Конспект открытого урока по биологии. 10 класс
Тема: Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
Цели урока:
изучить основные генетические понятия;
раскрыть сущность законов генетики и их цитологические основы;
познакомить учащихся с генетической символикой;
формировать умение решать генетические задачи;
формировать ОУУН: умение ориентироваться в незнакомом тексте, умение слушать диктора при просмотре видеосюжета, умение делать умозаключения;
воспитывать уважение к людям науки, формировать представление о научной честности, трудолюбии и аккуратности, как необходимых качествах учёного ; умение организовать деловое сотрудничество в группах; развивать навыки рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты видеоурока (Инфоурок 9класс), раздаточный материал, оформление класса, бланк отметок для групп
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап.
- Добрый день! Сегодня мы проводим необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: повернитесь к гостям лицом и улыбнитесь. Присаживайтесь. В течение урока вы поработаете в небольших группах в научной лаборатории «Аллель» в качестве лаборантов, научных сотрудников. Каждому лаборанту и лаборатории присвоен определённый номер. За работу в каждом из трёх исследований вы будете получать жетоны. Максимальная набранная сумма жетонов поможет вашей лаборатории занять лидирующую позицию. Оценивать вашу работу в течение урока буду я (каждый правильный ответ приносит группе жетон – 1 балл) , а вы сами оцените вклад каждого участника своей группы в конце урока в бланке. Лаборант под №1 – руководитель группы, заполняет бланк.
Лаборатория № | Количество жетонов в группе | Отметка группы | Лабораторная работа | Итоговая отметка |
-
| | | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
Вы уже обратили внимание на оформление кабинета. Думаю, вы можете назвать науку, которой принадлежат эти знаки и символы. (генетика) (Учитель в течение урока поощряет правильные ответы жетонами)
Верно. И сегодня мы с вами рассмотрим тему «Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание». Запишите в тетрадях число и тему урока.
Начнём наш урок с примера из жизни. В молодой семье родился ребёнок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребёнок родился голубоглазый.
Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли такое?)
Кто считает, что это возможно, поднимите руки.
Кто считает, что это невозможно?
Кто сомневается?
Итак, у нас появилось три мнения и нам необходимо выяснить, какое правильное. Как это можно сделать? (учащиеся предлагают варианты или затрудняются)
Подводящий диалог: когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему, чем вы пользуетесь?
(правилом) Генетика как и математика - точная наука и использует правила и законы, которые можно проверить через решение задач. А знаем ли мы законы и умеем ли решать задачи?
(нет) Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой, чему научиться?
(учащиеся формулируют задачи урока) - Узнать некоторые законы генетики.
- Научиться решать генетические задачи на основе этих законов
- Доказать возможность или невозможность рождения голубоглазого ребёнка от кареглазых родителей.
Ориентировочный этап.
- Каким образом, из каких источников, мы можем получить необходимые нам знания? (Учебник, учитель, видеоматериалы, Интернет-ресурсы)
- Что мы будем использовать на уроке? (учебник, видеоматериалы, помощь учителя)
Поисково-исследовательский этап.
- Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, вкратце познакомимся с историей науки.
С древнейших времен люди использовали явление наследственности в практических целях. Китайские рукописи свидетельствуют о том, что около 6 тыс. лет назад сорта риса выводили путём гибридизации и отбора. За 4 тыс. лет до н.э. в Вавилоне велись записи о наследовании формы гривы у лошадей.
Но оставался вопрос ПОЧЕМУ? Почему потомки похожи на родителей, но не являются их точной копией. Ответ на этот вопрос дала молодая наука генетика.
- Вспомните материал 9 кл. и ответьте на вопросы:
Что изучает генетика? (наука о закономерностях наследственности и изменчивости)
Что такое наследственность? (способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение)
Что такое изменчивость? (способность приобретать новые признаки и свойства, отличные от родителей)
Наконец, настало время приступить к нашим исследованиям. Для этого
каждая группа получает карточку с заданием. Не вдаваясь в подробности, быстро ищем ответы на вопросы группой. Время работы – 2 мин.
Исследование 1.
№ группы | Изучаемые вопросы и понятия | Где искать | Содержание задания | Время для подготовки |
1 | Почему Г.Менделя считают основоположником генетики? В чём проявилось благородство Г.Де Фриза, К.-Э.Корренса и Э.Чермака? | §38, с.140-141 | Изучив содержание учебника, выполнить задания: | 2 мин |
2 | Понятие «чистые линии». Почему для своего исследования Мендель выбрал именно горох? | §38, с.141-142 |
3 | Понятие «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы» | §39, с.143 |
Обсуждение результатов. Слушаем учащихся под №1 (первый вопрос) и №2 (второй вопрос).
