СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Посиделки у печи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно – нравственным  ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования  патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Посиделки у печи».»

Пояснительная записка.


Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание. Патриотизм, как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность, без которых человек не может состояться, как личность.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истокам возникновения и происхождения народных традиций, быта и его окружения. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. Приобщение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.


Технологическая карта.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью, бытом русского народа; закреплять знания о русском устном фольклоре.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с русской печью, «бабьим кутом», предметами старинного русского быта - ухват, коромысло;

  • закрепить знания о предметах домашней утвари – чугунок, ложки, сито.

  • обогащать словарь детей новыми словами: печь, ухват, коромысло, «бабий кут».

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, бережное отношение к старинным вещам.

Развивающие:

  • развивать у детей свободное общение, связную речь, память, мышление.

Ожидаемые результаты:

  • дети познакомятся с новыми предметами домашней утвари, научатся с ними обращаться;

  • получат элементарное представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта;

  • закрепят правила культуры поведения в гостях.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Емеля»; использование в совместной деятельности потешек, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; беседа о русском быте, разучивание русской народной игры «Вышел Ваня».

Словарная работа: ухват, коромысло, «бабий кут».

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, самотканые половики), предметы домашнего обихода – ухват, сито, коромысло, ложки, чугунок, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня", картинки с предметами быта прошлого и настоящего, русский народный костюм для хозяйки.










п/п

Этапы НОД

Структурные компоненты деятельности

Ход образовательной деятельности


Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть.

Организационный момент.

Мотивация, постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация: Воспитатель, переодетый в русский народный костюм приглашает детей к себе в гости.

Ребята, вы хотите сегодня посетить русскую народную избу, рассмотреть предметы быта, узнать много нового и интересного?

Дети переключают свое внимание на пришедшего гостя и с интересом принимают приглашение и поставленные перед ними задачи.

1,5 мин.

2.

Основная часть

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Правильно – это печь. Печь – это сердце дома. С печью связан весь быт, вся жизнь русского народа. Люди недаром наделяли печь волшебными свойствами. Даже в сказках печка играет не маловажную роль.

Вспомните, в каких сказках говорится о печи?

Как вы думаете, для чего нужна печь?

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Рано утром вставала хозяйка и первым делом всегда топила печь. Печь – это деревенская кормилица.

Чем могла накормить печь своих хозяев?

Правильно, в ней готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб.

Дети, у кого - то из вас бабушка живет в деревне? В доме есть у нее русская печь?

Дети, правый угол от печи назывался «бабий кут». Там все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. В этом закутке командовала хозяйка, то есть это отгороженное место в избе, отдельный уголок.

Для того чтобы приготовить пищу или навести в доме порядок хозяйке необходимы были различные предметы домашнего обихода. Давайте мы с вами вспомним названия этих предметов. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и находить эти предметы в моей избе.

Новая посудина, а вся в дырках (сито)

Скажите, пожалуйста, для чего нужно было сито в доме?

Правильно, молодцы! Давайте мы с вами попробуем просеять муку через сито.

Слушайте следующую загадку.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Дети, вспомните, как использовали ложки в крестьянских семьях?

Давайте и мы с вами сыграем на ложках.

У меня еще для вас загадка.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там, в печке уголек,

Кашу сварит… (чугунок).

И эту загадку отгадали, молодцы. А для чего же нужен был чугунок?

Гости дорогие, скажите мне, пожалуйста, чем ваши мамы снимают горячую кастрюлю с газовой плиты?

А вот раньше из горячей печи доставали чугунок специальным приспособлением, которое называлось ухват. Он всегда стоял около русской печи. Посмотрите, у меня тоже есть ухват. Давайте мы с вами попробуем им достать чугунок и поставить его на стол.

Дети, для того чтобы приготовить еду надо было принести воды. Раньше за водой ходили далеко в колодец, и чтобы легче было нести ведра с водой, брали коромысло, клали его на плечо и так несли воду домой. Вот это коромысло. Давайте мы с вами попробуем пронести воду на коромысле.


Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, получают новую информацию.
































Дети отгадывают загадки, пробуют действовать с предметами быта.






Под музыкальное сопровождение дети играют на ложках.







Дети упражняются в использовании ухвата, коромысло.

15 мин.

3.

Самостоятельное применение нового на практике или актуализация уже имеющихся знаний и представлений.

Вот, дети, сколько предметов домашнего обихода вы теперь знаете.

Все предметы быта со временем изменились, их заменили другие предметы более современные. Давайте мы с вами поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду вам показывать картинки со старинными предметами домашнего обихода, а вы будете находить картинку с тем предметом, который мы используем сейчас.

Молодцы, все вы правильно нашли, показали и назвали.

Дети, раньше в деревнях не было ни телевизора, ни кинотеатра, ни компьютера. Как же люди проводили свободное время, чем они занимались?

Знаю, нам нужна игра,

Распотешиться пора,

Становитесь в хоровод.

Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня».

Дети считалкой выбирают Ваню.

Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривает подружку, дети идут хороводом и поют.

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

Дети останавливаются.

Поклонись, поклонись.

Ваня кланяется выбранной девочке. Девочка отвечает поклоном.

Да за ленточку держись.

Ваня: дарю тебе эту ленточку, потому что ты веселая.

В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.


Дети играют в игры, активно включаются в процесс.

5 мин.

4.

Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний.

Ну, что, гости дорогие, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Какие новые предметы быта вы узнали?


Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас пироги испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Дети отвечают на вопросы.


Дети благодарят хозяйку за гостеприимство, за интересный рассказ.

2 – 2,5мин.

Список использованных источников.


  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ,2005.

  2. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» / М.: Мозаика-синтез, 2010

  3. Дыбина О.В. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое предметов. / М.: ТЦ Сфера, 2001

  4. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. / М.: ТЦ Сфера, 2001

  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно – методическое пособие // Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2000.

  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  7. Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. – М.: Мозаика - Синтез














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!