Рабочая программа по русскому языку (письмо)
Письмо
Пояснительная записка.
Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что уроки ведутся параллельно с чтением. Осуществляется межпредметная связь. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения письму ставит цель:
- учить учащегося писать самостоятельно небольшие предложения;
- развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку;
- развивать и корректировать мелкую моторику рук;
- совершенствовать графические навыки;
-прививать навыки правильной посадки, правильного пользования карандашом, ручкой.
Методы и приёмы обучения письму:
1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками;
2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.
3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали; умение раскрасить предмет, не выходя за контур;
Содержание
1 четверть.
Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами.
Входная контрольная работа №1.
Анализ контрольной работы.
Письмо (печатание) буквы й.
Письмо (печатание) слогов с буквой й.
Письмо (печатание) слов с буквой й. Различение на слух, в произношении и на письме букв и-й.
Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами.
Контрольная работа №2.
Анализ контрольной работы.
2 четверть.
Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Письмо (печатание) буквы ь.
Письмо (печатание) слов с буквой ь на конце слова.
Различение на слух, в произношении и на письме слов с твердыми и мягкими согласными на конце.
Письмо (печатание) слов с буквой ь в середине слова.
Письмо (печатание) слов с ь на конце и в середине слова.
Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Контрольная работа №3.
Анализ контрольной работы.
3 четверть.
Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Письмо (печатание) буквы Ее.
Составление и написание слов с буквой е в начале слова.
Звуко-буквенный анализ и написание слов с буквой е - показателем мягкости предшествующей согласной.
Составление и написание слов со стечением согласных в начале слова, составление и написание предложений с этими словами.
Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами.
Контрольная работа №4.
Анализ контрольной работы.
4 четверть.
Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Письмо (печатание) буквы Яя.
Составление и написание слов с буквой я в начале слова и в конце после гласной.
Звуко-буквенный анализ и написание слогов и слов с буквой я как показателем мягкости согласных.
Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости и мягкости буквами а-я.
Итоговая контрольная работа №5.
Анализ контрольной работы.
Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тематика занятий (1 четверть) | Кол-во часов | Сроки проведения | Методы и формы работы с учащимися | Практическая деятельность учащихся | Виды коррекции на уроке |
1. | Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами. | 3 | 02.09 05.09 09.09 | Упражнения для кисти и пальцев рук: «Пальчики проснулись», «Строим дом», «Мы делили апельсин», «Замок», «Гуси, гуси», «Рыбки весело плескались».
Демонстрация образца рукописного начертания печатных букв.
Объяснение – показ написания букв.
Ознакомление с написанием элементов в отдельности и всей буквы й в целом.
Объяснение – показ соединения букв в слоги.
Упражнение в печатании слов и предложений.
Организация наблюдения за произношением звонких и глухих согласных. | Выполнение пальчиковой гимнастики и упражнений: «Лезгинка», «Змея», «Ухо-нос». Целостное восприятие буквы, рассматривание каждого элемента, составление букв из элементов. Письмо в воздухе за учителем, письмо «сухим пером». Печатание букв в тетради по образцу. Печатание слогов в тетради по образцу. Печатание слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Практическое различение звонких и глухих согласных (вибрация и отсутствие вибрации при произнесении звонких и глухих согласных). Запись слогов, слов и предложений. Вставка пропущенной буквы в слове с опорой на наглядность. | Коррекция тонко координированных движений рук на основе упражнений для кисти и пальцев рук. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение. Коррекция фонематического слуха на основе упражнений на внимание. |
2. | Входная контрольная работа №1. | 1 | 16.09 |
3. | Анализ контрольной работы. | 1 | 19.09 |
4. | Письмо (печатание) буквы й. | 2 | 23.09 26.09 |
5. | Письмо (печатание) слогов с буквой й. | 3 | 30.09 03.10 07.10 |
6. | Письмо (печатание) слов с буквой й. Различение на слух, в произношении и на письме букв и-й. | 3 | 10.10 14.10 17.10 |
7. | Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами | 2 | 21.10 24.10 |
8. | Контрольная работа №2. | 1 | 28.10 |
9. | Анализ контрольной работы. | 1 | 07.11 |
| | | |
10. | Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 2 | 11.11 14.11 | Упражнения для кисти и пальцев рук: «Пальчики проснулись», «Строим дом», «Мы делили апельсин», «Замок», «Рыбки весело плескались».
Демонстрация образца рукописного начертания печатных букв.
Объяснение – показ написания букв.
Ознакомление с написанием элементов в отдельности и всей буквы ь в целом.
Объяснение – показ соединения букв в слоги.
Упражнение в печатании слов и предложений.
Организация наблюдения за произношением звонких и глухих согласных. | Выполнение пальчиковой гимнастики и кинезиологических упражнений: «Лезгинка», «Змея», «Ухо-нос».
Целостное восприятие буквы, рассматривание каждого элемента, составление букв из элементов. Письмо в воздухе за учителем, письмо «сухим пером». Печатание букв в тетради по образцу. Печатание слогов в тетради по образцу. Печатание слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Практическое различение звонких и глухих согласных (вибрация и отсутствие вибрации при произнесении звонких и глухих согласных). Запись слогов, слов и предложений с предварительным звуко- буквенным анализом. Вставка пропущенной буквы в слове с опорой на наглядность. | Коррекция тонко координированных движений рук на основе упражнений для кисти и пальцев рук.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
Коррекция фонематического слуха на основе упражнений на внимание.