Комментарий: аллельные гены ответственны за проявление одного признака. Разные аллельные гены несут так называемые альтернативные признаки (по типу «или-или»): цветки пурпурные или белые, семена гладкие или морщинистые…
Упражнение 1. Можно ли считать альтернативными признаками пары:
Высокий-низкий, мохнатый – безрогий, круглый – овальный, морщинистый – пурпурный, нормальные крылья – короткие крылья, глухота – толстые губы?
(отвечают из трёх групп лаборанты №4 и №3.)
Исследование 2.
Мендель разработал основной метод изучения наследственности – гибридологический. Сейчас вы посмотрите видеоурок и ответите на вопросы (индивидуально, устно).
В чём суть гибридологического метода? 1гр №1 (скрещивание особей, различающихся каким-то признаком)
По какому признаку различались растения? 2гр.№2 (цвет семян)
Сколько признаков изучается в данном случае? 3гр.№3 (один)
Как называется такое скрещивание? 1гр.№4 (моногибридное)
Какие родительские пары подбирал Мендель для скрещивания? 2гр №1 (чистые линии с зелёными и жёлтыми семенами)
Какое потомство по фенотипу он при этом получил? 3гр.№2 (жёлтое)
Как он объяснил полученные результаты? 1гр.№3 ( жёлтый цвет семян доминирует над зелёным)
Какие закономерности выявил Мендель на основе этого опыта? 2гр№4 и 3гр№1 (закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления)
Физминутка
Возьмите каждый по одной табличке с буквой (на партах). Встаньте в круг.
(Ученики выходят из-за парт, встают в круг. В руках держат карточки с буквами строчными и прописными)
Образуйте пары, гомозиготные по доминантному признаку ( по рецессивному, гетерозиготные). Один ученик (или учитель) проверяет правильность выполнения.
Исследование 3.
Решение задач.
Ознакомление с символикой. (учитель показывает символы, прикреплённые к занавесу доски, учащиеся называют знакомые символы. В случае затруднения учитель оказывает помощь)
Р – родители
F1 – первое поколение потомков
F2 – второе поколение потомков
G - гаметы
Х – знак скрещивания
♀ - женская особь (зеркало Венеры)
♂ - мужская особь (щит и меч Марса)
А – ген, отвечающий за доминантный признак (преобладающий, проявляющийся всегда в потомстве, подавляют действие других генов)
а – ген, отвечающий за рецессивный признак (подавляемый)
АА – гомозигота по доминантному гену (давайте вспомним, что такое зигота – это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом по одному от каждого из родителей, приставка гомо- обозначает – одинаковые, гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые гены) )
аа – гомозигота по рецессивному гену
Аа - гетерозигота
В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.
Проверка мнений на доске. (два первых варианта учитель показывает на доске в качестве образца)
Дано
Найти: Р, F
Первый случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные: Решётка Пеннета
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Второй случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Третий случай рассматривается учащимися самостоятельно (хожу по кабинету и смотрю как идет процесс решения задачи, а затем 1 ученик выходит и решает у доски)
Третий случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.
Подведение итогов:
- Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные)
- Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили 1и 2 закон(правила) Г.Менделя и научились решать генетические задачи).
Практический этап.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в группе и сообщают результат. Учитель наблюдает за ходом решения.
Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещивания»
Тема: Составление простейших схем моногибридного скрещивания
Цель: Научиться составлять простейшие схемы моногибридного скрещивания на основе предложенных данных.
Решите задачу: Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый? Какова вероятность рождения работящего ребёнка (%) в семье Емели, если жена Емели будет ленива как он сам?
Рефлексивно-оценочный этап.
Фронтальная беседа по вопросам:
На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).
Что такое моногибридное скрещивание? (скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)
С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.
Решены ли поставленные нами в начале урока задачи?
Оцените работу каждого лаборанта в группе, подсчитайте жетоны, внесите данные в бланк.
Запишите каждый в своей тетради Благодарность Менделю.
В группе выберите лучший вариант благодарности и представьте его другим группам. (заслушивание вариантов)
Домашнее задание :
Запишите домашнее задание.