СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока биологии в 10 классе "Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит задания и генетические задачи для изучения и закрепления темы учащимися десятых классов. Предусмотрена работа в группах. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока биологии в 10 классе "Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание"»

Конспект открытого урока по биологии. 10 класс


Тема: Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.


Цели урока:

  • изучить основные генетические понятия;

  • раскрыть сущность законов генетики и их цитологические основы;

  • познакомить учащихся с генетической символикой;

  • формировать умение решать генетические задачи;

  • формировать ОУУН: умение ориентироваться в незнакомом тексте, умение слушать диктора при просмотре видеосюжета, умение делать умозаключения;

  • воспитывать уважение к людям науки, формировать представление о научной честности, трудолюбии и аккуратности, как необходимых качествах учёного ; умение организовать деловое сотрудничество в группах; развивать навыки рефлексии.


Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты видеоурока (Инфоурок 9класс), раздаточный материал, оформление класса, бланк отметок для групп


Ход урока.


Мотивационно-целевой этап.

- Добрый день! Сегодня мы проводим необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: повернитесь к гостям лицом и улыбнитесь. Присаживайтесь. В течение урока вы поработаете в небольших группах в научной лаборатории «Аллель» в качестве лаборантов, научных сотрудников. Каждому лаборанту и лаборатории присвоен определённый номер. За работу в каждом из трёх исследований вы будете получать жетоны. Максимальная набранная сумма жетонов поможет вашей лаборатории занять лидирующую позицию. Оценивать вашу работу в течение урока буду я (каждый правильный ответ приносит группе жетон – 1 балл) , а вы сами оцените вклад каждого участника своей группы в конце урока в бланке. Лаборант под №1 – руководитель группы, заполняет бланк.



Лаборатория №

Количество жетонов в группе

Отметка группы

Лабораторная работа

Итоговая отметка
















Вы уже обратили внимание на оформление кабинета. Думаю, вы можете назвать науку, которой принадлежат эти знаки и символы. (генетика) (Учитель в течение урока поощряет правильные ответы жетонами)

Верно. И сегодня мы с вами рассмотрим тему «Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание». Запишите в тетрадях число и тему урока.

Начнём наш урок с примера из жизни. В молодой семье родился ребёнок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребёнок родился голубоглазый.

  • Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли такое?)

  • Кто считает, что это возможно, поднимите руки.

  • Кто считает, что это невозможно?

  • Кто сомневается?

Итак, у нас появилось три мнения и нам необходимо выяснить, какое правильное. Как это можно сделать? (учащиеся предлагают варианты или затрудняются)

Подводящий диалог: когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему, чем вы пользуетесь? (правилом) Генетика как и математика - точная наука и использует правила и законы, которые можно проверить через решение задач. А знаем ли мы законы и умеем ли решать задачи? (нет) Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой, чему научиться? (учащиеся формулируют задачи урока)
  1. Узнать некоторые законы генетики.
  2. Научиться решать генетические задачи на основе этих законов
  3. Доказать возможность или невозможность рождения голубоглазого ребёнка от кареглазых родителей.

Ориентировочный этап.

- Каким образом, из каких источников, мы можем получить необходимые нам знания? (Учебник, учитель, видеоматериалы, Интернет-ресурсы)

- Что мы будем использовать на уроке? (учебник, видеоматериалы, помощь учителя)

Поисково-исследовательский этап.

- Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, вкратце познакомимся с историей науки.

С древнейших времен люди использовали явление наследственности в практических целях. Китайские рукописи свидетельствуют о том, что около 6 тыс. лет назад сорта риса выводили путём гибридизации и отбора. За 4 тыс. лет до н.э. в Вавилоне велись записи о наследовании формы гривы у лошадей.

Но оставался вопрос ПОЧЕМУ? Почему потомки похожи на родителей, но не являются их точной копией. Ответ на этот вопрос дала молодая наука генетика.

- Вспомните материал 9 кл. и ответьте на вопросы:

Что изучает генетика? (наука о закономерностях наследственности и изменчивости)

Что такое наследственность? (способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение)

Что такое изменчивость? (способность приобретать новые признаки и свойства, отличные от родителей)

Наконец, настало время приступить к нашим исследованиям. Для этого

каждая группа получает карточку с заданием. Не вдаваясь в подробности, быстро ищем ответы на вопросы группой. Время работы – 2 мин.

Исследование 1.


№ группы

Изучаемые вопросы и понятия

Где искать

Содержание задания

Время для подготовки

1

Почему Г.Менделя считают основоположником генетики?

В чём проявилось благородство Г.Де Фриза, К.-Э.Корренса и Э.Чермака?