Коррекция фонематической памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
|
11. | Письмо (печатание) буквы ь. | 2 | 18.11 21.11 |
12. | Письмо (печатание) слов с буквой ь на конце слова. | 2 | 25.11 28.11 |
13. | Различение на слух, в произношении и на письме слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 2 | 02.12 05.12 |
14. | Письмо (печатание) слов с буквой ь в середине слова. Письмо (печатание) слов с ь на конце и в середине слова. | 2 | 09.12 12.12 |
15. | Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 3 | 16.12 19.12 23.12 |
16. | Контрольная работа №3. | 1 | 26.12 |
17. | Анализ контрольной работы. | 1 | 30.12 |
18. | Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 3 | 16.01 20.01 23.01 | Упражнения для кисти и пальцев рук: «Пальчики проснулись», «Строим дом», «Мы делили апельсин», «Замок», «Гуси, гуси», «Рыбки весело плескались».
Демонстрация образца рукописного начертания печатных букв.
Объяснение – показ написания букв.
Ознакомление с написанием элементов в отдельности и всей буквы е в целом.
Объяснение – показ соединения букв в слоги.
Упражнение в печатании слов и предложений.
Организация наблюдения за произношением звонких и глухих согласных. | Выполнение пальчиковой гимнастики и кинезиологических упражнений: «Лезгинка», «Змея», «Ухо-нос». Целостное восприятие буквы, рассматривание каждого элемента, составление букв из элементов. Письмо в воздухе за учителем, письмо «сухим пером». Печатание букв в тетради по образцу. Печатание слогов в тетради по образцу. Печатание слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Практическое различение звонких и глухих согласных (вибрация и отсутствие вибрации при произнесении звонких и глухих согласных). Запись слогов, слов и предложений с предварительным звуко-буквенным анализом. Вставка пропущенной буквы в слове с опорой на наглядность. | Коррекция тонко координированных движений рук на основе упражнений для кисти и пальцев рук.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
Коррекция фонематического слуха на основе упражнений на внимание.
Коррекция фонематической памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
|
19. | Письмо (печатание) буквы Ее. | 3 | 27.01 30.01 03.02 |
20. | Составление и написание слов с буквой е в начале слова. | 3 | 06.02 10.02 13.02 |
21. | Звуко-буквенный анализ и написание слов с буквой е - показателем мягкости предшествующей согласной. | 3 | 17.02 20.02 24.02 |
22. | Составление и написание слов со стечением согласных в начале слова, составление и написание предложений с этими словами. | 3 | 27.02 03.03 06.03 |
23. | Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами. | 3 | 10.03 13.03 17.03 |
24. | Контрольная работа №4. | 1 | 20.03 |
25. | Анализ контрольной работы. | 1 | 24.03 |
26. | Письмо (печатание) слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 2 | 03.04 07.04 | Упражнения для кисти и пальцев рук: «Пальчики проснулись», «Строим дом», «Мы делили апельсин», «Замок», «Гуси, гуси», «Рыбки весело плескались».
Демонстрация образца рукописного начертания печатных букв.
Объяснение – показ написания букв.
Ознакомление с написанием элементов в отдельности и всей буквы я в целом.
Объяснение – показ соединения букв в слоги.
Упражнение в письме слов и предложений.
Организация наблюдения за произношением звонких и глухих согласных. | Выполнение пальчиковой гимнастики и кинезиологических упражнений: «Лезгинка», «Змея», «Ухо-нос». Целостное восприятие буквы, рассматривание каждого элемента, составление букв из элементов. Письмо в воздухе за учителем, письмо «сухим пером». Печатание букв в тетради по образцу. Печатание слогов в тетради по образцу. Печатание слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Практическое различение звонких и глухих согласных (вибрация и отсутствие вибрации при произнесении звонких и глухих согласных). Запись слогов, слов и предложений с предварительным звуко-буквенным анализом. Вставка пропущенной буквы в слове с опорой на наглядность. | Коррекция тонко координированных движений рук на основе упражнений для кисти и пальцев рук.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
Коррекция фонематического слуха на основе упражнений на внимание.
Коррекция фонематической памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
|
27. | Письмо (печатание) буквы Яя. | 2 | 10.04 14.04 |
28. | Составление и написание слов с буквой я в начале слова и в конце после гласной. | 2 | 17.04 21.04 |
29. | Звуко-буквенный анализ и написание слогов и слов с буквой я как показателем мягкости согласных. | 3 | 24.04 28.04 05.05 |
30. | Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости и мягкости буквами а-я. | 3 | 08.05 10.05 12.05 |
31. | Итоговая контрольная работа №5. | 1 | 15.05 |
32. | Анализ контрольной работы. | 1 | 19.05 |
33. | Письмо (печатание) слов и предложений с изученными буквами. | 3 | 22.05 26.05 29.05 |
| Итого за год: | 69ч | | | | |
Учащийся должен уметь:
- различать сходные по начертанию буквы;
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- писать (печатать) изученные буквы, слоги, слова по заданию учителя;
- списывать с печатного текста буквы, отдельные слоги и слова, короткие предложения;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание, которых не расходится с произношением.