вспомните, в каких сказках говорится о печи? Как вы думаете, для чего нужна печь? Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Рано утром вставала хозяйка и первым делом всегда топила печь. Печь – это деревенская кормилица. Чем могла накормить печь своих хозяев? Правильно, в ней готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб. Дети, у кого - то из вас бабушка живет в деревне? В доме есть у нее русская печь? Дети, правый угол от печи назывался «бабий кут». Там все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. В этом закутке командовала хозяйка, то есть это отгороженное место в избе, отдельный уголок. Для того чтобы приготовить пищу или навести в доме порядок хозяйке необходимы были различные предметы домашнего обихода. Давайте мы с вами вспомним названия этих предметов. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и находить эти предметы в моей избе. Новая посудина, а вся в дырках (сито) Скажите, пожалуйста, для чего нужно было сито в доме? Правильно, молодцы! Давайте мы с вами попробуем просеять муку через сито. Слушайте следующую загадку. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка) Дети, вспомните, как использовали ложки в крестьянских семьях? Давайте и мы с вами сыграем на ложках. У меня еще для вас загадка. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где там, в печке уголек, Кашу сварит… (чугунок). И эту загадку отгадали, молодцы. А для чего же нужен был чугунок? Гости дорогие, скажите мне, пожалуйста, чем ваши мамы снимают горячую кастрюлю с газовой плиты? А вот раньше из горячей печи доставали чугунок специальным приспособлением, которое называлось ухват. Он всегда стоял около русской печи. Посмотрите, у меня тоже есть ухват. Давайте мы с вами попробуем им достать чугунок и поставить его на стол. Дети, для того чтобы приготовить еду надо было принести воды. Раньше за водой ходили далеко в колодец, и чтобы легче было нести ведра с водой, брали коромысло, клали его на плечо и так несли воду домой. Вот это коромысло. Давайте мы с вами попробуем пронести воду на коромысле. | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, получают новую информацию. Дети отгадывают загадки, пробуют действовать с предметами быта. Под музыкальное сопровождение дети играют на ложках. Дети упражняются в использовании ухвата, коромысло. | 15 мин. |
3. | Самостоятельное применение нового на практике или актуализация уже имеющихся знаний и представлений. | Вот, дети, сколько предметов домашнего обихода вы теперь знаете. Все предметы быта со временем изменились, их заменили другие предметы более современные. Давайте мы с вами поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду вам показывать картинки со старинными предметами домашнего обихода, а вы будете находить картинку с тем предметом, который мы используем сейчас. Молодцы, все вы правильно нашли, показали и назвали. Дети, раньше в деревнях не было ни телевизора, ни кинотеатра, ни компьютера. Как же люди проводили свободное время, чем они занимались? Знаю, нам нужна игра, Распотешиться пора, Становитесь в хоровод. Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня». Дети считалкой выбирают Ваню. Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривает подружку, дети идут хороводом и поют. Вышел Ваня погулять, Стал подружку выбирать, Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать. Дети останавливаются. Поклонись, поклонись. Ваня кланяется выбранной девочке. Девочка отвечает поклоном. Да за ленточку держись. Ваня: дарю тебе эту ленточку, потому что ты веселая. В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется. | Дети играют в игры, активно включаются в процесс. | 5 мин. |
4. | Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний. | Ну, что, гости дорогие, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Какие новые предметы быта вы узнали? Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас пироги испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите. – Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости! | Дети отвечают на вопросы. Дети благодарят хозяйку за гостеприимство, за интересный рассказ. | 2 – 2,5мин. |