§38, с.140-141

Изучив содержание учебника, выполнить задания:

  • Ответить на поставленные вопросы

  • Дать определения указанным понятиям


2 мин

2

Понятие «чистые линии». Почему для своего исследования Мендель выбрал именно горох?

§38, с.141-142

3

Понятие «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы»

§39, с.143


Обсуждение результатов. Слушаем учащихся под №1 (первый вопрос) и №2 (второй вопрос).

Комментарий: аллельные гены ответственны за проявление одного признака. Разные аллельные гены несут так называемые альтернативные признаки (по типу «или-или»): цветки пурпурные или белые, семена гладкие или морщинистые…


Упражнение 1. Можно ли считать альтернативными признаками пары:


Высокий-низкий, мохнатый – безрогий, круглый – овальный, морщинистый – пурпурный, нормальные крылья – короткие крылья, глухота – толстые губы?

(отвечают из трёх групп лаборанты №4 и №3.)


Исследование 2.

Мендель разработал основной метод изучения наследственности – гибридологический. Сейчас вы посмотрите видеоурок и ответите на вопросы (индивидуально, устно).

  1. В чём суть гибридологического метода? 1гр №1 (скрещивание особей, различающихся каким-то признаком)

  2. По какому признаку различались растения? 2гр.№2 (цвет семян)

  3. Сколько признаков изучается в данном случае? 3гр.№3 (один)

  4. Как называется такое скрещивание? 1гр.№4 (моногибридное)

  5. Какие родительские пары подбирал Мендель для скрещивания? 2гр №1 (чистые линии с зелёными и жёлтыми семенами)

  6. Какое потомство по фенотипу он при этом получил? 3гр.№2 (жёлтое)

  7. Как он объяснил полученные результаты? 1гр.№3 ( жёлтый цвет семян доминирует над зелёным)

  8. Какие закономерности выявил Мендель на основе этого опыта? 2гр№4 и 3гр№1 (закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления)



Физминутка

Возьмите каждый по одной табличке с буквой (на партах). Встаньте в круг.

(Ученики выходят из-за парт, встают в круг. В руках держат карточки с буквами строчными и прописными)

Образуйте пары, гомозиготные по доминантному признаку ( по рецессивному, гетерозиготные). Один ученик (или учитель) проверяет правильность выполнения.


Исследование 3.


Решение задач.

Ознакомление с символикой. (учитель показывает символы, прикреплённые к занавесу доски, учащиеся называют знакомые символы. В случае затруднения учитель оказывает помощь)


Р – родители

F1 – первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

G - гаметы

Х – знак скрещивания

- женская особь (зеркало Венеры)

- мужская особь (щит и меч Марса)

А – ген, отвечающий за доминантный признак (преобладающий, проявляющийся всегда в потомстве, подавляют действие других генов)

а – ген, отвечающий за рецессивный признак (подавляемый)

АА – гомозигота по доминантному гену (давайте вспомним, что такое зигота – это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом по одному от каждого из родителей, приставка гомо- обозначает – одинаковые, гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые гены) )

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа - гетерозигота

В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.

Проверка мнений на доске. (два первых варианта учитель показывает на доске в качестве образца)

Дано

  • А – карий цвет глаз (доминантный)

  • а – голубой цвет глаз (рецессивный)

Найти: Р, F

Первый случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные: Решётка Пеннета

Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.



Второй случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:

Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.



Третий случай рассматривается учащимися самостоятельно (хожу по кабинету и смотрю как идет процесс решения задачи, а затем 1 ученик выходит и решает у доски)

Третий случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:

Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.



Подведение итогов:

- Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные)

- Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили 1и 2 закон(правила) Г.Менделя и научились решать генетические задачи).

Практический этап.

Учащиеся решают задачу самостоятельно в группе и сообщают результат. Учитель наблюдает за ходом решения.


Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещивания»


Тема: Составление простейших схем моногибридного скрещивания

Цель: Научиться составлять простейшие схемы моногибридного скрещивания на основе предложенных данных.

Решите задачу:  Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый? Какова вероятность рождения работящего ребёнка (%) в семье Емели, если жена Емели будет ленива как он сам?


Рефлексивно-оценочный этап.


Фронтальная беседа по вопросам:

  1. На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).

  2. Что такое моногибридное скрещивание? (скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)

  3. С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)

  4. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.

Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.

Решены ли поставленные нами в начале урока задачи?

  1. Оцените работу каждого лаборанта в группе, подсчитайте жетоны, внесите данные в бланк.

  2. Запишите каждый в своей тетради Благодарность Менделю.

  3. В группе выберите лучший вариант благодарности и представьте его другим группам. (заслушивание вариантов)

Домашнее задание :

Запишите домашнее задание.

  • Выучить буквенную символику и термины;

  • §38, 39

  • Урок окончен. Спасибо за работу.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!