СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводных". Данный конспект содержит материалы для сравнения рыб и земноводных

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Конспект урока « Изучение процессов жизнедеятельности представителей Класса

Земноводные».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Раскрыть особенности внутреннего строения земноводных, связанные с жизнью

на суше и в воде.

  1. Выявить прогрессивные признаки в процессах жизнедеятельности

земноводных.

  1. Раскрыть особенности развития и размножения земноводных.

  2. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать материал по теме.

  2. Формировать умение излагать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений.

Оборудование: презентация урока, таблицы, рабочие листы ( фреймы)

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности строения и процессы жизнедеятельности земноводных как первых

наземных позвоночных;

  • Особенности размножения и развития земноводных;

Учащиеся должны уметь:

  • Распознавать изученные системы на таблицах и рисунках;

  • Осуществлять связь строения с выполняемыми функциями.

Основные положения урока:

  • Земноводные – первые наземные позвоночные.

  • Основные системы, особенности их строения и выполняемые функции.

  • Особенности размножения земноводных. Зависимость оплодотворения от воды.

  • Черты сходства головастика с мальком рыбы – доказательства эволюционного

родства.

  • Роль земноводных в различных биоценозах и их практическое значение.

ХОД УРОКА.

I. Организационная часть. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке, мы продолжим изучение земноводных, мы изучим их внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, а также уточним их прогрессивные черты – как первых наземных животных. А также изучим процессы размножения и развития.

Прежде, чем переходить к изучению нового материала, необходимо повторить материал прошлого урока: вы должны вспомнить особенности внешнего строения, экологические группы земноводных. На столах у вас лежат рабочие листы, в которых расположены содержательные и категориальные элементы. Я предлагаю вам их заполнить, на выполнение задания – 10 минут. Сдайте, с последней парты на первую.

II. Изучение нового материала-20 минут

Итак, тема урока « Изучение процессов жизнедеятельности амфибий.»

Выйдя на сушу, земноводные стали «пионерами» во всем, что касалось жизни в воздушной среде. И если бы животным выдавали патенты, то земноводные получили бы их за ряд достижений, которые мы с вами сегодня изучим. Откройте тетради, поставьте дату, откройте фреймы, напишите тему урока.

Внимательно рассмотрев рисунки в учебнике на стр.164, на слайде – выделим прогрессирующие черты в строении опорно – двигательной системы.

Ответ: скелет костный (хотя с костями соединяется множество хрящей). Основные отделы скелета лягушки такие же, что и у рыб – скелет головы – череп, скелет туловища – представлен позвоночником, но вместо плавников – свободные конечности, а также пояса конечностей. Главные отличительные особенности связаны с возможностью наземной жизни – это развитие передних и задних конечностей. Череп сочленён с позвоночником подвижно за счёт 1 шейного позвонка, рёбра и грудная клетка отсутствуют. Многие из изобретений Земноводных оказались настолько успешными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных (плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, и пальцы), бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). За счёт подвижного сочленения костей лягушка передвигается не только на суше, но и в воде.

Мускулатура у земноводных состоит из мышц, более сложных по строению, чем у рыб. Хорошо развиты мышцы конечностей, а у хвостатых – мышцы хвоста.

Новое записываем во фреймах.

Итак, мы переходим к изучению следующей системы - пищеварительной.

Амфибии – хищники, питаются насекомыми, паукообразными, слизнями, птенцами, мышами. Охотясь, лягушка хватает только подвижную добычу. Заметив приближающуюся добычу, она широко раскрывает рот. Изо рта выбрасывается длинный клейкий язык, прилипшая к языку жертва направляется в рот. Амфибии - первые «слюнтяи» планеты, у них появились слюнные железы.

Строение пищеварительной системы лягушки и рыбы во многом сходны. Ротовое отверстие – обширная глоточная полость - пищевод-желудок. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи, происходит всасывание питательных веществ, которые всасываются стенками кишечника и разносятся током крови по всем тканям и органам. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются через клоаку. Клоака – это расширение толстой кишки, куда открываются ещё протоки выделительной, половой систем.

Какая функция пищ. системы?

Ответ:_________________________________________

Новое записываем во фреймах.

Следующая система, которую мы рассмотрим - это кровеносная система. Внимательно прослушайте и просмотрите фильм. * ------------

Итак, какие же прогрессирующие черты вы выяснили?

Ответ:

1. Фактически из 6 дуг аорты функционируют только 3: 3 дуга превратилась в сонную артерию, по которой кровь течёт к голове, 4 дуга стала системной и по ней кислород доставляется ко всем частям тела, по 6 – кровь поступает в сердце.

2. Сердце лягушки в отличие от рыб трёхкамерное: левое и правое предсердие, и 1 желудочек.

В левом предсердии кровь всегда артериальная, а в правом всегда венозная, в желудочке кровь смешанная.

3. У земноводных 2 круга кровообращения, по одному кровь идёт в лёгкие, а по другому – ко всем тканям и органам.

Новое записываем во фреймах.

Следующая система, в которой мы найдём отличия – дыхательная.

Давайте вспомним особенности дыхания рыб: они дышат растворённым в воде кислородом, органы дыхания – жабры, в которых и происходит газообмен.

У земноводных полуназемный образ жизни, с связи с этим у них появились новые органы дыхания – лёгкие, но работают они только при резкой активности или когда они находятся под водой, в остальное время они дышат при помощи кожи.

Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами. Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла. Дыхательный акт начинается с того, что открываются ноздри и опускается нижняя стенка ротовой полости – воздух засасывается в ротовую полость. Затем ноздри закрываются. Нижняя стенка поднимается, и воздух проталкивается в лёгкие. Удаление воздуха происходит благодаря сокращению брюшной мускулатуры и простому спадению лёгких. Лёгкие развиты плохо, поэтому важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами. Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.

Новое записываем во фреймах.

В строении выделительной системы рыб и земноводных много общего.

Давайте вспомним строение выделительной системы рыб:

Ответ: Органы выделения почки, которые фильтруют вредные продукты обмена веществ, Моча поступает в мочеточники, которые впадают в мочевой пузырь и открываются наружу выделительным отверстием.

Правильно, а у земноводных же моча выделяется наружу через клоаку.

Новое записываем во фреймах.

Так как у земноводных слабо развиты лёгкие, по организму движется смешанная кровь, то обмен веществ вялый и он мало отличается от обмена веществ рыб. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к холоднокровным животным.

Нервная система земноводных состоит из таких же отделов, что и у рыб. Давайте вспомним, какие же?

Ответ: Центральная и периферическая. Центральная состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг имеет 5 отделов - передний, средний, промежуточный, продолговатый мозг, мозжечок. Переферическая из нервов и нервных окончаний.

Правильно, у земноводных передний мозг более развит и состоит из 2 полушарий, но плохо развит мозчечок, поэтому у земноводных однообразные движения. Органы чувств приспособлены и к водному и к наземному образу жизни, поэтому они имеют более сложное строение по сравнению с рыбами.

Новое записываем во фреймах.

Особенности развития.

Сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой. В воде многие находят пищу и прячутся в воду в минуту опасности. А размножаются земноводные только в воде, так как тонкие покровы яиц земноводных и тонкие покровы головастика не могут противостоять высыханию.

Это раздельнополые животные. Оплодотворение земноводных наружное, происходит в воде. Оплодотворённые икринки, прикрепляется гроздьями к водным растениям или комками плавает в воде. Зародыш развивается в икринке около 1,5 недель, затем он разрывает оболочку икринки и выходит наружу. Головастик - личинка лягушки не похожи на взрослых земноводных, а вот с личинками рыб очень сходны. Дышат с помощью наружных жабр, имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения, есть боковая линия, сегментарное строение мышц. Хорда сохранена. Передвигается головастик с помощью хвоста, питается мелкими одноклеточными растениями и животными. В процессе развития наружные жабры заменяются на внутренние, развиваются сначала задние конечности. А потом передние. Появляются лёгкие, головастик всё чаще поднимается к поверхности для дыхания. Постепенно формируется 2 круг кровообращения, сердце становится 3- камерным, хвост постепенно уменьшается, головастик становится похожим на лягушку, переходит от растительного питания на животное.

Знаменитый эволюционист Жоффруа Сен-Илер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Во взрослое животное личинка-головастик превращается через 2-3 месяца.

У вас на столах таблица. Давайте её заполним вместе со мной, вложите её в свои тетради.


В основном у всех амфибий отсутствует забота о потомстве, но некоторые – очень заботливые родители. Квакши филломедузы даже заворачивают свою икру в широкие листья на деревьях, расположенных на берегу водоёмов. Вылупившиеся головастики падают в воду — и продолжают своё развитие в ней. А самец ринодермы Дарвина вынашивает своих детей внутри собственного тела! Для этого он помещает откладываемые самкой немногочисленные крупные яйца в свой горловой мешок. Вылупившиеся из яиц личинки срастаются спинками со стенками горлового мешка отца и получают питание через его кровеносную систему. По завершении развития — в этом аналоге матки млекопитающих! — головастики отбрасывают свои хвосты и рождаются через рот папы, переходя к самостоятельной жизни в водоёме. Отец же жабы-повитухи также весьма заботливо вынашивает своих малышей. Но не в теле, а на бёдрах, обмотав их "шнурами" с икрой. Носит он их так около месяца, до вылупления головастиков. Дальнейшее развитие головастиков происходит в воде и длится иногда более 2 лет.

Есть среди амфибий и способ вынашивания детёнышей, аналогичный сумчатым млекопитающим. Так, суринамская пипа выращивает головастиков в ячеистой «сумке» на собственной спине.

Учитель: В цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы! Как вы думаете: кто и за что?

Учитель: Благодарное человечество поставило лягушке два памятника – в Париже перед зданием Пастеровского института, второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Оба памятника – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки, за многочисленные открытия и эксперименты (например, в 18 веке ученые Луиджи Гальвани и Александр Вольта открыли «живое электричество»). А один из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорил: «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается. А так как мы с тобой те же лягушки, я буду знать, что и у нас внутри делается».

III. Закрепление – 10 минут.

Учитель: А сейчас я попрошу вас выполнить последнее задание -давайте выполним

сенквейн.


Итог: сегодня на уроке мы раскрыли особенности внутреннего строения земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде, выявили прогрессивные признаки в процессах жизнедеятельности земноводных, раскрыли особенности развития и размножения земноводных.

Домашнее задание: п.41, 42, фреймы, приготовить доклады:

  1. Происхождение земноводных.________________________________

  2. Отряд Бесхвостые амфибии____________________________________

  3. Отряд Хвостатые земноводные_________________________________

  4. Отряд Безногие земноводные__________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!